Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2004 года N 898-ПП


О Концепции развития оптовой торговли непродовольственными
товарами в городе Москве на 2005-2007 годы

(с изменениями на 16 августа 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 27 октября 2009 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 13 октября 2009 года N 1106-ПП

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 628-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 50, 07.09.2005).

____________________________________________________________________



Правительство Москвы отмечает, что на потребительском рынке под воздействием роста реальных доходов населения происходят глубокие качественные изменения. В структуре расходов населения опережающими темпами увеличиваются затраты на покупку непродовольственных товаров. В результате доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота повысилась до 59% по сравнению с 53% в 1994 году. Для реализации возрастающих объемов непродовольственных товаров развивается и обновляется сеть магазинов. На 1 января 2004 года она составила 12566 единиц стационарных предприятий с торговой площадью 3380 тыс.кв.м или 65% от всех торговых площадей розничной торговли. Сформировались и действуют более 50 крупных розничных торговых сетей по продаже непродовольственных товаров.

Развивается сеть крупных торговых центров, открываются новые форматы магазинов: моллы, гипермаркеты, товары для дома и сада и так далее.

Значительных объемов достигло межрегиональное сотрудничество по поставкам товаров. Москва стала главным общероссийским центром по обмену товарами. На ее долю приходится 47% всего оптового оборота непродовольственных товаров в Российской Федерации. Через Москву в страну поступает 62% импорта по этой группе товаров, 38% всего оптового оборота непродовольственных товаров приходится на вывоз в другие регионы.

Все эти факторы обусловливают повышение роли оптовой торговли как основного регулятора рынка. Однако достигнутый уровень оптовой торговли непродовольственными товарами не соответствует возросшим требованиям рынка и не в полной мере выполняет свою роль основного связующего звена между товаропроизводителями и розничной торговлей, а также не способствует решению ряда городских задач.

За годы реформ роль оптовой торговли в формировании товарных ресурсов для розничной торговли снизилась. Доля поставок непродовольственных товаров в розницу оптовыми организациями составляет 28% от всех поступлений в целом, в то же время физические лица обеспечивают 18% поступлений. Более одной трети поставок вынуждены обеспечивать сами товаропроизводители.

Сложившееся положение объясняется тем, что, несмотря на значительный рост числа оптовых посредников в последние годы, качественных преобразований в организации оптовой торговли, в технологии товароснабжения и складской инфраструктуре не произошло. Количественный рост произошел за счет появления большого числа мелких фирм-посредников и физических лиц без образования юридического лица.

Крупные и средние предприятия составляют лишь 8% от всех оптовых организаций и они формируют только 57% оптового оборота города Москвы. В результате сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая из преимущественно мелких фирм и физических лиц, которые в силу объективных причин не способны обеспечить стабильность в товароснабжении магазинов, входной контроль качества товаров, предоставить необходимый уровень сервисных услуг.

В оптовой торговле непродовольственными товарами не получили своего развития более прогрессивные типы предприятий распределительные центры, оптово-розничные объединения, логистические центры. Не внедряются современные прогрессивные технологии управления поставками, основанные на автоматизации процессов товародвижения. По существу, утрачен входной контроль за качеством товаров.

Наиболее узким местом в оптовой торговле является устаревшая складская инфраструктура. По уровню обеспеченности современными складскими площадями Москва значительно отстает от европейских столиц. В результате до 55% складов арендуются в неприспособленных помещениях, что порождает низкий технический уровень обработки грузов и высокие издержки по их хранению.

Недостаточное развитие получил сектор транспортно-логистических и сервисных услуг по организации грузооборота и товародвижения.

В целях повышения роли оптовой торговли в организации рационального товароснабжения розничной торговли, в обеспечении сбыта продукции московских товаропроизводителей и дальнейшего роста межрегионального обмена товарами Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы (далее - Концепция), согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

2. Считать предприятия оптовой торговли и складской инфраструктуры особо социально значимыми объектами для потребительского рынка города Москвы.

3. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы разработать совместно с департаментами, комитетами, управлениями и префектурами административных округов города Москвы, задействованными в реализации Концепции, и в двухмесячный срок утвердить план организационных мероприятий по реализации Концепции, предусмотрев в нем:

- проведение работы с предприятиями московской промышленности по отбору наиболее эффективных проектов оптовых и распределительных центров для формирования товаропроводящей сети;

- меры по развитию и укреплению межрегионального сотрудничества по обмену товарами;

- экспертизу проектов новых объектов оптовой торговли с участием общественных объединений предпринимателей;

- разработку совместно с сетевыми розничными структурами и оптовыми предприятиями планов подготовки кадров новых специальностей.

Установить, что участники реализации Концепции предоставляют в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы ежегодно до 15 января годовую информацию о ходе ее выполнения в установленном порядке.

Координацию работы по организации выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией, и предоставление в Правительство Москвы обобщенной ежегодной информации о ходе ее реализации возложить на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.

4. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при разработке программы развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы определить конкретные задания по дальнейшему реформированию оптовой торговли непродовольственными товарами на основе приоритетных направлений, определенных Концепцией.

5. Установить, что на период до 2010 года в Москве необходимо ввести в действие не менее 1200 тыс.кв.м современных складских площадей европейского уровня качества для развития оптовой торговли непродовольственными товарами, в том числе не менее 750 тыс.кв.м на первом этапе в соответствии с Программой открытия крупных объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры на 2005-2007 годы, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

6. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Москомархитектурой при участии ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" по заказу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы:

6.1. Разработать в 2005 году на среднесрочный период отраслевую схему размещения объектов оптовой торговли и на ее основе адресный перечень строительства объектов оптовой торговли непродовольственными товарами с учетом раздела 1 приложения 2 к настоящему постановлению.          

6.2. При проведении работ по актуализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года предусмотреть в ней размещение объектов оптовой торговли непродовольственными товарами, в том числе в промышленных зонах.

7. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Москомархитектурой и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы сформировать график подготовки градостроительной документации по объектам оптовой торговли непродовольственными товарами с учетом пунктов 6.1 и 10 настоящего постановления (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 628-ПП - см. предыдущую редакцию).

     

8. Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы в установленном порядке организовать подготовку и проведение конкурсных торгов на право инвестирования строительства объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры после выполнения пункта 10 настоящего постановления, разработки и утверждения конкурсной документации (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 628-ПП - см. предыдущую редакцию).

9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы оформлять победителям конкурсов (п.8) договоры аренды земли для размещения объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры на условиях, определенных конкурсной документацией.

10. Департаменту экономической политики и развития города Москвы на основании представляемой Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы градостроительной документации в объеме, установленном распоряжением Правительства Москвы от 18 марта 2005 года N 391-РП "Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу", осуществлять разработку стартовых условий для проведения конкурсов и аукционов по объектам оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры.

10.1. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы определить и в 2-недельный срок представить в Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и Москомархитектуру перечень первоочередных объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры, планируемых к размещению на территориях промышленных зон города.

10.2. Москомархитектуре обеспечить по заявке Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы разработку актов разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для размещения оптовых центров торговли непродовольственными товарами на основании утвержденных проектов планировок.

(Пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 628-ПП - см. предыдущую редакцию)

11. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы провести в первом полугодии 2005 года исследование по развитию производства и поставки на рынок непродовольственных товаров московскими предприятиями с разработкой предложений по организации производства новых видов конкурентоспособной продукции для реализации в Москве, регионах Российской Федерации и увеличения экспорта в страны СНГ.

12. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы создать в 2005 году в составе государственного унитарного предприятия "Московский промышленно-торговый центр интеграции и развития" оптово-розничное предприятие для продвижения продукции московских товаропроизводителей на основе проведения мониторинга рынка и формирования предложений по размещению на московских предприятиях легкой и текстильной промышленности заказов на поставку товаров.

13. Одобрить инициативу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по заключению в установленном порядке соглашений с банковскими учреждениями о взаимодействии в реализации приоритетных направлений Концепции в развитии оптовой торговли по поставкам продукции московских товаропроизводителей и межрегиональному сотрудничеству.

14. Одобрить предложение Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по созданию системы добровольной сертификации услуг складских и логистических операторов. Проработать до 1 января 2006 года механизм реализации данного предложения.

15. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаменту образования города Москвы совместно с заинтересованными организациями:

15.1. Определить до 1 января 2005 года потребность в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, необходимых отрасли на период до 2007 года.

15.2. Предусмотреть с 1 сентября 2005 года увеличение подготовки рабочих кадров и специалистов для организаций и предприятий, занимающихся оптовой торговлей непродовольственными товарами.

16. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при участии Московской международной бизнес ассоциации и Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН провести в октябре 2005 года международную конференцию "Проблемы и пути внедрения в оптовой торговле прогрессивных технологий товародвижения и оптимизации цепи поставки товаров".

17. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить информационную поддержку Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы.

18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 21 декабря 2004 года N 898-ПП


КОНЦЕПЦИЯ
развития оптовой торговли
непродовольственными товарами
в городе Москве на 2005-2007 годы

     

     

1. Необходимость разработки Концепции

Концепция разработана в соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, которая определила курс на качественные преобразования во всех направлениях деятельности и секторах потребительского рынка, в том числе и в оптовой торговле непродовольственными товарами.

В последние годы на основе роста денежных доходов населения рынок непродовольственных товаров Москвы развивается наиболее высокими темпами, в результате в розничном товарообороте и материально-технической базе торговли происходят значительные структурные изменения. По данным за 2003 год доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота достигла 59%. Отражением этой тенденции стало быстрое увеличение торговых площадей для продажи населению непродовольственных товаров. На 1 января 2004 года розничная сеть по продаже этих товаров составила 12566 единиц стационарных предприятий и увеличилась за два года на 139%. В результате доля торговых площадей по продаже непродовольственных товаров составила 65% от всех торговых площадей розничной торговли Москвы. Московский рынок стал наиболее привлекательной сферой реализации товаров, как для российских товаропроизводителей, так и для импортеров.

Для удовлетворения все более возрастающего спроса населения на непродовольственные товары увеличились масштабы межрегионального сотрудничества по экономическому обмену товарами.

Под воздействием этих объективных факторов Москва превратилась в общероссийский "распределительный центр" непродовольственных товаров, что подтверждается следующими данными. По итогам 2003 года доля Москвы во всем объеме розничной торговли РФ составляла 28%, доля оптовой торговли Москвы во всем объеме оптовой торговли РФ в целом - 40,8%, а доля оптового оборота по непродовольственным товарам - 47%.

В перспективе до 2020 года под воздействием роста реальных доходов населения, а также повышения качества жизни москвичей роста обеспеченности жильем, личным автотранспортом, дачными участками - усилится спрос на предметы домашнего обихода, мебель, товары для спорта и туризма, строительные материалы и другие.

В этих условиях дальнейшее развитие рынка непродовольственных товаров Москвы и Московского региона в целом в огромной степени зависит от функционирования эффективной оптовой торговли, способной в широких масштабах и с наименьшими издержками обеспечить товароснабжение розницы и межрегионльный обмен товарами.

Анализ современного состояния оптовой торговли непродовольственными товарами показал, что достигнутый уровень организационно-технического развития опта, его складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и наращиванию соответствующего товарного предложения.

На сегодня сложилась и действует многоканальная и много звеньевая система товароснабжения розницы, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что, ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен.

В результате роль оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачена, что проявляется в снижении места и роли оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, в организации их поставок в розничную торговлю, в организации сбыта продукции московских товаропроизводителей. Как показывают статистические материалы, доля поставок непродовольственных товаров в целом всеми типами оптовых организаций, которые в настоящее время практически на 100% являются частными и акционерными, включая малые, составляет 28% от всех поступлений в розницу, а по такой значительной товарной группе, как одежда и обувь, еще ниже - от 15% до 20%. С другой стороны, физические лица, так называемые "внутренние челноки", обеспечивают 18% поставок непродовольственных товаров в розницу.

Между тем в экономически развитых странах Запада роль оптового звена в процессе обращения товаров не только не снижается, но и приобретает новое качество.

Несмотря на то, что большое развитие получили все формы оптовых продаж (через сеть агентов, брокеров, бирж, торговую сеть товаропроизводителей), в таких странах как США, ФРГ, Франция, Швеция и других, наибольший удельный вес в обороте приходится на независимые оптовые фирмы. По данным Мюнхенского Института экономических исследований, через каналы оптовой торговли в Германии реализуется до 36% всех непродовольственных товаров. Ценовые обследования, проведенные в США показали, что 69% предприятий, производящих промышленные товары, пользуются услугами "независимых" оптовых фирм, а всего на их долю приходится более 35% всех поставок непродовольственных товаров.

При этом их функция как оптового посредника качественно видоизменилась: предоставляя клиентам, целый комплекс сервисных, финансовых и производственных услуг, оптовые фирмы стали основным звеном, который формирует и организует территориальное распределение товарных потоков.

Решение накопившихся в этой сфере проблем и перспективные задачи по развитию розничного товарооборота потребовали необходимость разработки концепции ее развития на среднесрочный период.

Данная Концепция разработана впервые. Она подготовлена на основе проведенных Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы исследований и аналитических разработок Департамента науки и промышленной политики города Москвы.

Концепция основывается на учете итогов развития потребительского рынка Москвы и оптовой торговли непродовольственными товарами за время экономических реформ, необходимости поддержки и развития положительных тенденций в организационных формах оптовой торговли, в формировании розничных сетевых структур по непродовольственным товарам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»