Недействующий

О городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2005-2007 годы)" (с изменениями на 15 сентября 2009 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 01.10.2013 N 649-ПП)

Раздел 5

     
Укрепление и развитие материально-технической
 базы учреждений культуры

     
Основные задачи и мероприятия по укреплению и
 развитию материально-технической базы
 учреждений культуры, их финансовое
обеспечение на 2005-2007 годы

     
(Приложения 1-10)


Программа "Культура Москвы (2005-2007 годы)" в части развития материально-технической базы учреждений культуры направлена на решение двух основных блоков задач:

- создание новых современных условий для творческой деятельности учреждений культуры за счет капитальных вложений в новое строительство объектов с максимально возможным увеличением доли внебюджетных инвестиций;

- поддержка и поэтапное развитие материально-технической базы, технического оснащения отрасли за счет средств, выделяемых городом на текущее содержание, а также доходов от основной уставной и предпринимательской деятельности учреждений культуры.

Первый блок задач решается в основном за счет капитальных вложений в отрасль (бюджетных и внебюджетных инвестиций).

Увеличение объема городской инвестиционной программы (прил. N 1) по отрасли планируется при базовом варианте с 3,0 млрд.руб. в 2005 году до 3,3 млрд.руб. в 2007 году; при реалистическом - до 5,2 млрд.руб.; при оптимистическом - до 6,5 млрд.руб.

Основные приоритеты - (основа базового варианта) завершение реконструкции музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, строительство здания театра "Мастерская П.Фоменко", завершение строительства фондохранилища Дарвиновского музея, начало реконструкции театра "Геликон-опера", Мультимедийного комплекса актуальных искусств по ул.Остоженка, детских музыкальных школ имени Гнесиных и имени Ю.Шапорина.

Реалистический вариант финансирования программы позволит увеличить вводную программу с 12 объектов по базовому варианту до 16-17 объектов, в определенной степени сократить "долгострой" (остаток сметной стоимости строительства по ранее принятым распорядительным документам, предусматривающим бюджетное финансирование, превысил 20,0 млрд.руб.).

Оптимистический вариант позволит приступить к реализации проектов реконструкции окружных объектов местной сети обслуживания в тех районах, где в связи с дефицитом земельных участков нет возможности рассматривать варианты привлечения сторонних инвестиций.

На основании постановления Правительства Москвы от 27.08.2002 N 695-ПП НИиПИ Генерального плана города Москвы по заказу Комитета по культуре осуществляет разработку Генеральной схемы развития и размещения объектов культуры на территории города до 2020 года.

В рамках разработки проведен анализ и дана оценка существующего состояния сети объектов культуры в Москве на 01.01.2004.

По оценке, проведенной в ходе этой работы, потребность в расчетной сети местного уровня обслуживания (детские музыкальные школы и школы искусств, библиотеки, кинотеатры, выставочные залы и клубы) составляет в настоящее время около 4,7 млн.кв.м общей площади, при сложившейся сети 0,9 млн.кв.м.

Дефицит общей площади учреждений культуры составляет 3,8 млн.кв.м. В среднем в год осуществляется ввод не более 10-15,0 тыс.кв.м площади для размещения объектов местного уровня обслуживания с учетом передачи в городскую сеть ведомственных учреждений.

Самый острый недостаток по всем видам культурного обслуживания существует в новых жилых районах за пределами МКАД, входящих в состав Северо-Западного, Восточного, Юго-Восточного и Юго-Западного административных округов (Митино, Новокосино, Жулебино, Бутово).

Дальнейшее развитие сети учреждений культуры местного уровня, поэтапное устранение диспропорций в обеспечении населения объектами культуры повседневного и периодического обслуживания населения должно быть решено в основном за счет внебюджетных инвестиций (прил. N 2) в строительство многофункциональных комплексов при возможной точечной застройке и в строительство профильных учреждений при комплексной застройке и реконструкции микрорайонов в соответствии с проектами планировок.

Программой предусматривается начало строительства и реконструкции 12 культурно-досуговых центров, 5 библиотек, 6 детских музыкальных школ.

За счет сторонних инвестиций предполагается укрепить материально-техническую базу 17 театров, из них по 9 инвестиционные контракты имеются или находятся в стадии заключения (Детский театр эстрады, театры МОСТ, На Юго-Западе, имени Пушкина и др.), а по остальным предполагается проработка вопроса включения их в реестр конкурсных объектов в качестве доли города (театры "Человек", "Жар-птица", имени Р.Симонова, "Около дома Станиславского", "Гжель", "Новый драматический театр" и др.).

Доля внебюджетных средств в период реализации программы должна составить не менее до 45-50% от объема городской инвестиционной программы, что оптимально для продолжающегося переходного процесса от планово-экономических к рыночным отношениям.

Второй блок задач предполагается решить за счет средств, выделяемых на текущее содержание подведомственной сети.

Комплексные капитальные ремонты (прил. N 3) объектов в период реализации программы будут осуществляться исходя из фактической финансовой возможности этапами, по разработанной и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации.

Особенно остро стоит вопрос проведения реставрационных работ в зданиях-памятниках истории и культуры, находящихся на балансе Главного управления охраны памятников и переданных учреждениям культуры на основании охранно-арендных договоров, предусматривающих проведение восстановительных работ за счет средств арендаторов. Оплата этих дорогостоящих работ традиционно осуществляется в рамках средств, выделяемых Комитету по культуре города Москвы по статье "Капитальный ремонт", что в условиях дефицита финансирования зачастую приводит к дальнейшему обветшанию помещений.

В целях сохранения культурного наследия в Москве представляется своевременным, по аналогии с Федеральной целевой программой "Культура России (2002-2005 годы)" отдельно выделить эту задачу (прил. N 8) с учетом реализации мероприятий, предусмотренных имеющимися постановлениями Правительства Москвы по данному направлению ("Венок русских усадеб" и др.).

Приоритетные направления капитального ремонта городских учреждений - концентрация средств на завершение затянувшихся ремонтов театров "У Никитских ворот", "Центр режиссуры и драматургии", имени Моссовета, "На Малой Бронной", библиотеки имени Н.В.Гоголя.

Аналогичный подход к решению этих задач предполагается и по окружным объектам.

Реалистический и оптимистический варианты финансирования программы позволят приступить к реализации ряда проектов по капитальному ремонту театров "Ромэн", имени М.Ермоловой, имени Н.В.Гоголя, Юного зрителя, парков имени М.Горького, "Сокольники", а также реставрационным работам в музеях имени В.А.Тропинина, имени А.Н.Скрябина, объектах Музея истории Москвы (Западный и Восточный флигеля, Конный двор усадьбы Кузьминки), музейное объединение "Музеон" (Дом Третьяковых), Музея-панорамы "Бородинская битва" (Кутузовская изба) и др.

Для решения ежегодных задач, связанных со спецификой работы учреждений культуры, по подготовке к открытию сезонов театров, парков (на эти цели направляется до 50-60% выделяемых в настоящее время средств) предусмотренные расходы на текущий ремонт (прил. N 4) в среднем соответствуют уровню основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 годы. Кроме того, не менее 30-35% от общего объема затрат дополнительно предусматривается за счет вложений доходов от основной уставной и предпринимательской деятельности учреждений.