Правительство Москвы
КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ г.МОСКВЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории

МРР-2.2.16-00



1. "Рекомендации по организации и проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории", МРР-2.2.16-00 разработаны временным творческим коллективом под руководством начальника отдела Управления координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры Минаева Ю.В. при участии Дроновой И.Л. (ГУП "НИАЦ"); Елисеева Д.В. (АО "Майкл Груп Интернешнл"); специалистов Департамента экономической политики и развития г.Москвы Страшнова Г.Г. и Чернышевой Н.И.

2. "Рекомендации по организации и проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории" предназначены для определения направления рационального использования городских территорий.

3. Утверждены и введены в действие приказом Москомархитектуры от 11.11.99 N 169.

Введение


Настоящие "Рекомендации" разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 08.10.99 N 803-РЗП "О дальнейшем совершенствовании нормативно-методической базы в области инвестиционной деятельности в проектировании в г.Москве в 2000-2001 годах".

Маркетинговые исследования проводятся до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территорий в соответствии с "Принципиальной схемой инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города", утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 10.09.98 за N 993-РМ, и "Сетевой моделью инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города Москвы", утвержденной распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 30.06.99 N 504-РЗП.

"Рекомендации" устанавливают условия и порядок проведения маркетинговых исследований до разработки предынвестиционной документации.

При разработке "Рекомендаций" использована следующая литература:

- Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2)

- Закон РФ "Об архитектурной деятельности в РФ"

- Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

- "Основы маркетинга". Ф.Котлер. Изд-во "Прогресс", Москва, 1990 год

- "Принципиальная схема инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города", утверждена распоряжением Мэра Москвы от 10.09.98 N 993-РМ

- "Сетевая модель инвестиционного процесса по осуществлению комплексной жилой застройки территории города Москвы", утверждена распоряжением первого заместителя премьера Правительства Москвы от 30.06.99 N 504-РЗП.

1. Общие положения

1. Маркетинговые исследования базируются на специальных методах, позволяющих осуществлять изучение спроса и предложений, определять тенденции рынка недвижимости, потребности и запросы инвесторов, проводить сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия решений в области маркетинга.

2. Основной задачей маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации является определение оптимальной коммерческой эффективности при освоении конкретной территории, позволяющей на более поздних этапах инвестиционного процесса добиваться экономии основных видов ресурсов, включая земельные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

В первую очередь это касается земельного ресурса в силу его невосполнимости.

3. Особенность земельного ресурса требует принципиально нового подхода к маркетинговым исследованиям, привнося в них значительную долю прогнозирования использования территорий с применением современных методов моделирования и функционального анализа.

4. Разработка "рекомендаций" направлена на рациональное использование городских территорий и перспектив их развития, что обуславливает настоящую потребность в проведении маркетинговых исследований до начала разработки предпроектной и проектной документации с учетом сегментации рынка с обобщением и анализом полученных результатов.

5. В условиях города Москвы для объектов недвижимости одного назначения характерен большой размах в статистической совокупности между наиболее высокой и наиболее низкой рыночной ценой, что существенно повышает риск и соответственно требования к взвешенности принимаемых решений.

6. Результаты маркетинговых исследований на предынвестиционной стадии должны войти составной частью в бизнес-планы, обосновывающие эффективность инвестиций.

2. Управление проектом и маркетинг

2.1. Реализацию градостроительных проектов можно представить как управляемый процесс, состоящий из следующих стадий:

- Сбор, обработка и анализ информации

- Выработка проектных решений

- Реализация проекта

- Учет

- Контроль

- Анализ

- Регулирование.

На каждой стадии возникает необходимость принятия решений. Обоснованность решений обусловлена организацией и проведением технико-технологических и маркетинговых исследований.

2.2. Под маркетинговыми исследованиями понимают разработку и применение методов сбора данных о состоянии и тенденциях рынка, нуждах и запросах потребителей, сбор, обработку и анализ информации, необходимой для выработки рекомендаций и подготовки решений в области маркетинга. В настоящих "Рекомендациях" рассматривается этап сбора информации и выработки решений.

2.3. Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов:

АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Системы маркетинговых исследований

Маркетинговая среда

Рынки индивидуальных потребителей

Рынки предприятий

ОТБОР ЦЕЛЕВЫХ РЫНКОВ

Замеры объемов спроса

Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА

Разработка товаров

Установление цен на товары

Методы распространения товаров

Стимулирование сбыта товаров

ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Стратегия, планирование и контроль

3. Компоненты маркетинга

Таблица 3.1. Компоненты маркетинга

Код

Компоненты

1

ПРОДУКТ

2

РЫНОК

- Емкость рынка

- Потребитель

- Конкуренты

- Сегментация

3

ПРОДВИЖЕНИЕ И ПРОДАЖИ

- Каналы сбыта

- Реклама

- Public relations

- Стимулирование продаж

- Прогноз продаж

4

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ



Маркетинговые исследования, включающие моделирование и прогнозирование развития ситуации на рынках строительства, финансов, недвижимости и других, а также анализ их тенденций, должны обеспечить обоснованное принятие решений муниципальных органов и служб по перспективам и ожидаемым результатам использования и развития территорий. Поэтому на стадии до начала разработки предпроектной и проектной документации из всех компонент маркетинга должны исследоваться продукт и рынок, а также ценообразование.

4. Объекты маркетинговых исследований

4.1. Объектами маркетинговых исследований на рассматриваемой стадии градостроительных проектов являются:

- рынок жилья, нежилых помещений и других строительных объектов (согласно концепции застройки территории), а также земельных участков

- рынок инвесторов и инвестиций

- рынок строительных подрядов

Теоретически можно представить следующие способы охвата рынка:

И1

И1

И1

И2

И2

И2

И3

И3

И3

Г1

Г2

Г3

Г1

Г2

Г3

Г1

Г2

Г3

А. Концентрация на единственном сегменте

Б. Ориентация на покупательскую потребность

В. Ориентация на группу потребителей


И1

И1

И2

И2

И3

И3

Г1

Г2

Г3

Г1

Г2

Г3

Г. Выборочная специализация

Д. Полный охват рынка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»