Создание государственного градостроительного кадастра Ленинградской области (ГГК ЛО) входит в компетенцию органов власти субъекта Российской Федерации и регулируется:
Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ),
Градостроительным кодексом Ленинградской области (областной закон от 7 июля 1998 года N 15-оз),
постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 271 "Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации" и от 29 июля 1998 года N 856 "О ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации",
Строительными нормами и правила 14-01-96 "Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации".
В развитие постановления Правительства Ленинградской области от 9 декабря 1994 года N 342 "О создании и ведении государственного территориального (градостроительного) кадастра Ленинградской области" разработана региональная целевая программа "Первая очередь формирования государственного градостроительного кадастра Ленинградской области" (далее - Программа ГГК-1), утвержденная постановлением Губернатора Ленинградской области от 8 января 1997 года N 2-пг, продленная постановлениями Губернатора Ленинградской области от 31 декабря 1998 года N 447-пг и от 26 июня 2001 года N 255-пг (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Ленинградской области от 28 декабря 2001 года N 505-пг).
Функции заказчика работ по Программе ГГК-1 осуществлялись комитетом по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области. Организацию выполнения работ по Программе ГГК-1 обеспечивало управление государственного градостроительного кадастра в составе комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области (с численностью сотрудников по штатному расписанию - 4 единицы).
Работа по Программе ГГК-1 велась с учетом мероприятий по реализации Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Ленинградской области, утвержденной распоряжением Губернатора Ленинградской области от 3 июня 1998 года N 332-рг, а также с учетом федеральных и региональных целевых программ.
Взаимодействие со структурными подразделениями Администрации Ленинградской области, контрольно-надзорным органом Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации (далее - Роскартография) и муниципальными образованиями при реализации мероприятий Программы ГГК-1 осуществлялось в рамках двусторонних соглашений, заключенных комитетом по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области с комитетом по земельным ресурсам и землепользованию Ленинградской области, министерством природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западной территориальной инспекцией государственного геодезического надзора в Российской Федерации, администрациями отдельных муниципальных образований (экспериментальных территорий). В соответствии с принятыми соглашениями образованы рабочие группы для подготовки совместных решений по вопросам ГГК ЛО.
Финансирование мероприятий Программы ГГК-1 осуществлялось из областного и местных бюджетов. Финансирование из областного бюджета Ленинградской области осуществлялось за счет средств земельного налога по строке "Земельный кадастр, инженерное и социальное обустройство территорий". Финансирование из местных бюджетов отдельных муниципальных образований (экспериментальных территорий) осуществлялось за счет средств земельного налога, а также в форме выделения помещений, технического и программного обеспечения, привлечения специалистов органов архитектуры для выполнения работ в рамках Программы ГГК-1. За счет землепользователей осуществлена выдача градостроительных паспортов при оформлении правоустанавливающих документов на пользование земельными участками.
За счет федерального бюджета финансирование мероприятий Программы ГГК-1 не осуществлялось. При выполнении работ по топографо-геодезическому обеспечению ГГК ЛО привлекались средства Роскартографии на условиях долевого финансирования через ее федеральные государственные унитарные предприятия.
Генеральным подрядчиком на выполнение работ по Программе ГГК-1 выступило Санкт-Петербургское региональное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук совместно с привлеченными организациями: закрытым акционерным обществом "Петербургский НИПИград", федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-исследовательский и проектный институт урбанистики" (ФГУП "РосНИПИурбанистики"), федеральным государственным унитарным предприятием "Северо-Западный региональный производственный центр геоинформации и маркшейдерии" (ФГУП "Севзапгеоинформ"), федеральным государственным унитарным предприятием "Аэрогеодезическое производственное предприятие" (ФГУП "Аэрогеодезия"). Приобретение технических и программных средств осуществлялось у поставщиков, выбранных в результате проведения конкурса областной конкурсной комиссией. Ряд разделов Программы ГГК-1 выполнен специалистами комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области.
В качестве экспериментальных территорий по реализации Программы ГГК-1 определены муниципальные образования Выборгский район и город Волхов, а также город Тосно и Ленинградская область в целом и дополнительно муниципальные образования города Сосновый Бор и Коммунар, Гатчинский, Сланцевский, Всеволожский и Кингисеппский районы. Приоритеты экспериментальным территориям присвоены в зависимости от важности данных для использования в ГГК ЛО и кадастровых и территориальных системах других структурных подразделений Администрации Ленинградской области. В качестве критериев выбора экспериментальных территорий принимались во внимание актуальность топографо-геодезической и градостроительной документации, проведение работ по Программе ГГК-1, результаты деятельности на этих территориях комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ленинградской области, Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, градостроительный и экономический потенциал территорий.
Реализация мероприятий Программы ГГК-1 должна была обеспечить накопление информационных ресурсов (по экспериментальным территориям) и создание в рамках экспериментальных работ отдельных элементов ГГК ЛО на областном уровне.
Работы по Программе ГГК-1 проводились на основе двусторонних договоров комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области с подрядными организациями, с администрациями муниципальных образований (в случае привлечения средств муниципального бюджета).
В связи с неравномерным финансированием не завершена часть мероприятий первой очереди по формированию информационных ресурсов (по пяти договорам работы должны продолжаться в 2002-2003 годах), что не позволило в необходимом объеме завершить опытную эксплуатацию элементов системы ГГК ЛО на областном уровне и приступить к нормативно-методическому обеспечению создания градостроительных кадастров муниципальных образований, которые согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации являются информационной основой для государственных градостроительных кадастров субъектов Российской Федерации.
Для территории Ленинградской области в целом создана открытая цифровая схема, более эффективное использование которой зависит от организации ее актуализации. Цифровые карты масштаба 1:25000 созданы Роскартографией на две трети территории области, на часть территории в рамках Программы ГГК-1 они преобразованы в открытые, удобные для использования материалы. Необходимо завершить преобразование ранее созданных материалов, после чего обратиться в Роскартографию с предложением о продолжении работ по созданию цифровых карт на остальные территории Ленинградской области.
Не полностью выполнены работы по топографо-геодезическому обеспечению экспериментальных территорий, то есть не завершены работы по муниципальным образованиям город Волхов, Сланцевский район (город Сланцы), Сертолово, город Коммунар, Гатчинский район (отдельные территории). Приостановка этих работ приведет к значительному увеличению их стоимости (так как необходимо будет вносить большое количество изменений по отношению к материалам аэрофотосъемки), а также к увеличению сроков проектных работ, стоимости и снижению качества проектирования на этих территориях, так как выполнение проектных работ предусмотрено в "Адресной программе капитальных вложений за счет средств областного бюджета" на 2002 год и на 2003 год.
Информация, полученная в рамках Программы ГГК-1, используется для разработки градостроительной документации для экспериментальных территорий с целью обеспечения включения в ГГК ЛО сведений об экологическом, инженерно-геологическом, сейсмическом, гидрологическом состоянии территорий, объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, благоустройстве и градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке, зонировании территорий и градостроительных регламентах территориальных зон.
Информация, полученная в рамках Программы ГГК-1, необходима, с одной стороны, для обеспечения деятельности структурных подразделений Администрации Ленинградской области, осуществляющих работу с территориально распределенной информацией, и, с другой стороны, для использования в качестве основы при передаче от них информации в ГГК ЛО. Для обеспечения выполнения этих мероприятий не подготовлены нормативные правовые акты по передаче и использованию информации ГГК ЛО, требования к информации, включаемой в ГГК ЛО. Кроме того, для реализации этих мероприятий необходимо увеличение штатной численности работников управления ГГК ЛО в структуре комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области. Мероприятия целесообразно осуществлять в рамках автоматизированной системы ГГК ЛО, что обеспечит оперативность передачи и получения информации и снизит трудозатраты. При этом следует учитывать, что часть элементов автоматизированной системы ГГК ЛО уже функционирует.
Следует признать, что без ГГК ЛО невозможно эффективное управление территориями на уровне отдельных поселений и межселенных территорий области и взаимодействие с органами местного самоуправления в процессе подготовки нормативного правового обеспечения развития отдельных объектов и территорий.
Мероприятия, выполненные в рамках Программы ГГК-1, способствовали:
развитию правового регулирования использования и оборота недвижимости;
повышению инвестиционной привлекательности Ленинградской области;
повышению эффективности управления развитием территорий;
увеличению поступлений в областной бюджет налоговых платежей за счет учета градостроительной ценности территорий;
пополнению областного бюджета за счет оплаты потребителями кадастровых услуг. Всего с 1997 года выдано 89 градостроительных паспортов земельных участков на общую сумму 842640 рублей (в пересчете на деноминированные рубли);
сокращению расходов на проектирование.