МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2004 года N 91


Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2003 году



Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (в редакции законов города Москвы от 10 июня 1996 года N 19, от 17 июля 1998 года N 18, от 15 марта 2000 года N 3, от 21 февраля 2001 года N 6) годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2003 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума

постановляет:

1. Принять отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2003 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.

Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов

     

     

Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 14 апреля 2004 года N 91


ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2003 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях



Настоящий годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2003 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (далее - Закон о Палате).

Контрольно-счетная палата Москвы (далее - Палата) осуществляла контрольную и иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании плана работы на 2003 год.

Сформированный на основе поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы план работы Палаты на 2003 год предусматривал проведение 64 проверок, 20 обследований и 15 экспертиз.

________________

Определения понятий “проверка” и “обследование” содержатся в статье 27 Закона о Палате. Определение понятия “экспертиза” содержится в Инструкции о порядке запроса информации, подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий Палаты: “Экспертиза - проведение исследования и оценки документа или вопроса путем анализа и (или) синтеза в целях выполнения задач, стоящих перед Палатой.”.


В течение года в план работы Палаты вносились изменения и дополнения в соответствии с поступавшими запросами комиссий и депутатов Московской городской Думы, Мэра Москвы, предложениями членов Коллегии Палаты.

За отчетный период Палатой проведено 126 контрольных мероприятий: 65 проверок, 22 обследования и 39 экспертиз. План работы Палаты на 2003 год выполнен в полном объеме.

Перечень контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2003 году, содержится в приложении 1 к Отчету Палаты.

Из общего числа проведенных в 2003 году контрольных мероприятий 11 было проведено в соответствии с требованиями законодательства, 47 - по поручениям Московской городской Думы, 31 - по поручениям Мэра Москвы. Кроме того, 37 контрольных мероприятий было проведено по решению Коллегии Палаты, из которых 21 - после рассмотрения запросов комиссий и депутатов Московской городской Думы.

Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность


В 2003 году, как и в предыдущие годы, Палата строила свою работу на таких основополагающих принципах, как законность, системность, объективность, независимость и гласность.

Палата осуществляла государственный финансовый контроль во всех сферах городского хозяйства, по всем группам и подгруппам классификации доходов, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов.

В ходе 87 проверок и обследований было охвачено 264 объекта. В Комплексе городского хозяйства Москвы проведено 10 тематических проверок, в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы - 14, в Комплексе социальной сферы города Москвы - 20, в Комплексе экономической политики и развития города Москвы - 16, в прочих органах исполнительной власти города и подведомственных им организациях (включая префектуры, управы районов и т.д.) - 22. Не остались без внимания и организации федерального подчинения, получающие средства из городского бюджета. Кроме того, было проведено 4 комплексных контрольных мероприятия, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета за 2002 год, которые охватывали различные сферы городского хозяйства.

Учитывая приоритеты социально-экономического развития города, Палата уделяла особое внимание контролю за законностью и эффективностью формирования налоговых доходов и доходов, полученных от деятельности имущественно-земельного комплекса, за расходованием бюджетных средств в таких отраслях городского хозяйства, как жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, промышленность, экология, а также за расходованием средств, полученных организациями в рамках льгот по налогу на прибыль.

В 2003 году была продолжена практика проведения контрольных мероприятий совместно со Счетной палатой Российской Федерации. Было осуществлено 2 контрольных мероприятия:

проверка организации работы территориальных органов МНС России, казначейских органов Минфина России, финансовых органов администрации субъектов Российской Федерации, кредитных организаций налогоплательщиков по исполнению доходных статей федерального бюджета, установленных федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год" в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации в городе Москве;

обследование по оценке эффективности использования и распоряжения городским имуществом ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники".

В ходе контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2003 году, выявлено 90 случаев нарушения норм законодательства, приведших к нецелевому расходованию бюджетных средств на общую сумму 304286,4 тыс.рублей и средств, полученных различными организациями в рамках льгот по налогу на прибыль, на сумму 462140,6 тыс.рублей.

Палатой отмечено 50 случаев несоблюдения положений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), повлекших за собой неэффективное и неэкономное расходование средств городского бюджета на сумму 538873,4 тыс.рублей.

По итогам контрольных мероприятий, проведенных Палатой, было направлено 57 представлений и 4 предписания.

По результатам работы Палаты в бюджет города Москвы было возвращено более 197,6 млн.рублей.

Одним из приоритетных направлений деятельности Палаты оставался контроль за расходованием средств в социальной сфере. Особое внимание Палата уделяла контролю за расходованием бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения.

Проведены проверка законности, рациональности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов; проверка правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на содержание домов ребенка; проверка законности, рациональности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание Городской станции переливания крови; проверка законности, рациональности и эффективности использования средств, выделенных на Целевую комплексную программу по предупреждению распространения в городе Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы; проверка законности, рациональности и эффективности использования средств, выделенных на Комплексную программу реабилитации больных детским церебральным параличом в Москве на 2002-2003 годы; проверка расходования бюджетных средств, выделенных на содержание школ-интернатов в 2002 году; проверка выполнения требований, предъявляемых к обеспечению питанием воспитанников школ-интернатов города Москвы.

В ходе проведенных контрольных мероприятий были выявлены многочисленные случаи нарушения требований статей 71 и 72 БК РФ в части размещения государственных контрактов на конкурсной основе, случаи заключения договоров с подрядными организациями в условиях нарушения порядка проведения конкурсов.

В результате проверок социальной сферы установлено 60 случаев нецелевого использования средств на общую сумму 131702,9 тыс.рублей. Например, по результатам проверки законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2001-2002 годах на капитальный и текущий ремонт учреждений образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, установлено, что 109125,9 тыс.рублей были израсходованы на цели, не предусмотренные сметами доходов и расходов.

Также в ходе контрольных мероприятий Палаты в организациях Комплекса социальной сферы города Москвы были выявлены факты недостоверности отчетных данных. Установлено 13 случаев нарушения норм законодательства, повлекших за собой неэффективное и неэкономное расходование средств на общую сумму 17870,5 тыс.рублей, включая случаи завышения стоимости ремонтных работ. Например, при проверке правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на содержание домов ребенка, выявлена сумма сверхнормативных затрат в размере 4571,5 тыс.рублей.

Среди мер, принятых органами исполнительной власти по результатам контрольных мероприятий Палаты в социальной сфере, можно отметить следующие: Комплексом социальной сферы города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы приняты меры, обеспечивающие прозрачность расходов бюджета при финансировании целевых программ, расходы, производимые в рамках целевых программ, выделены в отдельные целевые статьи; Департаментом здравоохранения города Москвы был усилен контроль за ценами на закупку продуктов питания, хозяйственных, канцелярских и прочих товаров и услуг, разработаны и утверждены порядок и форма отчета о ходе реализации целевых отраслевых программ в области здравоохранения.

Кроме того, подрядчиками, допустившими завышение сметной стоимости работ по текущему и капитальному ремонту, были возвращены в бюджет города излишне полученные средства в размере 1000,0 тыс.рублей.

Важным направлением деятельности Палаты в 2003 году оставались контрольные мероприятия в такой значимой для города отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ). Всего по данной тематике Палатой было проведено 11 контрольных мероприятий, которыми было охвачено более 50 объектов, что позволило проанализировать ряд важных вопросов хода реформирования ЖКХ Москвы, в том числе на уровне города, округов и управ районов.

Например, были проведены такие контрольные мероприятия, как проверка реализации площади жилых помещений, превышающих установленные нормы предоставления; проверка эффективности и целевого использования средств целевыми бюджетными фондами развития территорий административных округов города Москвы; проверка порядка расчетов ОАО "Мосэнерго" за поставленную тепловую энергию с городскими оптовыми покупателями-перепродавцами; проверка правильности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных ГУП "Доринвест"; проверка правильности расходования бюджетных средств, выделенных Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на закупку оборудования и уборочной техники; проверка Управления городского заказа города Москвы по формированию и исполнению инвестиционной программы; проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств и использования государственной собственности в 2002 году (ГУП города Москвы "Дирекция единого заказчика района Коньково"); обследование обоснованности начисления и порядка оплаты коммунальных платежей, эксплуатационных расходов и иных услуг по содержанию помещений, занимаемых бюджетными учреждениями города; обследование хода проведения эксперимента по привлечению частной компании к управлению жилищным фондом в районе Выхино-Жулебино.

Часто встречающимися видами нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий в сфере ЖКХ, были нарушения установленного законодательством города Москвы порядка проведения конкурсов, завышение стоимости работ, в том числе определенной по итогам конкурсов, нарушения при контроле за соблюдением договорной дисциплины поставщиков, а также несоблюдение норм и нормативов, установленных правовыми актами.

В ходе проверок и обследований, проведенных в сфере ЖКХ, были выявлены факты нарушений, указанных в статье 289 БК РФ, в части нецелевого расходования средств на общую сумму 90518,0 тыс.рублей, а также случаи неэффективного и неэкономного расходования бюджетных средств, противоречащие статье 34 БК РФ, на общую сумму 364758,35 тыс.рублей.

Например, по результатам проверки Управления городского заказа города Москвы по формированию и исполнению инвестиционной программы установлено, что закупленная Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в 2002 году импортная техника для скоростной уборки третьего транспортного кольца на сумму 104030,4 тыс.рублей на 1 января 2004 года не была поставлена предприятиями-получателями на баланс.

С учетом результатов проверок по вопросам ЖКХ, проведенных в 2003 году, принято 3 постановления Правительства Москвы, 1 распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, принят ряд кадровых и организационных решений.

Например, по результатам проверки правильности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных ГУП "Жилищник-1", в целях усиления контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выполнения мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в ходе проверки, 24 декабря 2003 года принято распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы N 661-РЗМ "О результатах проверки эффективности использования бюджетных средств ГУП "Жилищник-1".

Кроме того, результаты проверок использовались депутатами и комиссиями Московской городской Думы в ходе законотворческой работы. Так, предложение Палаты о прекращении взимания платы за жилые помещения, превышающие установленные нормы предоставления, было поддержано согласительной комиссией Правительства Москвы и Московской городской Думы по доработке проекта закона города Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" и согласовано с Мэром Москвы.

В течение 2003 года Палата завершила работу по проведению проверок и обследований всех городских программ жилищного строительства. Палата провела проверку соблюдения инвесторами условий контрактов на строительство жилых домов, в том числе по передаче городу части построенного жилья в 1999-2002 годах в Центральном административном округе города Москвы; проверку соблюдения инвесторами условий контрактов на реконструкцию и ремонт жилых домов в районе Ховрино (Северный административный округ города Москвы) за период с 1997 по 2002 год и в Левобережном районе (Северный административный округ города Москвы) за 2002 год; обследование эффективности и рациональности расходования бюджетных средств города Москвы, выделенных на строительство жилья для очередников, жилья для переселения жителей из сносимого пятиэтажного, ветхого и аварийного жилого фонда и жилья по программе "Молодой семье - доступное жилье"; проверку обоснованности и эффективности ценообразования при строительстве бесплатного муниципального жилья и его соответствия нормативным правовым актам Правительства Москвы; проверку законности, рациональности и эффективности расходования средств Целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда за 2000-2002 годы.

Итогом этой работы стало обследование эффективности расходования городских средств и использования городской собственности в рамках реализации городских программ по обеспечению жителей города Москвы жильем в 1999-2002 годах.

В ходе этого обследования, в частности, было установлено, что за период с 1999 года по 2002 год темпы роста удельных инвестиционных затрат на строительство жилья для городских нужд не превысили темпов роста инфляции в строительстве, что может свидетельствовать об экономном распоряжении городскими средствами. В 2003 году (в соответствии с заключенными договорами) стоимость 1 кв. м общей площади квартир сохранилась на уровне показателя 2002 года. Вместе с тем на момент проведения обследования городом были задействованы не все имеющиеся резервы сокращения затрат на строительство жилья для нужд города.

По результатам этого обследования Палатой было отмечено, что, несмотря на принимаемые Правительством Москвы меры, в городе не снижается численность очередников. По состоянию на 1 января 2003 года в целом по городу этот показатель возрос на 3,2 процента по сравнению с уровнем 2000 года.

В связи с этим по результатам проведенного контрольного мероприятия Палатой было дано предложение продолжить работу по развитию и совершенствованию реально работающих экономических механизмов обеспечения жителей города Москвы жильем с привлечением личных средств граждан (ипотечное кредитование, покупка жилья в рассрочку и т.п.).

Кроме того, Палата пришла к выводу о необходимости продолжить работу по снижению удельных инвестиционных затрат на основе:

совершенствования действующей системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве;

исключения случаев необоснованного завышения сметной стоимости строительства объектов городского заказа путем повышения ответственности Москомэкспертизы, городских заказчиков и проектных организаций за качество проектно-сметной документации;

использования в полном объеме преимуществ конкурсного отбора технических заказчиков и генеральных подрядных организаций;

усиления контроля со стороны Правительства Москвы за процессом реализации программ жилищного строительства в городе Москве.

Большое внимание Палата уделяла мероприятиям по поддержке промышленности в городе Москве. Например, Палатой была проведена проверка целевого использования средств городского бюджета, выделенных по строке "проведение мероприятий по поддержке промышленности" (ЗАО "Московский зеркальный комбинат", ОАО "НПО "Молния").

Кроме того, Палата провела проверку эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на поддержку отраслей промышленности, которая явилась практическим продолжением мероприятий, осуществляемых в рамках контроля за реализацией Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве, начиная с 1998 года.

Контрольными мероприятиями по вопросам поддержки промышленности установлено, что в ряде организаций при использовании бюджетных средств не соблюдались нормы статьи 34 БК РФ, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств на общую сумму 38000,0 тыс.рублей.

В нарушение пункта 7 статьи 158 БК РФ Департамент науки и промышленной политики города Москвы как главный распорядитель бюджетных средств по строке "проведение мероприятий по поддержке промышленности" не осуществлял в необходимом объеме контроль за целевым использованием бюджетных средств и предоставлением получателями бюджетных средств отчетности. В результате получателями бюджетных средств не всегда обеспечивались условия предоставления бюджетных средств по строке "проведение мероприятий по поддержке промышленности".

Из 28 предприятий промышленности, проанализированных в ходе проведения проверки эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на поддержку отраслей промышленности, 11 предприятий - получателей бюджетных средств не выполнили в полном объеме принятые на себя обязательства, предусмотренные договорами о предоставлении бюджетных средств.

Например, ЗАО "Московский зеркальный комбинат" не достигнуты показатели финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренные бизнес-планом на 2001 год, в части увеличения объема выпуска товарной продукции, объема реализации продукции, перечисления в городской бюджет налогов и сборов, а также создания дополнительных рабочих мест.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»