Правительство Москвы
КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ г.МОСКВЫ


ПОРЯДОК
определения стоимости оказания маркетинговых,
консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг

(2-я редакция) МРР-3.2.12.02-00



1. Порядок определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг МРР-3.2.12.02-00 разработан специалистами ГУП "НИАЦ" Москомархитектуры (Дронова И.Л., Соболев В.К., Елисеев Д.В.), при участии Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В.), Департамента экономической политики и развития г.Москвы (Страшнов Г.Г.) и др.

2. Порядок предназначен для определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг.

3. Утвержден и введен в действие приказом Москомархитектуры от 27.11.2000 N 139.

Введение


В настоящее время, в силу сложившихся объективных причин заметно увеличился объем внебюджетных инвестиций в строительную и производственную сферу. В результате, в условиях рыночной экономики в роли инвесторов могут выступать:

- государственные (городские) организации;

- частные юридические и физические лица.

Среди частных инвесторов (физических и юридических) наиболее мобильной и достаточно большой группой являются мелкие и средние инвесторы. В отличие от крупных организаций частные инвесторы, как правило, не имеют необходимой специализированной профессиональной службы, достаточно компетентной и имеющей опыт деятельности в сфере приложения инвестиций. Управление инвестициями также является специфическим видом деятельности, требующим соответствующего квалифицированного подхода, особенно - при консолидации инвестиционных средств различных источников. Реализация проектов имеет в настоящее еще одну особенность - разноплановость задач, требующих решения в ходе реализации проекта.

В сложившейся ситуации все большее количество инвесторов применяют прогрессивную практику привлечения для выполнения функций заказчика и оказания различных видов услуг специалистов проектных и других специализированных организаций на условиях, гарантирующих высококвалифицированную помощь.

Привлечение специализированных инжиниринговых, консалтинговых и иных фирм обусловлено также высокой степенью влияния предпроектных, проектных и организационных мероприятий на реализацию проекта.

Рынок рассматриваемых услуг находится в настоящее время в стадии развития. Одновременно с этим формируется система взаимоотношений субъектов на этом рынке. В сложившихся условиях определение стоимости предоставляемых услуг осуществляется либо с применением методик, используемых для других условий (научно-исследовательские работы, проектирование и проч.), либо произвольным образом, что далеко не всегда соответствует реально обоснованной стоимости и не обеспечивает нормализацию взаимоотношений заказчиков и исполнителей.

Данная работа призвана упорядочить порядок взаимоотношений инвесторов с организациями (фирмами), специализирующимися на оказании маркетинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других видов услуг с целью обеспечения методических обоснований финансовых отношений между ними.

При корректировке Порядка учтен опыт его использования с детализацией по характеру услуг - долгосрочные, комплексные (исполнение функций заказчика-застройщика) или разовые, единовременные (консультации, маркетинговые исследования, подготовка документов и пр.), их трудоемкости и функциональной зависимости от стоимости строительства, степени их влияния на конечный результат, необходимому профессиональному уровню исполнителей и технической оснащенности, требуемой для выполнения услуг и пр.

При разработке документа использована информация из следующих источников:

1. Сборники нормативно-правовых документов Мэрии и Правительства Москвы при формировании рыночной системы хозяйствования в сфере инвестиционной деятельности, выпуски 1, 2, 3, Москва, 1994 год.

2. Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ.

3. Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации для проектирования, МРР-3.2.16-96.

4. Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП, МРР-3.2.09-96.

5. Глушков Н.Т. - Справочник по ценообразованию, Москва, 1985 год.

6. Пашнев В.Д. - Экономика и бизнес, Москва, 1992 год.

7. Фишер С. - Экономика, Москва, 1993 год.

8. Щелков В.С., Белоусова Л.М. и др. - Инвестиционное проектирование, Москва, 1995 год.

9. Другие.

1. Общие положения

1.1. Порядок определения стоимости инжиниринговых, консалтинговых услуг, услуг менеджмента и других услуг является составной частью комплексной системы экономических норм и нормативов в проектно-строительном комплексе Москвы и способствует совершенствованию инвестиционного процесса в этой области.

1.2. Механизм формирования цен на оказание услуг базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложения на рынке инвестиций.

1.3. Критерий оценки стоимости услуг учитывает общественно необходимые затраты на их подготовку, согласование, утверждение и передачу заказчику (инвестору).

1.4. Состав, объем и стоимость работ (услуг) определяется в зависимости от требований, изложенных в задании инвестора.

1.5. В зависимости от вида, состава и сложности работ (услуг) их стоимость определяется:

1.6. по соответствующим нормативам;

1.7. по трудозатратам;

1.8. по нормативам и трудозатратам.

1.9. Стоимость оказания услуг уточняется системой корректирующих коэффициентов, которые учитывают различные факторы, присущие конкретной работе.

1.10. Сформированная на основе использования современных методических подходов стоимость оказания услуг определяется в базовых ценах 1998 года.

1.11. Приведение базовой стоимости (в ценах 1998 года) к стоимости в текущих ценах осуществляется с помощью коэффициентов инфляции, утверждаемых региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве Москвы.

1.12. Базовая стоимость оказания услуг, рассчитываемая в соответствии с настоящим Порядком, с учетом дополнительных работ и услуг, оказываемых заказчику, является исходной для определения контрактной или договорной цены.

1.13. В базовой стоимости работ (услуг) учтены расходы на оплату труда всех участников их выполнения, на содержание административно-управленческого персонала, на отчисления на государственное социальное страхование и иные обязательные отчисления, на использование аппаратно-технических средств, на амортизационные отчисления, арендная плата, иные материальные затраты в соответствии с действующим законодательством, а также прибыль.

1.14. В стоимость работ (услуг), определяемой в соответствии с настоящим Порядком, не входят и подлежат компенсации заказчиком сопутствующие расходы, в том числе:

1.15. командировочные и транспортные;

1.16. затраты на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления;

1.17. оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика;

1.18. начисления, установленные правительством Москвы;

1.19. налоги.

Стоимость сопутствующих расходов определяется по трудозатратам, нормативам и тарифам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком по предъявлению счетов.

1.1. Порядок может применяться предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими инвестиционную, проектно-строительную, консультационную и иную деятельность в Москве и ЛПЗП.

1.2. Обозначения и понятия основных видов работ (услуг) представлены в приложении 1.

2. Основные принципы


Настоящий Порядок базируется на следующих принципах:

- учет всех расходов при оказании услуг (оплата труда, содержание административно-управленческого персонала, арендная плата, амортизационные отчисления, иные виды расходов);

установление функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости оказания инжиниринговых, консалтинговых услуг и услуг менеджмента с учетом объема и сложности рассматриваемых вопросов;

- учет творческого характера труда, применения ноу-хау;

- избирательное применение нормативного коэффициента рентабельности и себестоимости выполнения услуг;

- обеспечение единства формирования нормативной базы по стоимости оказываемых услуг;

- системный и комплексный подход к формированию нормативов стоимости услуг на основе использования экономико-математических методов, статистической обработки данных, ориентированной на применение современной вычислительной техники;

- распределение общей стоимости услуг по составляющим их видам на различных этапах инвестиционного процесса;

- определение значений нормативов стоимости оказываемых услуг в базовых ценах 1998 года;

- обеспечение баланса интересов инвестора и исполнителя оказываемых услуг;

- обеспечение доступности и наглядности методик расчета и представление материала в виде таблиц, графиков, номограмм и т.п.;

- учет особенностей системы ценообразования в зависимости от вида и сложности услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам (консалтинговые, маркетинговые, менеджмент или инжиниринговые).

3. Классификация и номенклатура услуг

3.1. Основные виды услуг подразделяются на следующие группы:

- Маркетинговые;

- Консалтинговые;

- Инжиниринговые;

- Услуги менеджмента.

3.2. Каждая группа услуг включает несколько разновидностей, отличающихся по содержанию, назначению и объему работ по их исполнению:

- простые, не требующие построения модели, сбора информации и проведения иных изысканий;

- услуги, оказываемые на существующей базе данных со сбором дополнительной информации;

- малоизученные проблемы, требующие дополнительных научных исследований;

- неизвестные проблемы, решение которых связано с полномасштабными научными исследованиями.

3.3. Услуги можно разделить также на две категории:

- единовременные (разовые);

- долгосрочные (обычно - комплексные, предоставляемые в течение длительного времени).

К единовременным услугам относятся:

- составление писем, заявок, протоколов, проектов решений;

- сбор исходных данных;

- подготовка и оформление договорных отношений;

- консультации;

- согласование документации;

- разовые маркетинговые исследования;

- проведение экспертиз;

- разработка ТЭО и бизнес-планов;

- и другие.

3.4. К долгосрочным (комплексным) услугам следует отнести большую часть услуг по менеджменту и выполнению функций заказчика, в том числе:

- исследовательские работы;

- сопровождение процессов по разработке и созданию продукции, продвижение ее на рынке, организация сбыта и т.п.;

- организация производства, планирование и реализация намеченных программ и т.п.

3.5. В свою очередь все виды услуг подразделяются по категориям сложности, определяющих объем и интеллектуальный (профессиональный) уровень затрат на их исполнение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»