ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2004 года N 816-ПП
О развитии системы страхования в жилищной сфере города Москвы *О)
(с изменениями на 11 октября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 1 декабря 2017 года N 935-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 года N 768-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 59, 26.10.2005);
постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 47, 19.08.2008);
постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, специальный выпуск N 5, 20.10.2011).
____________________________________________________________________
В городе Москве с 1996 года динамично развивается система добровольного страхования жилых помещений, основанная на подкрепленных гарантиями Правительства Москвы договорных отношениях собственников и нанимателей этих помещений со страховыми организациями. Осуществляется комплекс мер по защите имущественных интересов и жилищных прав москвичей, по совершенствованию механизмов страхования и созданию перспективных направлений страховой деятельности в жилищной сфере.
Реализованы основные принципы системы страхования жилых помещений - доступность и надежность, которые обеспечиваются необременительным для москвичей размером страхового взноса, простотой процедуры заключения договоров страхования и контролем исполнения обязательств по возмещению ущерба. Благодаря реализации указанных принципов страхование жилых помещений является сегодня самым массовым видом добровольного страхования в городе.
В 2003 году застраховано более 1,2 млн. квартир, свыше 13,5 тысяч московских семей, жилище которых пострадало в результате страховых случаев, получили страховое возмещение от страховых организаций и адресную финансовую помощь (страховые субсидии) Правительства Москвы на общую сумму более 100 млн.руб. Приведенные показатели в 1,5 раза превышают показатели 2002 года.
В целях обеспечения соответствия размера возмещаемого ущерба объему средств, необходимых для восстановления повреждаемых в результате страховых случаев жилых помещений, повышалась страховая стоимость 1 кв.м общей площади жилых помещений: с 3000 руб. в 1996 году до 9000 руб. в настоящее время. Доля ответственности Правительства Москвы по возмещению ущерба, нанесенного застрахованным жилым помещениям, за этот период уменьшена с 80 до 50 процентов, а страховых организаций - увеличена соответственно с 20 до 50 процентов. Расширен перечень страховых рисков, снято ограничение по страхованию жилых помещений в домах, имеющих физический износ, превышающий 60 процентов.
В 2002-2003 годах страховыми организациями, участвующими в системе страхования жилых помещений, на предупреждение страховых событий в жилищном фонде города направлено около 35 млн.руб.
Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" совместно со страховыми организациями начата работа по созданию комплексной системы страхования имущественных интересов в жилищной сфере города.
На территории Северо-Восточного административного округа проведен первый этап эксперимента по реализации Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами (далее - Концепция страхования общего имущества). Полученные результаты показали, что необходима отработка механизмов этого вида страхования на существенно большем массиве объектов жилищного фонда в различных административных округах города, включающем дома товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
В Юго-Восточном административном округе начат эксперимент по отработке Концепции страхования гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города, за вред, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам общего пользования в жилых домах.
Однако не все возможности и преимущества системы страхования реализованы в полном объеме. Недостаточными темпами развивается страхование жилых помещений в домах ТСЖ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Не охвачены страхованием жилые помещения, находящиеся в собственности города и передаваемые в аренду организациям и предприятиям для предоставления врачам, учителям и другим категориям работников, а также предоставляемые гражданам по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.
Не в полной мере используются возможности динамично развивающегося рынка страховых услуг, позволяющие и дальше повышать эффективность системы, в том числе за счет более активного привлечения внебюджетных источников финансирования и развития перспективных направлений страхования в жилищной сфере города. Отсутствуют механизмы, позволяющие страховым организациям инвестировать в экономику города аккумулируемые финансовые ресурсы, в первую очередь в Московскую ипотечную программу.
В целях развития и повышения эффективности системы страхования имущественных интересов в жилищной сфере города Правительство Москвы
постановляет:
1. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектурам административных округов города Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" принять меры по дальнейшему развитию системы страхования в городе Москве жилых помещений и создать условия для перехода к комплексной системе страхования имущественных интересов в жилищной сфере города (далее - система страхования), включающей страхование жилых помещений и общего имущества домовладельцев в жилых домах, а также гражданской ответственности организаций, осуществляющих работы по содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов, внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.*1)
2. Провести в срок до 1 января 2006 года открытый конкурс по отбору страховых организаций для участия в страховании объектов в жилищном фонде города Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2005 года постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 года N 768-ПП, - см. предыдущую редакцию).
Возложить функции государственного заказчика на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
3. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в установленном порядке подготовить конкурсную документацию, согласовать с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой и в срок до 1 ноября 2005 года передать в Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов для проведения открытого конкурса (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2005 года постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 года N 768-ПП, - см. предыдущую редакцию).
4. Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов:
4.1. По представлении конкурсной документации (п.3) и заявки на организацию конкурса провести в установленном порядке открытый конкурс (п.2).
4.2. Утвердить персональный состав конкурсной комиссии и передать на договорной основе функции организатора конкурса, за исключением функции по утверждению персонального состава конкурсной комиссии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2005 года постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 года N 768-ПП, - см. предыдущую редакцию)
5. Распространить Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП "О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве" (далее - Положение), на жилые помещения, находящиеся в собственности города и передаваемые в аренду организациям и предприятиям, а также предоставляемые гражданам по договору купли-продажи с рассрочкой платежа (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП, - см. предыдущую редакцию).
6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в первом полугодии 2005 года:
6.1. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" разработать механизм инвестирования аккумулируемых страховыми организациями финансовых ресурсов в экономику города с учетом требований Федеральной службы страхового надзора.
6.2. Совместно с Коммерческим банком "Московское ипотечное агентство" (открытое акционерное общество) и страховыми организациями подготовить предложения по инвестированию финансовых ресурсов страховых организаций в Московскую ипотечную программу.
7. В целях создания условий для перехода к комплексной системе страхования имущественных интересов в жилищной сфере города Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования":
7.1. Во втором полугодии 2005 года совместно с префектурами административных округов города Москвы подвести итоги эксперимента по реализации Концепции страхования общего имущества, проведение которого предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 31 августа 2004 года N 592-ПП "О мерах по реализации Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами", и подготовить предложения по совершенствованию условий страхования общего имущества в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья, предусмотрев экономически обоснованное соотношение объемов ответственности Правительства Москвы и страховых организаций по возмещению ущерба, причиненного общему имуществу в результате страховых случаев.
7.2. Во II квартале 2005 года совместно с префектурой Юго-Восточного административного округа города Москвы подвести итоги эксперимента по отработке Концепции страхования гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города, за вред, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам общего пользования в жилых домах.
7.3. В III квартале 2005 года совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы по итогам эксперимента (п.7.2) подготовить предложения по использованию на территории города механизма страхования гражданской ответственности подрядных организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда города, за ущерб, причиненный жилым, нежилым помещениям и объектам общего пользования в жилых домах, без привлечения бюджетных средств. *7.3)
8. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 483-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9. Рекомендовать страховым организациям, участвующим в системе страхования:
9.1. При заключении договоров страхования с учетом Положения (п.5) устанавливать обязательства страховой организации по возмещению ущерба, причиненного застрахованным жилым помещениям, (страховую сумму) в размере 70 процентов (по основному предложению страхователям) и 80 процентов (по альтернативному предложению страхователям для обеспечения более высокого уровня возмещения ущерба) от стоимости жилого помещения, рассчитанной исходя из стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, устанавливаемой правовыми актами Правительства Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 700-ПП, - см. предыдущую редакцию).
9.2. В срок до 1 января 2005 года разработать программу проведения разъяснительной и рекламной работы по информированию населения о целях, задачах и условиях системы страхования.
9.3. В целях расширения и совершенствования рынка страховых услуг в жилищной сфере города активизировать работу по добровольному страхованию гражданской ответственности собственников, нанимателей, пользователей и арендаторов жилых помещений перед третьими лицами.
10. Принять к сведению обязательство Государственного унитарного предприятия города Москвы Московского научно-исследовательского и проектного института жилищного хозяйства "МосжилНИИпроект" по заказу Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в трехмесячный срок после заключения договора доработать применяемую для целей страхования методику оценки ущерба с учетом сложившейся в настоящее время номенклатуры типовых проектов жилых домов, а также материалов и изделий, используемых при строительстве жилых домов и ремонте жилых помещений.
Установить, что оплата работ по доработке указанной методики производится за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье "Возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям в результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Правительства Москвы".
11. Рекомендовать страховым организациям, участвующим в реализации системы страхования, при содействии Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования", Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектур административных округов города Москвы организовать работу по оформлению возмещения убытков, понесенных гражданами в результате страховых случаев, на принципах, аналогичных установленным для режима "одного окна".
12. Внести следующие изменения и дополнения в приложение 1 (Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений) к постановлению Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП "О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве":
12.1. Изложить пункт 2.1 в новой редакции:
"2.1. Страхователями жилых помещений могут выступать:
- их собственники или наниматели жилых помещений жилищного фонда города Москвы, зарегистрированные в них по месту жительства, а также их законные представители;
- субарендаторы жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных по договору аренды организациям и предприятиям, зарегистрированные в них по месту жительства;
- пользователи жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных им по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, зарегистрированные в них по месту жительства.
Страхователем жилого помещения, находящегося в общей собственности граждан, может выступать по соглашению всех участников общей собственности лишь один из сособственников жилого помещения, зарегистрированный по месту жительства в этом жилом помещении.".
12.2. Изложить абзац второй пункта 3.1 в новой редакции:
"На страхование принимаются жилые помещения, расположенные в жилых домах, в том числе в домах ЖК, ЖСК, ТСЖ, на расходы по эксплуатации которых предусматриваются ассигнования в бюджете города Москвы.".
12.3. В пункте 5.3 слова "причиненных убытков" заменить словами "причиненного ущерба".
12.4. Изложить пункт 6.3 в новой редакции:
"6.3. Убытки, возмещаемые страхователю, определяются исходя из суммарного размера ущерба, причиненного в результате страхового случая конструктивным элементам, элементам отделки, инженерному оборудованию, элементам внутренних коммуникаций, относящимся к застрахованному жилому помещению и соответствующим типовому проекту строения, в котором расположено это помещение.
Расчет ущерба производится в соответствии с правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, принятыми для целей настоящего страхования. При этом изменение процента износа конструктивных элементов и элементов отделки квартиры за время действия договора не учитывается. Не учитываются также повреждения, связанные с предыдущими страховыми случаями и не устраненные Страхователем до наступления последнего страхового случая или с событиями, произошедшими до начала или после окончания действия договора.".
13. Признать утратившими силу с 1 января 2005 года пункты 4, 5 и 11 постановления Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП "О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве".
14. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы:
14.1. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
14.2. Оказывать содействие Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в информировании населения города Москвы о целях и условиях системы страхования жилых помещений.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во втором полугодии 2005 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"