Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (в редакции законов города Москвы от 10 июня 1996 года N 19, от 17 июля 1998 года N 18, от 15 марта 2000 года N 3, от 21 февраля 2001 года N 6) годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2002 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2002 году и результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты
Москвы в 2002 году и результатах контрольных мероприятий,
вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях
Настоящий годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2002 году, результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях подготовлен в соответствии с требованием статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
Контрольно-счетная палата Москвы (далее - Палата) в 2002 году осуществляла контрольную и иную деятельность в соответствии c законодательством Российской Федерации, города Москвы и планом работы Палаты на 2002 год.
План работы Палаты на 2002 год был сформирован на основе поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы. В течение отчетного года в него были внесены изменения в связи с запросами комиссий и депутатов Московской городской Думы, а также предложениями членов Коллегии Палаты.
В ходе выполнения плана работы Палаты на основе принципа системности осуществлялся государственный финансовый контроль во всех комплексах городского управления, по всем группам и подгруппам классификации доходов и разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов.
В 2002 году Палатой проведено 100 контрольных мероприятий, в том числе:
27 - по поручениям Московской городской Думы;
20 - по запросам комиссий и депутатов Московской городской Думы;
19 - по предложениям Мэра Москвы;
34 - по инициативе Палаты,
из них 43 проверки, 24 обследования и 33 экспертно-аналитических мероприятия.
Контрольными мероприятиями было охвачено 255 объектов.
Продолжена практика проведения контрольных мероприятий совместно со Счетной палатой Российской Федерации. В 2002 году были осуществлены проверки эффективности и целевого использования средств бюджета города Москвы, в том числе средств, выделенных Управлению федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по городу Москве, ГИБДД ГУВД города Москвы и Управлению пожарной безопасности из городского бюджета. Была проведена тематическая проверка на предприятиях и в организациях медицинской промышленности города Москвы в части обеспечения устойчивого развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления налоговых платежей.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2002 году, установлены нарушения, отклонения, недостатки:
(тыс. рублей) | |||||
N | Наименование | Сумма | |||
1. | Средства по доходным источникам, не зачисленные в бюджет города Москвы | 513,0 | |||
2. | Средства по доходным источникам, несвоевременно зачисленные в бюджет города Москвы | 41910,6 | |||
3. | Средства резервного фонда, направленные на мероприятия, не носящие чрезвычайный или непредвиденный характер | 2811000,0 | |||
4. | Средства, израсходованные не по целевому назначению | 37124,2 | |||
5. | Средства, израсходованные неэффективно | 2356048,2 | |||
6. | Средства, израсходованные с другими нарушениями | 5824603,2 | |||
7. | Недополучено доходов в городской бюджет | 1951888,8 | |||
8. | Предотвращено расходование средств с нарушением | 462427,0 | |||
9. | Средства, предложенные к возврату в бюджет города Москвы | 211707,1 | |||
10. | Средства, возвращенные в бюджет города Москвы | 84271,4 | |||
11. | Средства, предложенные к увеличению доходов бюджета | 30719272,0 | |||
12. | Средства, направленные на увеличение доходов бюджета по предложениям Палаты | 17801120,0 | |||
13. | Средства, по которым предотвращено нерациональное планирование расходования бюджетных и/или заемных средств | 199400,0 | |||
14. | Средства, по которым установлены недостатки в учете и отчетности | 4924010,4 |
Примечания:
1. Кроме указанной суммы в рублях по п.5 выявлено неэффективное расходование средств в иностранной валюте в размере 16,1 тыс. немецких марок и 141,4 тыс. долларов США.
2. В объеме средств, израсходованных неэффективно (п.5), 2167561,6 тыс. рублей - средства, привлеченные в рамках льгот по налогу на прибыль.
В объеме средств, израсходованных с другими нарушениями (п.6), 3451911,2 тыс. рублей - средства, привлеченные в рамках льгот по налогу на прибыль.
4. Проверки расходования организациями средств, привлеченных в рамках льгот по налогу на прибыль, показали, что превышение верхнего порога привлечения средств в рамках льгот по налогу на прибыль на финансирование программ составило сумму в 170684,4 тыс. рублей.
5. В объеме средств, возвращенных в бюджет города Москвы (п.10), 60015,7 тыс. рублей - средства, возвращенные организациями-инвесторами по использованным льготам по налогу на прибыль.
Проверяемым организациям и руководителям соответствующих органов государственной власти направлено 81 представление и 3 предписания.
По итогам контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2002 году, в гражданско-правовой оборот дополнительно вовлечены объекты недвижимости (нежилые помещения, земельные участки), использовавшиеся хозяйствующими субъектами без надлежащего оформления имущественных прав, что позволит получить в бюджет города дополнительные доходы в виде арендных платежей.
В ходе экспертизы законопроекта "О бюджете города Москвы на 2003 год" при поддержке Департамента финансов города Москвы по предложениям Палаты были увеличены:
налоговые доходы на 12713179 тыс. рублей;
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности на 2884992 тыс. рублей;
доходы от продажи нематериальных активов на 113169 тыс. рублей;
прочие неналоговые доходы на 265900 тыс. рублей,
а также уменьшены расходы по подразделу "Заготовка и хранение сельскохозяйственной продукции" на 200000 тыс. рублей.
На основе требований Палаты были уточнены сводные сметные расчеты стоимости работ для объектов городского заказа в сторону уменьшения. Финансирование расходов за выполненные работы для этих объектов было произведено с учетом указанных снижений, в результате были сэкономлены средства бюджета города Москвы на общую сумму 460738,3 тыс. рублей.
Некоторые рекомендации Палаты по совершенствованию законодательства и решению проблем жизнедеятельности города получили поддержку в органах государственной власти города Москвы. Они были учтены в 16 правовых актах исполнительных органов власти города Москвы, принятых в отчетном финансовом году.
В 2002 году придавалось большое значение организационной и методической работе в целях обеспечения качественной и эффективной деятельности подразделений Палаты.
В отчетном году Палата приступила к разработке методики прогноза налоговых доходов в бюджете города Москвы, основанной на математических методах. Выбраны три типа моделей, использующих соответственно микроэкономические, макроэкономические, а также другие качественные данные, характеризующие динамику социально-экономического развития региона.
В целях обеспечения оперативности контроля за формированием доходных источников городского бюджета Палатой в 2002 году создана и внедрена процедура обработки информации, поступающей из Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Москве в рамках Соглашения об информационном взаимодействии.
Принят ряд организационно-технических мер по обеспечению информационной безопасности, в том числе путем анализа журналов доступа к программно-аппаратному комплексу Палаты.
Введена в эксплуатацию новая версия Web-сайта Палаты.
Разработана и утверждена Инструкция о порядке взаимодействия должностных лиц Палаты с правоохранительными органами.
С 1 августа 2002 года вступила в силу новая редакция Регламента Палаты, утвержденная приказом Председателя Палаты от 29 июля 2002 года N 21/1-05.
В течение отчетного года было проведено 16 заседаний Коллегии Палаты, 25 рабочих и 17 оперативных совещаний с руководителями структурных подразделений Палаты, на которых рассматривались отчеты по проверкам и обследованиям и заключения по экспертизам проектов правовых актов, а также организационные вопросы деятельности Палаты.
Особое внимание в отчетном периоде уделялось взаимодействию Палаты со Счетной палатой Российской Федерации и контрольными органами, созданными законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие осуществлялось по следующим направлениям:
участие специалистов Палаты в тематических семинарах и научно-практических конференциях, проводимых в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации;
методическая помощь и обмен опытом во время приема в Палате делегаций контрольных органов, созданных законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, а также Азербайджана, Германии, Китая, Кувейта, Монголии, Украины и Швеции;
подписание и продление двухсторонних и многосторонних соглашений.
Специалисты Палаты приняли участие в работе семинаров в городах Иваново и Воронеже по обмену опытом с контрольными органами, созданными законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, а также в научно-практической конференции в городе Суздале по теме "Финансовый контроль и новые информационные технологии".
В ноябре отчетного года делегация Палаты приняла участие в работе семинара руководителей государственных и региональных органов государственного финансового контроля Украины и Российской Федерации, проходившего в городе Судаке. По итогам работы семинара был принят меморандум о совершенствовании системы внешнего государственного финансового контроля.
Продолжена работа по укреплению материально-технической базы Палаты. В целях развития локальной вычислительной сети Палаты в 2002 году закуплено 63 новых компьютера, 10 ноутбуков, 10 принтеров, 2 копировальных аппарата, 3 сервера и другое техническое оборудование. В результате технического оснащения 170 рабочих мест сотрудники Палаты были обеспечены возможностью работы с ресурсами внутренней вычислительной сети Палаты, сети "Интернет", а также печати на локальных или сетевых принтерах.
Особое внимание уделялось повышению квалификации специалистов Палаты. В течение 2002 года 3 сотрудника Палаты прошли переподготовку, 103 специалиста повысили квалификацию, 2 сотрудника получили квалификационный аттестат аудитора, 1 - профессионального бухгалтера.
В целях определения уровня профессиональной подготовки государственных служащих и его соответствия требованиям к замещению государственной должности в декабре отчетного года были проведены аттестация и квалификационный экзамен. По результатам проведения данных мероприятий аттестационной комиссией признано, что все сотрудники Палаты, представленные к аттестации, соответствуют занимаемым должностям, 62 из них сдали квалификационный экзамен, в том числе 3 сотрудника Палаты включены в резерв кадров для замещения государственных должностей. В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 18 декабря 1997 года N 1008-РМ "О присвоении и сохранении классных чинов государственным служащим города Москвы" 46 сотрудникам присвоен очередной классный чин приказом Председателя Палаты, направлено ходатайство Мэру Москвы о присвоении классного чина государственного служащего государственной службы города Москвы 16 сотрудникам.
По состоянию на 1 января 2003 года из 173 сотрудников Палаты 169 имели высшее образование, в том числе 164 - профильное.
Руководствуясь принципом гласности в своей деятельности, Палата с начала 2002 года подготовила и выпустила очередные номера журнала "Бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы" (N 3 - 6).
В отчетном году депутатам Московской городской Думы непосредственно на их рабочих местах был обеспечен доступ к базам данных и результатам мониторинга программно-аппаратного комплекса анализа бюджетных показателей, действующего в Палате.
Вместе с тем следует отметить, что на эффективность деятельности Палаты негативно влияют следующие обстоятельства:
1. Отсутствие в федеральном бюджетном, налоговом и банковском законодательстве норм по обеспечению контрольных органов, созданных законодательными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, необходимой и достаточной информацией для выполнения предоставленных контрольным органам полномочий.
В связи с этим Палатой подготовлены предложения по изменению федерального законодательства: