Основные положения концепции
создания, развития и функционирования
Метасистемы "Электронная Москва"
Первые шаги по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" в 2003-2004 годах были в значительной степени направлены на разработку интеграционных и обеспечивающих мероприятий, т.е. на создание инструментария, используемого для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий во всех областях жизни города. Данный подход подтверждается и мировым опытом создания и развития подобных систем.
Анализ сложившейся в городе ситуации с разработкой и функционированием информационных систем показал, что требуется не только ускоренная реализация заложенных в Городскую целевую программу "Электронная Москва" современных принципов интеграции информационных систем, но и создание эффективного механизма эксплуатации и использования вновь создаваемых и уже имеющихся информационных систем и ресурсов города Москвы. Ряд городских информационных систем не соответствуют требованиям по полноте, доступности, целостности и конфиденциальности содержащейся в них информации. Держатели информационных ресурсов в ряде случаев не заинтересованы в создании такой ситуации, при которой информация их баз данных могла бы использоваться смежными ведомствами, хозяйствующими субъектами или населением. В большинстве случаев при создании информационных систем не решаются вопросы интеграции, стандартизации, унификации и обеспечения совместимости, не разрабатываются регламенты информационного взаимодействия. Имеющиеся регламенты функционирования информационных систем не выполняются, отсутствуют механизмы контроля за использованием информационных ресурсов, за обеспечением их полноты, достоверности и целостности. Все это препятствует построению единого информационного пространства города.
Изменение сложившейся ситуации возможно только в случае создания в Москве механизма вовлечения информационных ресурсов в хозяйственный оборот. Для этой цели требуется устранить разрозненность городских информационных систем и ресурсов, превратив их во взаимоувязанную общегородскую систему информационных систем и ресурсов (далее - Метасистема "Электронная Москва" или МЭМ) и назначив Оператора МЭМ.
Под МЭМ понимается обеспеченный общим управлением комплекс технологически и организационно сопряженных (интегрированных) информационных систем, содержащих, в том числе, информационные ресурсы города Москвы, предназначенный для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам и населению. При этом МЭМ должна быть механизмом информационного обмена с использованием информационных систем и информационных ресурсов города Москвы посредством их интеграции, консолидации и унификации при приоритетном обеспечении требований по полноте, доступности, целостности и конфиденциальности. Создание МЭМ обеспечит заинтересованным пользователям доступ к тем городским информационным системам и ресурсам, которые создавались с узко ведомственными целями и в широком использовании которых создавшие их ведомства не заинтересованы, но другим ведомствам необходимы для работы в виде выборок из соответствующих баз данных, разрешенных к использованию для них.
Информационные ресурсы, входящие в состав МЭМ, должны иметь статус официального источника городской информации, использование которого осуществляется городскими органами власти. Статус обязательных должен быть определен для соответствующих общегородских классификаторов, кодификаторов, реестров и регламентов информационного взаимодействия, входящих в МЭМ.
Городские информационные ресурсы могут иметь разный уровень, учитываемый при решении вопроса об их включении в МЭМ.
Общегородские информационные ресурсы - это доступные широкому кругу пользователей информационные ресурсы города Москвы, которые должны входить в состав МЭМ и использоваться для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам и населению. При этом вопросы их формирования и использования регулируются соответствующими нормативными актами города Москвы.
Ведомственные информационные ресурсы - информационные ресурсы города Москвы, формируемые органом государственной власти при выполнении им своих функций.
Ведомственные информационные ресурсы делятся на:
- ведомственные информационные ресурсы общегородского значения;
- ведомственные информационные ресурсы внутриведомственного значения.
Ведомственный информационный ресурс общегородского значения ведомственный информационный ресурс, содержащий информацию, использование которой необходимо для принятия управленческих решений на уровне города и значение которого выходит за рамки ведомства. Вопросы создания и функционирования информационных систем, содержащих указанные информационные ресурсы, должны регулироваться регламентами взаимодействия и использования информационных ресурсов, входящих в МЭМ.
Ведомственный информационный ресурс внутриведомственного значения содержит информацию, необходимую одному ведомству или ограниченному числу ведомств. Оказание услуг с использованием этих информационных ресурсов не предусматривается. В зависимости от специфики этих информационных ресурсов они могут как входить, так и не входить в состав информационных систем МЭМ, но их интеграция с другими информационными ресурсами (если таковая требуется) должна осуществляться в соответствии с принятыми для МЭМ регламентами.
Эффективное создание и функционирование МЭМ предусматривает реализацию сервис-ориентированной экономической модели городской информатизации, при которой потребители услуг МЭМ оплачивают фактически оказанные информационные услуги, необходимые для выполнения ими своих задач. Такая модель предполагает, что органы власти и бюджетные организации города будут предусматривать в структуре своих расходов средства, необходимые для оплаты информационных услуг МЭМ или для оплаты работ по поддержке механизма интеграции общегородских информационных ресурсов (рис.1). Естественным развитием сервис-ориентированной модели информатизации, нацеленной на комплексное удовлетворение информационных потребностей многих пользователей, является включение в состав МЭМ не только городских информационных систем и ресурсов, но также информационных систем и ресурсов федеральных структур и коммерческих организаций на основе взаимовыгодных двусторонних договоров.
Рис.1. Сервис-ориентированная экономическая модель городской информатизации
Важным элементом организационного обеспечения идеи создания и эксплуатации МЭМ является открытое акционерное общество "Электронная Москва". Созданное в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 года N 609-ПП "О городской целевой Программе "Электронная Москва" ОАО "Электронная Москва" призвано решать задачи информатизации, которые не могут быть решены в рамках сложившейся структуры городского управления. Реализация Концепции МЭМ предполагает возложение на ОАО "Электронная Москва" функций Оператора МЭМ, отвечающего как за интеграцию разрозненных информационных ресурсов города вне их ведомственной принадлежности, так и за их целостность, полноту и достоверность (рис.2). При этом речь не идет о принудительной централизации процессов создания и использования городских информационных систем, речь идет о создании и использовании в интересах широкого круга пользователей Метасистемы, опирающейся на существующие в городе информационные системы и ресурсы вне их ведомственной принадлежности.
Рис.2. Функциональная модель Метасистемы "Электронная Москва"
Создание МЭМ будет вестись по этапам - от предоставления простых услуг по хранению, обработке и ведению информационных ресурсов на основе включенных в МЭМ или интегрированных с МЭМ систем до организации информационного взаимодействия и предоставления комплексных информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам и населению.
Практическая реализация роли ОАО "Электронная Москва" в процессе городской информатизации предусматривает:
- передачу ОАО "Электронная Москва" в доверительное управление информационных систем, входящих в состав МЭМ (при этом не предусматривается передача прав собственности на информационные ресурсы, которые всегда находятся в собственности города);
- назначение ОАО "Электронная Москва" оператором информационных систем, содержащих общегородские информационные ресурсы, необходимые для функционирования МЭМ, с возложением на него обязанностей по формированию, ведению и актуализации информационных ресурсов, входящих в эти информационные системы, по координации и контролю за их использованием органами власти города Москвы;