Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2004 года N 674-ПП


О Концепции создания и развития системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 29 марта 2017 года N 152-ПП
____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 1.4.1.1 (Развитие системы центров общественного доступа к ИКТ) перечня мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденного Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва", в целях организации и проведения работ по созданию и развитию системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Концепцию создания и развития системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям (приложение).          

2. Департаменту территориальных органов исполнительной власти города Москвы как государственному заказчику совместно с Управлением информатизации города Москвы в месячный срок утвердить технико-экономическое обоснование развития системы центров общественного доступа к ИКТ и техническое задание на реализацию раздела 1.4.1.1 Городской целевой программы "Электронная Москва".

3. Управлению информатизации города Москвы в установленном порядке обеспечить, начиная с 2004 года, финансирование выполнения этапов работ по пункту 1.4.1.1 плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" за счет средств, предусмотренных бюджетом города Москвы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2004 года N 674-ПП


КОНЦЕПЦИЯ
создания и развития системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям

     

1. Введение


Одно из измерений социального неравенства современного общества принято называть "информационным неравенством". Оно отражает социальную дифференциацию населения по принципу возможностей доступа к информационно-коммуникационным технологиям. В условиях развития глобального информационного общества доступ к информационно-коммуникационным технологиям означает доступ к информации и знанию. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.

В 2001 году в Москве была принята "Концепция движения Москвы к информационному обществу", которая явилась платформой для разработки Городской целевой программы "Электронная Москва" (утверждена Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О городской целевой программе "Электронная Москва").

Одной из основных задач Городской целевой программы "Электронная Москва" является обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам для всех жителей города Москвы, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.

Для этого в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" реализуются такие проекты, как "Развитие системы центров общественного доступа к современным ИКТ" (раздел 1.4.1.1), "Среда электронного взаимодействия. Обеспечение работы органов исполнительной власти и организаций города Москвы в режиме "одно окно" (раздел 1.2.1), "Реализация проекта создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград")" (раздел 1.4.1.3), "Система городских порталов" (раздел 1.3.1) и другие.

Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени определится обеспечением возможности доступа всех жителей города Москвы к необходимой информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций.

Одно из направлений решения этой проблемы - создание системы доступа к информационно-коммуникационным технологиям посредством центров общественного доступа.

2. Цели и задачи системы центров общественного доступа


Центр общественного доступа как элемент Системы центров общественного доступа города Москвы состоит из типового аппаратно-программного комплекса и дает широкому кругу пользователей возможность доступа к государственным и иным социально-значимым информационным ресурсам, а также возможность взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления посредством информационно-коммуникационных технологий.

Система Центров общественного доступа - это функционирующий под единым управлением комплекс городских центров общественного доступа.

Организационно Центры общественного доступа создаются на основе территориальных органов исполнительной власти города Москвы, комплексов городского управления, государственных унитарных предприятий, иных коммерческих и общественных организаций, в дальнейшем именуемых базовыми организациями.

Стратегической целью развития Системы Центров общественного доступа являются:

- создание условий, делающих доступными современные информационно-коммуникационные технологии для всех жителей города Москвы независимо от пола, возраста и социально-экономического положения,

- обеспечение возможности использования жителями города Москвы новых информационных технологий в том числе в области образования, здравоохранения, культуры и участия в общественной жизни.

Задачами Системы Центров общественного доступа являются:

- предоставление жителям города Москвы необходимых технических средств для получения доступа к социально значимой информации и консультационной помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий;

- общедоступность государственных информационных ресурсов, обеспечение прозрачности в деятельности органов государственной власти;

- создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Развитие Системы Центров общественного доступа города Москвы позволит также обеспечить:

- эффективное использование интеллектуального и кадрового потенциала Москвы в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- преодоление отставания Москвы от столиц развитых стран в уровне использования и развития информационно-коммуникационных технологий;

- массовую подготовку квалифицированных пользователей вычислительной техники и современных информационно-коммуникационных технологий.

Для развития Системы Центров общественного доступа необходимо решить следующие задачи:

- разработка требований к типовым Центрам общественного доступа;

- обеспечение доступа к социально значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских порталов;

- создание новых Центров общественного доступа, создание и развитие Системы Центров общественного доступа;

- интеграция существующих пунктов доступа в Систему Центров общественного доступа;

- создание Центра мониторинга и управления системой для снижения операционных затрат на обеспечение деятельности Системы центров общественного доступа.

3. Характеристика текущего состояния

3.1. Зарубежный опыт


В настоящее время для создания аналогов центров общественного доступа в промышленно развитых странах используются два основных подхода:

- Самостоятельная организация, специализирующаяся на предоставлении услуг доступа к информационным технологиям и ресурсам;

- Подразделение организации, предоставляющей широкий спектр услуг.

В рамках этих двух подходов можно выделить пять основных типов центров:

- общедоступные центры;

- центры, ориентированные на обслуживание конкретных групп населения;

- многоцелевые центры, предоставляющие заданный набор услуг;

- сети муниципальных технологических центров;

- информационные киоски.

Общедоступные центры. Эти центры обеспечивают обучение и доступ к вычислительным ресурсам, информационным и телекоммуникационным технологиям и услугам, включая технологии видеоконференцсвязи. Центры данного типа в США обслуживают всех жителей данного региона, без каких-либо ограничений. Уровень обслуживания и программы обучения определяются главным образом объемами финансирования. В большинстве случаев такого рода центры являются самостоятельными организациями, хотя имеются примеры их функционирования в виде структурных подразделений других организаций.

Центры, ориентированные на обслуживание конкретных групп населения. Эти центры в организационном и техническом отношении ориентированы на обслуживание определенных категорий населения. Примером могут служить центры Объединения по обслуживанию бездомных семей (Consortium for Services to Homeless Families), действующие в Вашингтоне и других городах США. Их основное назначение - обеспечить доступ к информационным ресурсам, облегчающим поиск работы и постоянного жилища.

Многоцелевые центры. Многоцелевые центры, такие как сеть компьютерных клубов USES на юге США, наряду с доступом к информационно-коммуникационным ресурсам и услугам предоставляют ряд социальных услуг, не связанных с информационно-коммуникационными технологиями, таких как доставка товаров на дом, продажа транспортных билетов, трудоустройство. Для этих центров характерно обслуживание различных социальных групп населения на сравнительно небольших территориях.

Сети муниципальных технологических центров. Основной особенностью сети такого рода центров является то, что их деятельность направлена на осуществление конкретной региональной программы обучения навыкам использования информационных технологий, для выполнения которой создается сеть специализированных центров. Примером может служить программа "Информационные технологии в образовании" (Technology-In-Learning) в США, в выполнении которой наряду с головным специализированным центром участвуют вспомогательные центры, созданные на базе школ и других муниципальных учреждений.

Информационные киоски (инфоматы). Инфомат представляет собой отдельно стоящую конструкцию, все компоненты которой заключены в стальной короб современного вида, обеспечивающий их надежную защиту. Инфоматы могут находиться внутри здания или снаружи, примыкать к остановкам общественного транспорта. В полную комплектацию инфомата входит плоский сенсорный экран, компьютер, принтер, установка для чтения кредитных карт, аудиоколонки и дополнительное защитное стекло для сенсорного экрана. В Великобритании сеть инфоматов насчитывает 400 единиц (из них 200 - в Лондоне), в Швеции - около 50, в Бразилии в 2003 году установлены первые 10 инфоматов.

3.2. Российский опыт


Центры обеспечения публичного доступа к ресурсам и сервисам Интернета создаются в течение ряда лет в Российской Федерации.

На территории страны существует две развитые сети центров общественного доступа:

- Классы открытого доступа Университетских центров Интернета;

- Пункты общественного доступа, создаваемые в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия";

Университетские центры Интернета создавались на базе центров Интернета государственных университетов, а пункты общественного доступа - преимущественно на базе библиотек и региональных органов исполнительной власти.

3.2.1. Классы открытого доступа Университетских центров Интернета


В результате реализации совместной программы Института "Открытое Общество", Правительства Российской Федерации и администраций ряда регионов в 1996-1999 годах были созданы 33 университетских центра Интернета. Университетский центр Интернета представляет собой телекоммуникационную систему, обеспечивающую одновременный доступ к ресурсам Интернета для значительного числа пользователей.

Основными задачами Университетских центров Интернета являются:

- поддержка эффективного доступа в Интернет для десятков пользовательских рабочих мест;

- создание общедоступных региональных информационных ресурсов и их эффективное представление в Интернете.

В связи с неразвитостью инфраструктуры Интернета в регионах России, на Университетские центры Интернета возложены функции телекоммуникационных центров университетских и региональных некоммерческих сетей. Поэтому Университетские центры Интернета проектировались как многофункциональные системы, способные одновременно решать указанные задачи. В состав каждого из них входят: телекоммуникационный центр; веб-лаборатория; класс открытого доступа.

Оборудование Университетских центров Интернета объединено в локальную сеть с помощью структурированной кабельной системы. Технологические решения, заложенные в структурированной кабельной системе, обеспечивают сохранение вложенных инвестиций за счет долгосрочной гарантии (до 15 лет) на компоненты и модульной организации кабельной системы.

Сразу после открытия проводилось обучение его сотрудников специалистами компаний - поставщиков оборудования и программного обеспечения. На практических занятиях использовался комплект оборудования Университетских центров Интернета, что позволило обеспечить высокую степень освоения поставленной техники.

На первом этапе интеграция Университетских центров в Интернет обеспечивалась междугородными цифровыми каналами со скоростью передачи данных не менее 256 Кбит/с. Ответственность за организацию каналов была возложена на Министерство науки и технологий Российской Федерации, которое осуществляло финансирование аренды каналов в рамках Межведомственной программы "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы". На техническом уровне организация указанных каналов осуществлялась путем выделения соответствующих емкостей в национальной опорной научно-образовательной сети Rbnet.

Обмен международным трафиком Университетских центров Интернета осуществляется с использованием соответствующих мощностей Rbnet.

Классы открытого доступа в Университетских центрах Интернета работают, как правило, 10-14 часов в день, шесть дней в неделю, один день отводится для профилактики оборудования. В классах открытого доступа постоянно находятся опытные консультанты, в обязанности которых входит помощь пользователям в навигации по Интернету и в поиске необходимой информации, контроль за соблюдением порядка в классах. Один раз в неделю в Университетских центрах Интернета проводится обучение для начинающих пользователей.

В Университетских центрах Интернета существует система регистрации пользователей. Каждый из них может получить личный адрес для переписки по электронной почте и необходимый объем дисковой памяти на сервере. На одном из информационных серверов Университетских центров Интернета ведется оперативная статистика посещений и учет информационных ресурсов.

Количество компьютеров в классах открытого доступа определено нормой: одно рабочее место на 100 студентов дневного отделения; в зависимости от численности студентов университета это количество варьируется от 40 до 150.

3.2.2. Пункты доступа к информационно-коммуникационным технологиям,
 созданные в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»