РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории
МРР-2.2.16-00
1. "Рекомендации по организации и проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории", МРР-2.2.16-00 разработаны временным творческим коллективом под руководством начальника отдела Управления координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры Минаева Ю.В. при участии Дроновой И.Л. (ГУП "НИАЦ"); Елисеева Д.В. (АО "Майкл Груп Интернешнл"); специалистов Департамента экономической политики и развития г.Москвы Страшнова Г.Г. и Чернышевой Н.И.
2. "Рекомендации по организации и проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории" предназначены для определения направления рационального использования городских территорий.
3. Утверждены и введены в действие приказом Москомархитектуры от 11.11.99 N 169.
Настоящие "Рекомендации" разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 08.10.99 N 803-РЗП "О дальнейшем совершенствовании нормативно-методической базы в области инвестиционной деятельности в проектировании в г.Москве в 2000-2001 годах".
Маркетинговые исследования проводятся до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территорий в соответствии с "Принципиальной схемой инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города", утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 10.09.98 за N 993-РМ, и "Сетевой моделью инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города Москвы", утвержденной распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 30.06.99 N 504-РЗП.
"Рекомендации" устанавливают условия и порядок проведения маркетинговых исследований до разработки предынвестиционной документации.
При разработке "Рекомендаций" использована следующая литература:
- Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2)
- Закон РФ "Об архитектурной деятельности в РФ"
- Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
- "Основы маркетинга". Ф.Котлер. Изд-во "Прогресс", Москва, 1990 год
- "Принципиальная схема инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города", утверждена распоряжением Мэра Москвы от 10.09.98 N 993-РМ
- "Сетевая модель инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города Москвы", утверждена распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 30.06.99 N 504-РЗП.
1. Маркетинговые исследования базируются на специальных методах, позволяющих осуществлять изучение спроса и предложений, определять тенденции рынка недвижимости, потребности и запросы инвесторов, проводить сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия решений в области маркетинга.
2. Основной задачей маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации является определение оптимальной коммерческой эффективности при освоении конкретной территории, позволяющей на более поздних этапах инвестиционного процесса добиваться экономии основных видов ресурсов, включая земельные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
В первую очередь это касается земельного ресурса в силу его невосполнимости.
3. Особенность земельного ресурса требует принципиально нового подхода к маркетинговым исследованиям, привнося в них значительную долю прогнозирования использования территорий с применением современных методов моделирования и функционального анализа.
4. Разработка "рекомендаций" направлена на рациональное использование городских территорий и перспектив их развития, что обуславливает настоящую потребность в проведении маркетинговых исследований до начала разработки предпроектной и проектной документации с учетом сегментации рынка с обобщением и анализом полученных результатов.
5. В условиях города Москвы для объектов недвижимости одного назначения характерен большой размах в статистической совокупности между наиболее высокой и наиболее низкой рыночной ценой, что существенно повышает риск и соответственно требования к взвешенности принимаемых решений.
6. Результаты маркетинговых исследований на предынвестиционной стадии должны войти составной частью в бизнес-планы, обосновывающие эффективность инвестиций.
2.1. Реализацию градостроительных проектов можно представить как управляемый процесс, состоящий из следующих стадий:
- Сбор, обработка и анализ информации
- Выработка проектных решений
- Реализация проекта
- Учет
- Контроль
- Анализ
- Регулирование.
На каждой стадии возникает необходимость принятия решений. Обоснованность решений обусловлена организацией и проведением технико-технологических и маркетинговых исследований.
2.2. Под маркетинговыми исследованиями понимают разработку и применение методов сбора данных о состоянии и тенденциях рынка, нуждах и запросах потребителей, сбор, обработку и анализ информации, необходимой для выработки рекомендаций и подготовки решений в области маркетинга. В настоящих "Рекомендациях" рассматривается этап сбора информации и выработки решений.
2.3. Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов:
АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ |
Системы маркетинговых исследований |
Маркетинговая среда |
Рынки индивидуальных потребителей |
Рынки предприятий |
ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ |
Замеры объемов спроса |
Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке |
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА |
Разработка товаров |
Установление цен на товары |
Методы распространения товаров |
Стимулирование сбыта товаров |
ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ |
Стратегия, планирование и контроль |
Таблица 3.1. Компоненты маркетинга
Код | Компоненты | |
1 | ПРОДУКТ | |
2 | РЫНОК | - Емкость рынка |
- Потребитель | ||
- Конкуренты | ||
- Сегментация | ||
3 | ПРОДВИЖЕНИЕ И ПРОДАЖИ | - Каналы сбыта |
- Реклама | ||
- Public relations | ||
- Стимулирование продаж | ||
- Прогноз продаж | ||
4 | ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ |
Маркетинговые исследования, включающие моделирование и прогнозирование развития ситуации на рынках строительства, финансов, недвижимости и других, а также анализ их тенденций, должны обеспечить обоснованное принятие решений муниципальных органов и служб по перспективам и ожидаемым результатам использования и развития территорий. Поэтому на стадии до начала разработки предпроектной и проектной документации из всех компонент маркетинга должны исследоваться продукт и рынок, а также ценообразование.
4.1. Объектами маркетинговых исследований на рассматриваемой стадии градостроительных проектов являются:
- рынок жилья, нежилых помещений и других строительных объектов (согласно концепции застройки территории), а также земельных участков
- рынок инвесторов и инвестиций
- рынок строительных подрядов
Теоретически можно представить следующие способы охвата рынка:
И1 | И1 | И1 | |||||||||||
И2 | И2 | И2 | |||||||||||
И3 | И3 | И3 | |||||||||||
Г1 | Г2 | Г3 | Г1 | Г2 | Г3 | Г1 | Г2 | Г3 | |||||
А. Концентрация на единственном сегменте | Б. Ориентация на покупательскую потребность | В. Ориентация на группу потребителей |
И1 | И1 | |||||||
И2 | И2 | |||||||
И3 | И3 | |||||||
Г1 | Г2 | Г3 | Г1 | Г2 | Г3 | |||
Г. Выборочная специализация | Д. Полный охват рынка |