1. Порядок определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг МРР-3.2.12.02-00 разработан специалистами ГУП "НИАЦ" Москомархитектуры (Дронова И.Л., Соболев В.К., Елисеев Д.В.), при участии Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В.), Департамента экономической политики и развития г.Москвы (Страшнов Г.Г.) и др.
2. Порядок предназначен для определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг.
3. Утвержден и введен в действие приказом Москомархитектуры от 27.11.2000 N 139.
В настоящее время, в силу сложившихся объективных причин заметно увеличился объем внебюджетных инвестиций в строительную и производственную сферу. В результате, в условиях рыночной экономики в роли инвесторов могут выступать:
- государственные (городские) организации;
- частные юридические и физические лица.
Среди частных инвесторов (физических и юридических) наиболее мобильной и достаточно большой группой являются мелкие и средние инвесторы. В отличие от крупных организаций частные инвесторы, как правило, не имеют необходимой специализированной профессиональной службы, достаточно компетентной и имеющей опыт деятельности в сфере приложения инвестиций. Управление инвестициями также является специфическим видом деятельности, требующим соответствующего квалифицированного подхода, особенно - при консолидации инвестиционных средств различных источников. Реализация проектов имеет в настоящее еще одну особенность - разноплановость задач, требующих решения в ходе реализации проекта.
В сложившейся ситуации все большее количество инвесторов применяют прогрессивную практику привлечения для выполнения функций заказчика и оказания различных видов услуг специалистов проектных и других специализированных организаций на условиях, гарантирующих высококвалифицированную помощь.
Привлечение специализированных инжиниринговых, консалтинговых и иных фирм обусловлено также высокой степенью влияния предпроектных, проектных и организационных мероприятий на реализацию проекта.
Рынок рассматриваемых услуг находится в настоящее время в стадии развития. Одновременно с этим формируется система взаимоотношений субъектов на этом рынке. В сложившихся условиях определение стоимости предоставляемых услуг осуществляется либо с применением методик, используемых для других условий (научно-исследовательские работы, проектирование и проч.), либо произвольным образом, что далеко не всегда соответствует реально обоснованной стоимости и не обеспечивает нормализацию взаимоотношений заказчиков и исполнителей.
Данная работа призвана упорядочить порядок взаимоотношений инвесторов с организациями (фирмами), специализирующимися на оказании маркетинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других видов услуг с целью обеспечения методических обоснований финансовых отношений между ними.
При корректировке Порядка учтен опыт его использования с детализацией по характеру услуг - долгосрочные, комплексные (исполнение функций заказчика-застройщика) или разовые, единовременные (консультации, маркетинговые исследования, подготовка документов и пр.), их трудоемкости и функциональной зависимости от стоимости строительства, степени их влияния на конечный результат, необходимому профессиональному уровню исполнителей и технической оснащенности, требуемой для выполнения услуг и пр.
При разработке документа использована информация из следующих источников:
1. Сборники нормативно-правовых документов Мэрии и Правительства Москвы при формировании рыночной системы хозяйствования в сфере инвестиционной деятельности, выпуски 1, 2, 3, Москва, 1994 год.
2. Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ.
3. Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации для проектирования, МРР-3.2.16-96.
4. Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП, МРР-3.2.09-96.
5. Глушков Н.Т. - Справочник по ценообразованию, Москва, 1985 год.
6. Пашнев В.Д. - Экономика и бизнес, Москва, 1992 год.
7. Фишер С. - Экономика, Москва, 1993 год.
8. Щелков В.С., Белоусова Л.М. и др. - Инвестиционное проектирование, Москва, 1995 год.
9. Другие.
1.1. Порядок определения стоимости инжиниринговых, консалтинговых услуг, услуг менеджмента и других услуг является составной частью комплексной системы экономических норм и нормативов в проектно-строительном комплексе Москвы и способствует совершенствованию инвестиционного процесса в этой области.
1.2. Механизм формирования цен на оказание услуг базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложения на рынке инвестиций.
1.3. Критерий оценки стоимости услуг учитывает общественно необходимые затраты на их подготовку, согласование, утверждение и передачу заказчику (инвестору).
1.4. Состав, объем и стоимость работ (услуг) определяется в зависимости от требований, изложенных в задании инвестора.
1.5. В зависимости от вида, состава и сложности работ (услуг) их стоимость определяется:
1.6. по соответствующим нормативам;
1.7. по трудозатратам;
1.8. по нормативам и трудозатратам.
1.9. Стоимость оказания услуг уточняется системой корректирующих коэффициентов, которые учитывают различные факторы, присущие конкретной работе.
1.10. Сформированная на основе использования современных методических подходов стоимость оказания услуг определяется в базовых ценах 1998 года.
1.11. Приведение базовой стоимости (в ценах 1998 года) к стоимости в текущих ценах осуществляется с помощью коэффициентов инфляции, утверждаемых региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве Москвы.
1.12. Базовая стоимость оказания услуг, рассчитываемая в соответствии с настоящим Порядком, с учетом дополнительных работ и услуг, оказываемых заказчику, является исходной для определения контрактной или договорной цены.
1.13. В базовой стоимости работ (услуг) учтены расходы на оплату труда всех участников их выполнения, на содержание административно-управленческого персонала, на отчисления на государственное социальное страхование и иные обязательные отчисления, на использование аппаратно-технических средств, на амортизационные отчисления, арендная плата, иные материальные затраты в соответствии с действующим законодательством, а также прибыль.
1.14. В стоимость работ (услуг), определяемой в соответствии с настоящим Порядком, не входят и подлежат компенсации заказчиком сопутствующие расходы, в том числе:
1.15. командировочные и транспортные;
1.16. затраты на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления;
1.17. оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика;
1.18. начисления, установленные правительством Москвы;
1.19. налоги.
Стоимость сопутствующих расходов определяется по трудозатратам, нормативам и тарифам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком по предъявлению счетов.
1.1. Порядок может применяться предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими инвестиционную, проектно-строительную, консультационную и иную деятельность в Москве и ЛПЗП.
1.2. Обозначения и понятия основных видов работ (услуг) представлены в приложении 1.
Настоящий Порядок базируется на следующих принципах:
- учет всех расходов при оказании услуг (оплата труда, содержание административно-управленческого персонала, арендная плата, амортизационные отчисления, иные виды расходов);
установление функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости оказания инжиниринговых, консалтинговых услуг и услуг менеджмента с учетом объема и сложности рассматриваемых вопросов;
- учет творческого характера труда, применения ноу-хау;
- избирательное применение нормативного коэффициента рентабельности и себестоимости выполнения услуг;
- обеспечение единства формирования нормативной базы по стоимости оказываемых услуг;
- системный и комплексный подход к формированию нормативов стоимости услуг на основе использования экономико-математических методов, статистической обработки данных, ориентированной на применение современной вычислительной техники;
- распределение общей стоимости услуг по составляющим их видам на различных этапах инвестиционного процесса;
- определение значений нормативов стоимости оказываемых услуг в базовых ценах 1998 года;
- обеспечение баланса интересов инвестора и исполнителя оказываемых услуг;
- обеспечение доступности и наглядности методик расчета и представление материала в виде таблиц, графиков, номограмм и т.п.;
- учет особенностей системы ценообразования в зависимости от вида и сложности услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам (консалтинговые, маркетинговые, менеджмент или инжиниринговые).
3.1. Основные виды услуг подразделяются на следующие группы:
- Маркетинговые;
- Консалтинговые;
- Инжиниринговые;
- Услуги менеджмента.
3.2. Каждая группа услуг включает несколько разновидностей, отличающихся по содержанию, назначению и объему работ по их исполнению:
- простые, не требующие построения модели, сбора информации и проведения иных изысканий;
- услуги, оказываемые на существующей базе данных со сбором дополнительной информации;
- малоизученные проблемы, требующие дополнительных научных исследований;
- неизвестные проблемы, решение которых связано с полномасштабными научными исследованиями.
3.3. Услуги можно разделить также на две категории:
- единовременные (разовые);
- долгосрочные (обычно - комплексные, предоставляемые в течение длительного времени).
К единовременным услугам относятся:
- составление писем, заявок, протоколов, проектов решений;
- сбор исходных данных;
- подготовка и оформление договорных отношений;
- консультации;
- согласование документации;
- разовые маркетинговые исследования;
- проведение экспертиз;
- разработка ТЭО и бизнес-планов;
- и другие.
3.4. К долгосрочным (комплексным) услугам следует отнести большую часть услуг по менеджменту и выполнению функций заказчика, в том числе:
- исследовательские работы;
- сопровождение процессов по разработке и созданию продукции, продвижение ее на рынке, организация сбыта и т.п.;
- организация производства, планирование и реализация намеченных программ и т.п.
3.5. В свою очередь все виды услуг подразделяются по категориям сложности, определяющих объем и интеллектуальный (профессиональный) уровень затрат на их исполнение.