Основные принципы и задачи социальной политики на потребительском рынке в среднесрочной перспективе определены Концепцией, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 632-ПП "Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года".
Среди этих направлений особое место занимает социальная поддержка льготных категорий граждан. Начиная с середины 2001 года, в городе реализуется проект "Социальная карта москвича", цель которого - предоставление адресной помощи гражданам.
Апробация социальной карты на потребительском рынке осуществлялась при поддержке префектуры Южного административного округа в торговых предприятиях ЗАО ПФК "БИН" в районах Чертаново Южное, Чертаново Центральное, Бирюлево Западное. По результатам эксперимента принято постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 602-ПП "О внедрении социальной карты для жителей г.Москвы".
В настоящее время социальная карта выдана около 1,2 млн. человек и продолжает выдаваться через районные управления социальной защиты населения. Всего планируется выдать карты 2,3 млн. граждан, состоящим на учете в органах социальной защиты населения, а также лицам, находящимся на учете в органах пенсионного обеспечения министерств и ведомств Российской Федерации, проживающим в Москве. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" на льготное торговое обслуживание имеют право только инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица. Численность указанных категорий граждан, проживающих в Москве, составляет около 108 тыс. человек. Торговое обслуживание для них организовано через аккредитованные социальные магазины. Предприятиям потребительского рынка и услуг, имеющим собственные дисконтные программы, рекомендовано на добровольной основе предоставлять держателям социальной карты скидки при покупке товаров. По состоянию 01.01.2004 такое обслуживание осуществляет 53 торговых предприятия. Обслуживание осуществляется за счет средств предприятий без возмещения затрат из бюджета города. В 2003 году к предоставлению льгот при обслуживании держателей социальной карты приступили предприятия сферы быта. В 23 предприятиях, 188 пунктах, а также при выезде на дом держателям социальной карты предоставляется скидка по химической чистке и стирке (Объединение "Диана") и ремонту бытовой техники (Компания МГСБС - торговая марка "А-Айсберг").
2.1. Внедрение социальной карты москвича на предприятиях потребительского рынка и услуг
N | Наименование основных мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Проведение организационно-практических мероприятий по внедрению в городе Москве системы социальной защиты граждан, направленной на оказание адресной помощи через приобретение товаров и услуг со скидкой с использованием социальной карты | 2004-2006 годы |
2. | Привлечение предприятий торговли и бытовых услуг на добровольной основе к обслуживанию социально незащищенных граждан с применением социальной карты, в том числе в рамках реализации собственных дисконтных программ. | 2004-2006 годы |
3. | Разработка Положения об обеспечении приема социальной карты на предприятиях потребительского рынка и услуг в качестве учетно-дисконтной, I полугодие | I полугодие 2004 года |
4. | Проведение работ по добровольному применению в аккредитованных магазинах социальной карты в качестве учетной | 2004-2006 годы |
5. | Отработка порядка компенсации торговым предприятиям и предприятиям бытового обслуживания выпадающих доходов от предоставления льгот держателям социальной карты | 2004 год |
6. | Проведение презентации терминала расчета скидок, | I полугодие 2004 года |
7. | Проведение мероприятий по развитию сети предприятий потребительского рынка и услуг, осуществляющих проведение расчетов за товары и услуги с использованием социальной карты | 2004-2006 годы |
8. | Разработка системы персонального учета льгот по торговому обслуживанию, предоставляемых предприятиями потребительского рынка и услуг, с использованием социальной карты* | 2004-2005 годы |
________________ |
2.1.1. Внедрение в рамках реализации собственных дисконтных программ на предприятиях торговли и услуг социальной карты в качестве учетно-дисконтной
Административный округ | Прогнозируемое количество предприятий торговли и услуг, принимающих социальную карту в качестве учетно-дисконтной | ||
на 01.01.2005 | на 01.01.2006 | на 01.01.2007 | |
Центральный | 12 | 18 | 24 |
Северный | 15 | 22 | 30 |
Северо-Восточный | 17 | 25 | 34 |
Восточный | 10 | 14 | 18 |
Юго-Восточный | 7 | 15 | 24 |
Южный | 26 | 137 | 194 |
Юго-Западный | 12 | 18 | 24 |
Западный | 13 | 19 | 26 |
Северо-Западный | 8 | 12 | 16 |
Зеленоградский | 5 | 7 | 10 |
Всего | 125 | 287 | 400 |
Ресурсное обеспечение
Источник | Объем средств, млн.руб. | |||
2004 год | 2005 год | 2006 год | Итого | |
Бюджет г.Москвы | - | - | - | - |
Средства предприятий и иные внебюджетные источники | подлежат уточнению | |||
ВСЕГО: |
Исполнители: префектуры административных округов, Управы районов, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, ГУП "Московский социальный регистр", ОАО "Банк Москвы", предприятия.
2.2. Торговля
В сфере торгового обслуживания актуальной проблемой является сохранение профиля социально значимых объектов и создание благоприятных условий для их деятельности, в том числе на принципах ассоциирования и кооперирования, а также использования франчайзинга со стороны отечественных и иностранных сетевых структур, имеющих налаженную систему товароснабжения и высокие стандарты обслуживания.
Анализ состояния потребительского рынка в Москве, имеющиеся обращения жителей свидетельствуют о наличии потребности москвичей осуществлять ежедневные покупки в непосредственной близости от места проживания и недостаточном уровне развития соответствующей сети.
Для решения данной задачи с августа 2002 года в Южном административном округе проводится эксперимент по созданию сети многопрофильных предприятий потребительского рынка с учетом пешеходной доступности, комфортности и быстрого обслуживания. Разработанная в округе программа размещения предприятий "шаговой доступности" предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию до 2005 года 160 объектов потребительского рынка и услуг.*
________________
* Справочно: в 2003 году в ЮАО открыто 2 предприятия, 28 находятся в стадии строительства.
В результате реализации программы в Южном административном округе ожидается привлечение инвестиций в объеме 5 млрд.руб.; будет построено более 80 тыс.кв.м торговых площадей, отвечающих современным требованиям и максимально приближенных к потребителю; предполагается создание 8,5 тыс. дополнительных рабочих мест.