Недействующий

Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 304-ПП)

3.5. Защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", который предусматривает коренные изменения существующей системы сертификации и стандартизации.

Государство оставляет за собой выработку норм, связанных с безопасностью людей и окружающей среды.

Ответственность за качество продукции и предоставляемых услуг ложится на производителя и продавца с применением механизмов саморегулирования рынка.

В этих условиях особенное внимание должно уделяться развитию системы добровольной сертификации - формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

На протяжении нескольких лет в Москве действуют городские системы подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания, утвержденные Правительством Москвы. Предприятия, вошедшие в одну из этих систем, добровольно берут на себя обязательства работать в строгом соответствии с установленными правилами и нормами.

В Москве были созданы и за истекший период показали свою эффективность системы сертификации услуг общественного питания (введена с 1995 года) и услуг торговли (с 1998 года).

Системы сертификации услуг общественного питания и торговли строились в условиях отсутствия аналогичных систем в регионах России на основе нормативных и методических документов, действующих на потребительском рынке города Москвы.

В Московских системах аккредитовано 18 органов на право проведения работ по сертификации услуг торговли и общественного питания (11 - на сертификацию услуг торговли и общественного питания, остальные только на услуги торговли).

По состоянию на 01.04.2003 в Московской системе сертификации услуг торговли сертифицировано порядка 16 тыс. предприятий (40% от наличия сети) и в системе сертификации услуг общественного питания 8 тыс. предприятий (85% от наличия сети).

Как показывает практика, в сертифицированных предприятиях повышается культура обслуживания потребителей, растет уровень профессиональной подготовки кадров, сокращается количество нарушений.

В целях развития и дальнейшего совершенствования действующих добровольных систем сертификации в городе Москве в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", разработана Московская система добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг.

Система ориентирована на московского потребителя и направлена на решение следующих основных задач:

- обеспечение потребителю гарантии качества и безопасности бытовых услуг;

- содействие потребителю в компетентном выборе исполнителя бытовых услуг;

- защита потребителя от недобросовестности исполнителя бытовых услуг;

- создание условий для конкуренции и повышения качества бытовых услуг в Москве.

Кроме того, одним из эффективных механизмов саморегулирования участников рынка является разработка и принятие стандартов организаций (корпоративных стандартов), которые могут быть реализованы через создание саморегулируемых организаций ведения бизнеса по отраслевому признаку (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения).

Вместе с тем по отдельным направлениям деятельности необходимо сохранение и усилении мер жесткого административного контроля. Проблемы некачественной, фальсифицированной продукции остаются актуальными. Уровень выявляемых нарушений при проведении проверок по-прежнему высок. Особенно остро стоит вопрос качества алкогольной продукции.

Начиная с 1998 года в Москве была реализована и показала свою эффективность региональная система идентификации качества алкогольной продукции. Сейчас она реформируется с учетом изменений федерального законодательства, но и в новых условиях контроль за качеством и товародвижением алкогольной продукции должен быть сохранен и Правительству Москвы необходимо принимать все меры в целях защиты жизни и здоровья граждан.

Правительство Москвы уделяет большое внимание вопросам упорядочения организации контрольной деятельности на потребительском рынке города.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" были установлены ограничения на проведение проверок, закреплен регламент проведения контрольных мероприятий, установлена презумпция добросовестности предпринимателей и целый ряд других гарантий для развития бизнеса.

Вместе с тем вопросы проведения проверок и административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов являются одними из самых актуальных для развития бизнеса.

Правительством Москвы в 2002 году одобрена Концепция организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы (постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 N 692-ПП "Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы"), в которой определены принципы организации контрольной деятельности на потребительском рынке и механизмы их практической реализации.

Основными принципами являются:

- четкое распределение полномочий городских контролирующих органов, устранение дублирования в их работе, определение порядка их взаимодействия;

- комплексность проведения проверок. При формировании планов комплексных проверок с участием нескольких организаций одновременно их периодичность может быть сокращена до 1 раза в 6 месяцев (для контроля санитарно-эпидемиологических требований, соблюдения правил осуществления торговой деятельности), по другим видам контроля - до 1 раза в 3 года;

- приоритет применения мер превентивного характера (предупреждений);

- законность;

- обеспечение взаимодействия городских и федеральных контролирующих органов, а также общественных организаций и объединений предпринимателей.