Собственность города Москвы является материально-технической базой функционирования городской экономики, поэтому эффективное использование собственности является основной задачей органов власти и управления. Экономический рост города, развитие его социальной сферы, а также увеличение поступлений доходов в бюджет города Москвы, напрямую зависят от методов управления собственностью, принадлежащей городу.
Программа реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы и основные принципы организации управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка разработаны в развитие:
- дефис утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП, - см. предыдущую редакцию;
- дефис утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП, - см. предыдущую редакцию;
- других нормативно-правовых актов Правительства Москвы, принятых по вопросам управления долями города Москвы, приватизации и развития финансового рынка.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы деятельности хозяйственных обществ, управления государственной и муниципальной собственностью, приватизации, корпоративного управления и финансового рынка.
Основные концептуальные положения программы основаны на современных научных и практических исследованиях в области управления региональной собственностью, приватизации государственной собственности и корпоративного управления в российских компаниях.
В Программе использован финансово-экономический анализ предприятий с долями города Москвы и анализ эффективности управления долями города Москвы за 2001-2003 годы.
По состоянию на 1 мая 2004 года город Москва является участником 470 акционерных обществ (далее - "общества"), включенных в Реестр акционерных обществ с долей города, 3 из которых являются градообразующими (без учета обществ, в которых городу принадлежат "золотые акции"). В 101-м акционерном обществе городу принадлежит специальное право "золотая акция".
Доля города в уставном капитале обществ, включенных в Реестр, составляет:
- менее 25% - по 235 обществам;
- от 25 до 50% - по 133 обществу;
- от 50 до 100% - по 102 обществам (в том числе 100% - по 29 обществам).
Стоимость чистых активов обществ с участием город Москвы, приходящаяся на долю города в их уставных капиталах, на 1 января 2003 года составляла 36,31 млрд.руб. (из них в 9 предприятиях стоимость чистых активов составляет более 1,0 млрд.руб.).
В 71 предприятии стоимость городского пакета акций составляет свыше 30 млн.руб.
Доходы бюджета города Москвы от управления долями города по итогам 2003 года на 01.09.2004 составили:
- по дивидендам - 330,022 млн.руб. (более 1,0 млн.руб. перечислено 27 предприятиями, что в сумме составило 314,994 млн.руб.)
Система управления долями города Москвы основана на законодательстве Российской Федерации и нормативных документах органов власти города Москвы, регулирующих корпоративное управление хозяйственными обществами. Основой существующего управления городскими долями является представительство в органах управления предприятий лиц, уполномоченных Департаментом имущества города Москвы и отраслевыми департаментами.
В 2003 году представителями города в советах директоров обществ были 75 госслужащих Департамента имущества, 144 госслужащих отраслевых департаментов и 42 представителя, не являющихся работниками городских органов власти. Доверительное управление долями города Москвы в 2003 году осуществлялось специализированными управляющими компаниями по 5 предприятиям.
Существующая система управления долями города Москвы в процессе приватизации характеризуется следующими признаками:
- Низкой финансовой эффективностью для бюджета города Москвы 0,3% от бюджета города Москвы за 2003 год.
- Низкой капитализацией фондового портфеля города в связи фактическим отсутствием предприятий, акции которых котируются на финансовом рынке, значительным количеством предприятий с долей собственности города меньше 25%, а также предприятий финансовоэкономическая деятельность которых не эффективна.
- Ограниченным набором управленческих решений и способов приватизации, а также отсутствием утвержденной системы делегирования функций управления профессиональным управляющим организациям и лицам.
В этой связи, Правительство Москвы считает необходимым внедрение системы управления собственностью города с использованием профессиональных управляющих городской собственностью, основанной на внедрении современных механизмов и инструментов привлечения средств с организованного рынка ценных бумаг. Основными задачами при совершенствовании системы управления собственностью является существенное повышение доходности и стоимости объектов собственности города Москвы, а также капитализации обществ с городской долей собственности за счет их выхода на организованный рынок ценных бумаг.
Распределение хозяйственных обществ с участием города Москвы в уставном капитале между отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы для осуществления функций по координации и контролю за деятельностью данных обществ представлены в приложении 1 к Программе.