Недействующий

О комплексных мероприятиях по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы (с изменениями на 31 октября 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 N 290-ПП)

1.1. Содержание проблемы


За последнее десятилетие в Москве сформировалось и организационно оформилось новое направление внутригосударственных связей - межрегиональное сотрудничество. Для столицы межрегиональное сотрудничество стало одним из важнейших факторов развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей.

Особую актуальность межрегиональные связи приобрели с тех пор, как субъекты Российской Федерации получили экономическую самостоятельность. Стало очевидным, что в условиях, когда промышленное производство повсеместно сориентировано на межрегиональную интеграцию, сложившуюся на протяжении второй половины ХХ века, а перерабатывающие отрасли - на завоз сырья извне, эффективно решать многоплановые и масштабные задачи не только в экономической, но и любой другой сфере в одиночку, без сотрудничества с партнерами никому не под силу. Это в полной мере коснулось Москвы, обладающей огромным, значительно превосходящим внутренние потребности экономическим потенциалом, но полностью лишенной сырьевой базы.

Современные межрегиональные связи - это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начавшись с договоров, имевших узкую цель - обеспечить Москву необходимым количеством продовольствия, за короткий срок они приобрели динамичный характер и охватили не только экономику, но и науку, культуру, образование, здравоохранение, спорт и другие сферы, прочно закрепились в арсенале форм работы большинства субъектов Российской Федерации.

Межрегиональное сотрудничество в столице осуществляется в соответствии с разработанной законодательной базой, включающей в себя Устав города Москвы, Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы", постановление Правительства Москвы от 7 августа 2001 года N 726 "О реализации положений Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы"", постановление Правительства Москвы от 29 июня 1999 года N 578 "О развитии межрегиональных связей Москвы".

Для придания сотрудничеству с другими регионами большего динамизма в Москве создана соответствующая инфраструктура, которая постоянно совершенствуется. Ныне в межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы совершенствования межрегионального сотрудничества регулярно выносятся на обсуждение Правительства Москвы, коллегии департаментов, комитетов и префектур административных округов. Образован и планомерно работает Московский городской координационный совет по межрегиональному сотрудничеству. Развернуло свою деятельность государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр", созданное для информационно-аналитического обеспечения участников межрегионального сотрудничества Москвы. Налажено взаимодействие с Международной Ассамблеей столиц и крупных городов стран СНГ, которая призвана объединять усилия в сфере межрегионального сотрудничества с участием 54 городов Российской Федерации и стран СНГ.

Москва активно сотрудничает с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Центральная Россия", Союзом российских городов, Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциацией малых городов, Российским союзом исторических городов и регионов, Московской международной бизнес-ассоциацией и другими заинтересованными объединениями. Значительным резервом развития межрегионального сотрудничества, особенно в гуманитарно-культурной области, являются землячества, которых в Москве насчитывается более 50. Насущной задачей является создание Культурно-делового Центра региональных землячеств.

В настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают 80 субъектов Российской Федерации, ряд крупных и малых городов России, все области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных соглашений, протоколов и других договорных документов Правительства Москвы с регионами Российской Федерации и Белоруссии достигло 275.

Для региональных партнеров Москва - это устойчивый и надежный рынок продовольственных товаров, сырья для перерабатывающей промышленности, строительных материалов, оборудования и техники. Заказы столицы позволяют регионам эффективно решать такие задачи, как загрузка предприятий и занятость населения, выплата пенсий, пособий и стипендий.

Стратегической задачей Правительства Москвы в осуществлении межрегионального сотрудничества является повышение уровня жизни москвичей, обеспечение их качественными и недорогими продуктами питания и потребительскими товарами.

Закупаемые в регионах продукты первой необходимости существенно пополняют городскую продовольственную корзину. В результате предпринятых в 2002 году усилий по сравнению с 2001 годом удалось в 1,8 раза увеличить поставки из регионов России мяса и мясопродуктов, в 3 раза - животного масла, на 10% - молока. При этом доля Москвы в объемных показателях розничного оборота продовольственных товаров России будет превышать 30%, а оптового - 40% и в дальнейшем будет повышаться.

На продовольственный рынок Москвы свою сельхозпродукцию поставляют сегодня свыше 50 регионов Российской Федерации. Организационно-экономическим механизмом продовольственного обеспечения города является система организованных закупок и поставок в Москву основных социально значимых видов сельхозпродукции и продовольственных товаров, а также порядок их финансирования.

Учитывая низкий уровень производства отдельных видов сельхозпродукции на предприятиях АПК России, наряду с авансированием поставок и прямых закупок продовольствия для нужд Москвы, активно используется механизм финансовой поддержки столичных предприятий продовольственного комплекса по созданию ими на основе интеграции устойчивой сырьевой базы в регионах Российской Федерации. Это осуществляется путем приобретения в собственность контрольных пакетов акций сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, укрепления их материально-технической базы и вывода на рентабельный уровень производства.

В настоящее время 15 предприятий продовольственного комплекса Москвы создали интегрированные холдинги с 40 предприятиями АПК в 11 регионах Российской Федерации, вложили в них свыше 3 млрд.руб., в том числе за счет льготных бюджетов Правительства Москвы около 1 млрд.руб. Инвестиционные и интеграционные проекты московских предприятий реализуются в Московской, Волгоградской, Воронежской, Пензенской, Ярославской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Активно налаживаются связи и с другими регионами, прежде всего входящими в Центральный федеральный округ, а также с предприятиями аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.

Благодаря стратегии на развитие интеграционных процессов в АПК Москва из региона-потребителя постепенно становится регионом-производителем сельскохозяйственной продукции для собственных нужд.

Для увеличения поставок в Москву мяса птицы и яиц Правительства Москвы и Московской области приняли специальную программу развития птицеводства, на что предусматривается ежегодное выделение средств в размере 500 млн.руб. в виде льготного кредита Правительства Москвы на закупку кормов.

Создание единого комплекса сельскохозяйственных, животноводческих, перерабатывающих производств и хозяйств ряда регионов Российской Федерации позволит обеспечить гарантированное производство отечественных продуктов питания для москвичей. В настоящее время из 7,5 млн.тонн продовольствия, поставляемого в Москву, 6 млн.тонн является продукцией российских регионов.

Не менее важной стратегической задачей Правительства Москвы в настоящее время является формирование в городе с участием крупных региональных инвесторов-поставщиков продукции цивилизованного оптового звена, включающего сеть оптовых продовольственных рынков и распределительных центров. Существенным шагом вперед явится создание рынка белорусских товаров и использование возможностей инвестиционного фонда Центрального федерального округа для создания оптового рынка для производителей-поставщиков продовольствия из центральной зоны Российской Федерации.

Все большее значение сегодня начинает приобретать такой важнейший аспект экономических связей между регионами Российской Федерации, как межрегиональный обмен непродовольственными товарами.

С ростом экономики и жизненного уровня населения регионов закономерно возрастают объемы оптовой торговли непродовольственными товарами, через каналы которой осуществляется межрегиональный обмен и насыщение региональных рынков необходимыми товарами.

По ряду объективных причин Москва превратилась в ведущий "распределительный центр" по данной группе товаров для всей страны. Если доля Москвы в объеме розничного товарооборота страны составляет 28%, то для оптового оборота непродовольственными товарами оптовых организаций Москвы, в общем объеме оборота этими товарами в РФ - 50,4%.

Это предопределяет высокую нагрузку на оптовые организации, складскую инфраструктуру и транспортные пути города. Оптовые организации, осуществляющие межрегиональные поставки товаров, в основном относятся к числу мелких и средних структур, неспособных обеспечить полный набор услуг по хранению и перемещению товарной массы. Для дальнейшего развития межрегиональных связей по обеспечению постоянных и стабильных поставок товаров необходимо принятие дополнительных мер по формированию современных типов оптовых предприятий, положительно зарекомендовавших себя за рубежом. К их числу относятся центры оптовой торговли, которые одновременно совмещают оптовые продажи с выставочной деятельностью. Оптовые центры должны превратиться в сервисные службы, которые предоставляют своим клиентам полный набор складских и других услуг. Среди них особо следует выделить логистические услуги грузополучателям, которые пока слабо развиты.

Важным нововведением в области повышения уровня жизни москвичей является создание Межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка, предусматривающей внедрение современной технологии торговли с гарантией качества продукции, ее поставок и оплаты, организованного продвижения потребительских товаров от региональных производителей к покупателям на московский рынок без посредников и по оптимальным ценам (число посреднических структур уменьшится с 4-7 до одной - оптового предприятия).

Активно набирает темпы программа межрегионального строительства. Увеличиваются объемы и расширяется ее география. В 2002 году строительство при участии Москвы осуществлялось в 17 городах. В 2003 году - уже в 25. При этом годовой объем ввода жилья вырос многократно: за 2002 год было введено 18 тыс.кв.м, в 2003 году - свыше 250 тыс.кв.м, а на 2004 год планируется ввод более 0,5 млн.кв.м жилья. Важный социальный эффект имеют предпринимаемые усилия по строительству жилых домов в регионах для семей участников Великой Отечественной войны и инвалидов.

В настоящее время одной из главных задач является необходимость избежать хаотичности процессов, способствовать выстраиванию схемы целостного градостроительного регулирования развития территорий партнерских регионов. Под этим понимается встроенная система проведения всесторонних маркетинговых исследований, оценка инвестиционной привлекательности регионов по сферам деятельности, изучение возможности рынка, его потребности, выявление его слабых и сильных сторон, а также научно-техническое и юридическое сопровождение совместных инвестиционных программ.

Высокой эффективностью отличаются связи Москвы с республиками Мордовией и Карелией, Краснодарским краем, Вологодской, Калининградской областями, а также с регионами Центрального федерального округа, взаимодействие с которыми является приоритетным для Москвы.

Наряду с торгово-экономическим продолжает развиваться взаимовыгодное межрегиональное сотрудничество в таких областях, как наука, культура, образование, здравоохранение, туризм и спорт. В содружестве с Вологодской областью реализуется крупный межрегиональный проект "Великий Устюг - Родина Деда Мороза", направленный на совместное создание крупной материальной базы, динамичное развитие, в первую очередь, детского туризма и оживление на этой основе производственных возможностей старинного русского города.

В области межрегиональных связей активно используются такие зарекомендовавшие себя формы, как Дни Москвы в самой столице и в регионах. В последние годы прошли Дни Москвы и Дни культуры Москвы в республиках Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Карелия, в Белоруссии, в Астраханской, Костромской, Ростовской, Рязанской, Свердловской областях. В Москве состоялись Дни культуры республик Тывы и Мордовии, Агинского Бурятского автономного округа, Курганской и Читинской областей.

Плодотворной формой взаимодействия с партнерами является Московский межрегиональный фестиваль экономического и культурного сотрудничества. Ежегодно в его рамках проходят многочисленные выставки-ярмарки, карнавалы, научно-практические конференции, фестивали, выставки произведений изобразительного искусства с участием гостей из регионов России, Белоруссии, других стран. С большой эффективностью проведены 14 этапов Выставки-марафона московских товаров, технологий и услуг "Деловая Москва. Приглашение к сотрудничеству".