Недействующий

О Концепции создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") (с изменениями на 26 декабря 2014 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 29.03.2017 N 152-ПП)

2.1. Общие принципы реализации проекта


Отличие информационного портала "Инфоград" от других городских порталов состоит, прежде всего, в его целевой аудитории. Пользователями портала станут жители города, интересующиеся вопросами, связанными с проживанием в своем районе, на своей улице, в своем доме. Их интересуют новости, события, возможно более подробная справочная информация уровня района и округа, полезные информационные услуги, экономящие их время и помогающие организовать досуг. Такая информация есть у многих учреждений и организаций: у городских органов территориального управления и обеспечивающих организаций, территориальных подразделений городских комплексов управления, местных СМИ, организаций гражданского общества. Эти организации и учреждения в настоящее время решают задачи информирования о своей деятельности посредством создания информационных систем, веб-сайтов и серверов. Создается система городских порталов (СГП), частью которой является портал "Инфоград". Некоторые ресурсы системы городских порталов также аккумулируют информацию, необходимую целевой аудитории. Таким образом, социально ориентированная информация, необходимая пользователю, в городе имеется. Необходимо ее собирать, обновлять, классифицировать, выстраивать удобные пользователю технологии навигации и поиска для нахождения нужной информации и доступа к ней. Отсюда следует важнейший принцип, определяющий создаваемую систему, указывающий место портала "Инфоград" в ряду городских порталов - направленность на пользователя - жителя города Москвы, профилирование информации по территориальному признаку для удобной работы с ней целевой аудитории.

Система "Инфоград" должна быть организована как объединение информационных ресурсов структурированное по территориальному и предметному признакам на уровне метаданных и сервисов первичных информационных поставщиков. Портал системы предлагает средства для навигации, поиска информации в системе "Инфоград" и перехода или запроса в информационные системы первичных информационных поставщиков для получения полной информации и отработки сервисов. Система может содержать также первичную информацию и сервисы, но преимущественно в части, отсутствующей у первичных информационных поставщиков.

Одним из важнейших принципов в организации социально ориентированных информационных ресурсов для населения города является обеспечение полноты этих ресурсов. Пока информация справочного и новостного характера по вопросам жизни в городских районах не будет представлена достаточно полно для доступа населения, сохраняется противоречие между запросами и информационными возможностями их удовлетворения. Под полнотой ресурсов здесь подразумевается и широта охвата различных аспектов жизни населения, и глубина их представления. Если по поводу широты охвата сегодняшнюю ситуацию с информированием горожан в Интернете можно охарактеризовать как удовлетворительную, то относительно глубины представления этого сказать нельзя. Действительно, в последнее время все округа и многие районы города Москвы, городские предприятия и организации имеют представительства в Интернете, где публикуют (распространяют) новости, другую справочную информацию. Важным этапом стало принятие Закона города Москвы от 31 марта 2004 года N 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы" и постановления Правительства Москвы от 7 октября 2003 года N 841-ПП "Об обеспечении доступности информации о деятельности Правительства Москвы, городских органов исполнительной власти и городских организаций", в которых определен перечень информации, которую ведомства обязаны делать общедоступной, а также реальная публикация как этой информации, так и другой открытой информации на порталах и веб-сайтах органов власти. Однако, это лишь первый шаг на пути к должной полноте информирования населения или, тем более, к интерактивному взаимодействию.

Объем и степень подробности информации, публикуемой сегодня на сайтах порталах органов власти города Москвы, недостаточен. Создатели обычно ограничиваются справочной информацией, содержащей названия, адреса и другие минимальные реквизиты организаций. То, что представлено на сайтах, можно назвать разве что планом-схемой информационного ресурса, необходимого населению. При этом практически полностью отсутствует оперативная информация о деятельности организаций, а также другая необходимая жителям информация, например, о порядке работы организаций или результаты ее деятельности.

Примерно такая же ситуация с актуальностью публикуемой информации. Каким бы привлекательным ни был информационный ресурс, с точки зрения пользователя он ничего не стоит, если устарел, неточен, не обновляется вовремя, иными словами, не актуален, ведь информация такого ресурса неадекватна действительности. Информационные сайты организаций, рассматривающих Интернет как инструмент ведения своего бизнеса или, как минимум, сферу рекламы, чаще всего поддерживаются в актуальном состоянии. Представлено множество сетевых газет, аналитических обзоров по различным темам, обновляемых с различной степенью аккуратности. Однако, в области социальных информационных ресурсов для населения районного уровня нет работающих систем, гарантирующих полноту и актуальность представленной информации. Обеспечение актуальности распространяемой информации - еще один принцип информирования населения в районах в рамках проекта "Инфоград".

Принцип гарантии достоверности представленной в системе информации должен быть обеспечен как организационным обеспечением системы на основе законов и нормативно-распорядительных документов, гарантирующими получение достоверной информации от первичных источников (территориальные органы исполнительной власти, городские предприятия и др.), так и комплексом мер по обеспечению информационной безопасности, предотвращающим искажение информации в системе. Предоставление информации населению в рамках проекта "Инфоград" должно вестись на основе законодательства о средствах массовой информации.

Еще одним важным общим принципом реализации проекта "Инфоград" является необходимость обеспечения доступности имеющихся ресурсов. Доступность понимается здесь в смысле простоты нахождения уже имеющейся в Интернете информации, удобства пользовательского интерфейса, простоты навигации и построения поисковых запросов и т.п. С этим же связаны и вопросы представления в сети локальных (не имеющих выхода в Интернет), но важных социально ориентированных информационных ресурсов для обеспечения широкого доступа к ним. Самая подробная и актуальная информация окажется невостребованной, пока не будет обеспечен уровень ее доступности, удовлетворяющий пользователей с невысокой информационно-коммуникационной компетентностью.

Рассмотренные принципы построения районной системы информирования граждан соответствуют первому, начальному этапу электронного взаимодействия граждан с органами управления (рисунок 7).

Рис. 7. Стадии развития информационных сервисов



Это самый простой этап, соответственно, и ценность информационных сервисов на этом этапе невысока. Цель - построение все более сложных, комплексных и интегрированных информационных услуг для населения. Например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам для взаимодействия с органами власти, или поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев. На уровне такого интерактивного взаимодействия пользователь выступает уже не в пассивной роли, так как имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения и в другие организации с конкретным запросом и оперативно получить ответ на него. Это дает качественно новую ситуацию -возможность обеспечить широким слоям населения доступ посредством сети к представителям властей административного округа и района города, к авторитетным специалистам - экспертам по различным вопросам жизни горожан, наконец, организовать общение и обмен информацией друг с другом. Система "Инфоград", таким образом, должна стать для жителей города информационным "одним окном" для взаимодействия с властью, ДЕЗами, ЕИРЦ, учреждениями здравоохранения и образования, библиотеками и другими организациями. Если смотреть в будущее - на несколько лет вперед, - то реализация определенных интерактивных услуг, и тем более транзакционных услуг, потенциально может принести реальную дополнительную пользу горожанам в виде экономии времени, затрачиваемого на взаимодействие с органами государственной власти, на поиск необходимой информации. Принцип интерактивности информационных сервисов для пользователей, а в дальнейшем и транзакционности позволит развивать проект "Инфоград" в городе Москве с расчетом на длительную перспективу.

Трансформирование - это стадия создания приложений, которые предоставляют новые типы сервисов, ранее невозможные без использования ИКТ.

Для предоставления социальных сервисов крайне важен принцип персонализации пользователя, поскольку информация должна предоставляться адресно. Система должна иметь возможность учитывать территориальную принадлежность пользователя, возраст, социальную группу и др.

Персонализация может выполняться на основе регистрационных данных о пользователе (при наличии регистрации пользователя в портале) или путем постепенного сужения аудитории на каждом шаге сценария взаимодействия, т.е. пользователь сам должен будет указывать какую-то информацию о себе (например, выбирать район проживания).

Принципы предоставления социальных сервисов с учетом персонализации представлены в приложении 1.