ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2005 года N 180-ПП
О городской целевой комплексной программе
"Культура Москвы (2005-2007 годы)"
(с изменениями на 15 сентября 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 1 октября 2013 года N 649-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 года N 759-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 47, 25.08.2009);
постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2009 года N 999-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009).
____________________________________________________________________
В целях решения задач комплексного социально-экономического развития города в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере культуры, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)", и в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить городскую целевую комплексную программу "Культура Москвы (2005-2007 годы)" (далее - Программа), согласно приложению.
2. Определить основными задачами реализации Программы устойчивое развитие отрасли культуры и расширение культурного пространства города за счет развития творческих инициатив, укрепления материально-технической базы учреждений культуры и творческих коллективов, организации их взаимодействия с общественными и творческими организациями, действующими в сфере культуры и искусства.
Нацелить деятельность исполнителей и участников программных мероприятий на решение актуальных проблем города:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- воспитание культуры межнациональных отношений;
- развитие системы художественного и эстетического воспитания детей;
- обеспечение доступности к культурным ценностям;
- организация системы социально-культурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма;
- профилактика беспризорности и безнадзорности среди детей и подростков.
3. Возложить на Комитет по культуре города Москвы функции Государственного заказчика - координатора работы по выполнению мероприятий Программы. Обеспечить взаимоувязанность ее положений с федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)", Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, а также целевыми программами структурных подразделений Правительства Москвы, участвующих в реализации социальной политики города.
4. Возложить функции государственных заказчиков Программы в части их касающейся на Департамент образования города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в целях обеспечения безусловного выполнения Программы.
Государственным заказчикам представлять в Комитет по культуре города Москвы информацию о ходе выполнения мероприятий Программы за каждое полугодие (1 августа и 1 февраля) с указанием финансовых затрат.
5. Определить статус Программы как базового документа для разработки планов, программ и проектов социально-экономического развития административных округов и города в целом в части развития сферы культуры и искусства.
6. Считать целевую комплексную программу развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 8 июня 2004 года N 389-ПП, подпрограммой в составе городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 годы)".
7. Комитету общественных связей города Москвы, Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы в ходе реализации Программы организовать взаимодействие учреждений культуры и общественных организаций города, в том числе профсоюзов, ветеранских организаций, национальных объединений, в воспитательной работе с детьми и молодежью и поддержку негосударственных организаций, действующих в сфере культуры.
8. Префектурам административных округов города Москвы внести изменения в программы социально-экономического развития округов, руководствуясь задачами, приоритетными направлениями работы и мероприятиями в сфере культуры, предусмотренными Программой, исходя из возможностей средств целевого бюджетного фонда развития территорий города Москвы в пределах годовых лимитов, предусмотренных на эти цели в 2005-2007 годах.
9. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2004 года N 824-ПП "О выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и "Фили" префектурам Восточного и Западного административных округов города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы, Комитетом по культуре города Москвы и дирекциями государственных учреждений культуры (парки культуры и отдыха) активизировать в 2005 году работу по выводу сторонних непрофильных предприятий и организаций с территорий парков культуры и отдыха города Москвы.
10. Комитету по культуре города Москвы осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год.
11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать работу по информационному обеспечению Программы в городских средствах массовой информации.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Городская целевая комплексная программа
"Культура Москвы (2005-2007 годы)"
Наименование Программы | Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 годы)". | |||
Дата принятия правового акта о разработке программы | ||||
Государственный заказчик - координатор программы | Комитет по культуре города Москвы. | |||
Государственные заказчики | Департаменты: образования, социальной защиты населения, экономической политики и развития города Москвы, комитеты: по делам семьи и молодежи, физической культуры и спорта, общественных связей, межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. | |||
Основные разработчики программы | - Структурные подразделения Комитета по культуре города Москвы. | |||
Цель программы | Основной целью Программы является оптимизация и модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и технологическое совершенствование, повышение роли культуры в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей столицы. | |||
Задачи программы | - Совершенствование форм государственной поддержки творческой деятельности, создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил столицы. | |||
- Комплексная модернизация и создание инфраструктуры учреждений культуры города с целью повышения культурного уровня и разнообразия услуг в досуговой сфере. Развитие многофункциональных культурных центров на базе "классических" учреждений культуры. | ||||
- Устранение неравномерности развития социально-культурной инфраструктуры в округах и районах города. Приоритетное развитие социально-культурной инфраструктуры в новых, особенно отдаленных от центральной части города, жилых массивах. | ||||
- Обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и досуга, ориентированных на работу с подростками и молодежью. Разработка и создание системы новых учреждений - молодежных многофункциональных центров клубного типа. | ||||
- Повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов, а также эффективное использование возможностей современной информационно-коммуникативной среды для проведения культурной политики города. | ||||
- Организация и поддержка в условиях многонационального мегаполиса различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения жителей города различных наций и народностей. | ||||
- Наращивание межрегиональных и международных культурных связей Москвы в целом и прямых партнерских связей отдельных творческих коллективов и учреждений культуры. | ||||
- Дальнейшее развитие материально-технической и финансовой базы учреждений культуры города. | ||||
Сроки и этапы выполнения программы | 2005-2007 годы. | |||
Перечень разделов и основных мероприятий | 1. Развитие учреждений культуры города и совершенствование их деятельности. Система мероприятий Комитета по культуре города Москвы по всем типам учреждений культуры и видам деятельности. | |||
2. Взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Комплекса социальной сферы города Москвы, Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений и с Московским городским профессиональным Союзом работников культуры. Система совместных мероприятий структурных подразделений Комплекса социальной сферы города Москвы и подразделений Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений с Комитетом по культуре города Москвы. | ||||
3. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры. Система мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений культуры, включая информатизацию отрасли и оснащение специализированным оборудованием. | ||||
Исполнители разделов и основных мероприятий | Комитет по культуре города Москвы, подразделения Комплекса социальной сферы города Москвы, подразделения Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений, учреждения и организации культуры города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, научные и образовательные организации, творческие Союзы и деятели искусств. | |||
Объемы и источники финансирования программы | Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета города Москвы и его доходной части. | |||
Впервые в программе рассматривается возможность финансирования реализации мероприятий в период 2005-2007 годов по трем вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому. При этом предусматривается наращивание и стабилизация внебюджетной составляющей в структуре общего бюджета учреждений культуры в размере до 30%. | ||||
Сроки по годам | Объемы финансирования программы, млн.руб. по вариантам | |||
базовый | реалистический | оптимистический | ||
2005-2007 годы | 49056,8 | 54344,1 | 63432,8 | |
в том числе: | ||||
2005 | 14421,4 | 15086,5 | 15086,5 | |
2006 | 16272,5 | 18085,9 | 21382,7 | |
2007 | 18363,9 | 21171,7 | 26963,6 | |
|
| |||
2. Совершенствование и модернизация деятельности учреждений сферы культуры (музеев, выставочных залов, библиотек, клубов, парков культуры и отдыха, кинотеатров), мобилизация их резервов за счет внедрения новых коммуникативных, информационных и управленческих технологий, а также - укрепления сотрудничества с общественными объединениями и творческими союзами. | ||||
3. Создание на основе действующих учреждений культуры многофункциональных культурных центров с развитой инфраструктурой за счет освоения современных форм культурно-досуговой деятельности и внедрения современных учреждений культуры - молодежных многофункциональных центров. | ||||
4. Достижение инновационного развития и расширения культурной среды города за счет укрепления культурных традиций и введения новаций в культурную жизнь Москвы. | ||||
5. Обеспечение доступности учреждений культуры, культурных благ для всех категорий населения путем равномерного развития социально-культурной инфраструктуры во всех районах города, а также за счет льготного и бесплатного посещения культурных учреждений учащимися, создания необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями. | ||||
6. Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее международного авторитета за счет интеграции культуры города в мировое и общероссийское культурное пространство. | ||||
7. Гармонизация межнациональных отношений на основе взаимодействия и взаимообмена культур жителей многонационального мегаполиса. | ||||
8. Достижение нового качественного уровня в кадровом социальном, правовом и научно-методическом обеспечении, рост социальной защищенности работников отрасли, повышение престижа работы в учреждениях культуры города. | ||||
9. Устойчивое функционирование и развитие учреждений культуры города за счет планомерного укрепления материально-технической базы, в том числе за счет ввода дополнительных площадей учреждений культуры в количестве - 95416,6 (базовый вариант), 106510,5 (реалистический вариант), 221899,2 кв.м (оптимистический вариант). Кроме того - за счет проведения капитального ремонта при базовом варианте - 48 объектов культуры, при реалистическом - 51 объект культуры, при оптимистическом варианте - 110 объектов культуры. |
Настоящая Программа является основным базовым документом для разработки планов, программ и проектов социально-экономического развития административных округов и города Москвы в целом в части развития сферы культуры и искусства на период 2005-2007 годов.
При создании Программы применен программно-целевой метод, направленный на развитие культуры Москвы в период продолжающихся качественных социально-экономических реформ. Система мероприятий Программы отражает преемственность с выполненной Городской целевой комплексной программой "Культура Москвы (2002-2004 годы)" и согласована с действующими городскими и федеральными целевыми программами.
Пути решения проблем культурной сферы, предложенные в Программе, учитывают опыт реализации государственной культурной политики в 2002-2004 годах, а также основаны на результатах фундаментальных комплексных научных исследований, проведенных Единым научно-методическим центром Комитета по культуре города Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований Российской академии наук в 2002-2004 годах, среди которых: "Социальная сфера города в оценках населения столицы", "Москвичи о повышении своего образовательного, культурного уровня и организации досуга", "Москвичи о состоянии публичных библиотек города", "Мнение москвичей о театрах, театральном искусстве: состояние и тенденции развития", "Влияние средств массовой информации на формирование культурных запросов молодежи в Москве", "Молодежь и преступность", "Профилактика негативных явлений в молодежной среде средствами культуры и искусства", "Молодые москвичи об историко-культурных, патриотических и интернациональных традициях столицы", "Экология сознания, духовности и культуры", "Молодежь и музыка", "Клуб - вчера, сегодня и завтра", "Клуб - центр культурных традиций и инноваций", "Москвичи о символике Москвы и России", Информационно-аналитическими источниками Программы являются материалы Московского городского комитета государственной статистики, подразделений Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, ГИВЦ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Единого научно-методического центра Комитета по культуре города Москвы, Института социально-политических исследований Российской академии наук, официальная информация органов государственной власти, учреждений культуры, общественных объединений и творческих союзов.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Опыт культурного строительства в современных условиях и большой культурный потенциал столицы обуславливают необходимость систематической комплексной модернизации и целевой поддержки развития сферы культуры города. Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики Правительства Москвы должна стать Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 годы)".
Многообразие учреждений культуры и сфер их деятельности, составляющих отрасль культуры Москвы, необходимость решать стоящие перед ней проблемы в тесном взаимодействии с органами власти всех уровней, с государственными и негосударственными учреждениями, общественными организациями и творческими союзами обуславливают необходимость решения поставленных задач программными методами в рамках городской целевой программы. Полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса как Культура Москвы возможно только при наличии среднесрочного стратегического плана - программы комплексного развития.