Концепция разработана в соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, которая определила курс на качественные преобразования во всех направлениях деятельности и секторах потребительского рынка, в том числе и в оптовой торговле непродовольственными товарами.
В последние годы на основе роста денежных доходов населения рынок непродовольственных товаров Москвы развивается наиболее высокими темпами, в результате в розничном товарообороте и материально-технической базе торговли происходят значительные структурные изменения. По данным за 2003 год доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота достигла 59%. Отражением этой тенденции стало быстрое увеличение торговых площадей для продажи населению непродовольственных товаров. На 1 января 2004 года розничная сеть по продаже этих товаров составила 12566 единиц стационарных предприятий и увеличилась за два года на 139%. В результате доля торговых площадей по продаже непродовольственных товаров составила 65% от всех торговых площадей розничной торговли Москвы. Московский рынок стал наиболее привлекательной сферой реализации товаров, как для российских товаропроизводителей, так и для импортеров.
Для удовлетворения все более возрастающего спроса населения на непродовольственные товары увеличились масштабы межрегионального сотрудничества по экономическому обмену товарами.
Под воздействием этих объективных факторов Москва превратилась в общероссийский "распределительный центр" непродовольственных товаров, что подтверждается следующими данными. По итогам 2003 года доля Москвы во всем объеме розничной торговли РФ составляла 28%, доля оптовой торговли Москвы во всем объеме оптовой торговли РФ в целом - 40,8%, а доля оптового оборота по непродовольственным товарам - 47%.
В перспективе до 2020 года под воздействием роста реальных доходов населения, а также повышения качества жизни москвичей роста обеспеченности жильем, личным автотранспортом, дачными участками - усилится спрос на предметы домашнего обихода, мебель, товары для спорта и туризма, строительные материалы и другие.
В этих условиях дальнейшее развитие рынка непродовольственных товаров Москвы и Московского региона в целом в огромной степени зависит от функционирования эффективной оптовой торговли, способной в широких масштабах и с наименьшими издержками обеспечить товароснабжение розницы и межрегионльный обмен товарами.
Анализ современного состояния оптовой торговли непродовольственными товарами показал, что достигнутый уровень организационно-технического развития опта, его складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и наращиванию соответствующего товарного предложения.
На сегодня сложилась и действует многоканальная и много звеньевая система товароснабжения розницы, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что, ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен.
В результате роль оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачена, что проявляется в снижении места и роли оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, в организации их поставок в розничную торговлю, в организации сбыта продукции московских товаропроизводителей. Как показывают статистические материалы, доля поставок непродовольственных товаров в целом всеми типами оптовых организаций, которые в настоящее время практически на 100% являются частными и акционерными, включая малые, составляет 28% от всех поступлений в розницу, а по такой значительной товарной группе, как одежда и обувь, еще ниже - от 15% до 20%. С другой стороны, физические лица, так называемые "внутренние челноки", обеспечивают 18% поставок непродовольственных товаров в розницу.
Между тем в экономически развитых странах Запада роль оптового звена в процессе обращения товаров не только не снижается, но и приобретает новое качество.
Несмотря на то, что большое развитие получили все формы оптовых продаж (через сеть агентов, брокеров, бирж, торговую сеть товаропроизводителей), в таких странах как США, ФРГ, Франция, Швеция и других, наибольший удельный вес в обороте приходится на независимые оптовые фирмы. По данным Мюнхенского Института экономических исследований, через каналы оптовой торговли в Германии реализуется до 36% всех непродовольственных товаров. Ценовые обследования, проведенные в США показали, что 69% предприятий, производящих промышленные товары, пользуются услугами "независимых" оптовых фирм, а всего на их долю приходится более 35% всех поставок непродовольственных товаров.
При этом их функция как оптового посредника качественно видоизменилась: предоставляя клиентам, целый комплекс сервисных, финансовых и производственных услуг, оптовые фирмы стали основным звеном, который формирует и организует территориальное распределение товарных потоков.
Решение накопившихся в этой сфере проблем и перспективные задачи по развитию розничного товарооборота потребовали необходимость разработки концепции ее развития на среднесрочный период.
Данная Концепция разработана впервые. Она подготовлена на основе проведенных Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы исследований и аналитических разработок Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
Концепция основывается на учете итогов развития потребительского рынка Москвы и оптовой торговли непродовольственными товарами за время экономических реформ, необходимости поддержки и развития положительных тенденций в организационных формах оптовой торговли, в формировании розничных сетевых структур по непродовольственным товарам.
При определении приоритетных направлений в развитии оптовой торговли на период до 2007 года и мероприятий по их реализации учитывалась следующая целевая функция Концепции: обновленная система товародвижения должна быть ориентирована на конкурентный оптовый рынок, снижение издержек обращения, сокращение звенности, стабилизацию цен, укрепление связей с региональными товарными рынками, обеспечение входного контроля за качеством товаров и снижение поступления на рынок контрафактной продукции, сокращение "теневого" сектора в оптовом обороте, усиление налогового контроля за реальным товарооборотом и увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему города.
Важнейшей функцией Концепции является поддержка московской промышленности в создании и развитии эффективной системы сбыта продукции на основе формирования собственных оптовых звеньев торговли, единых распределительных центров, оптово-розничных центров, оптово-розничных объединений группы товаропроизводителей.
Мероприятия по реализации Концепции увязываются с показателями Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения на период до 2020 года; Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 годы, решениями Правительства Москвы по усилению социальной направленности потребительского рынка.