Недействующий

О Программе реформирования системы управления региональными финансами Ленинградской области на 2003-2005 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.05 N 62)

2. Обоснование конкретных мероприятий

2.1. Анализ исходного состояния


Благоприятное финансовое положение, достигнутое Ленинградской областью к 2002 году, опирается на мощный экономический потенциал. Так, по итогам Всероссийского конкурса финансового оздоровления экономики России "Золотой рубль" Ленинградская область была объявлена победителем в номинации "Лучший субъект Российской Федерации по экономическим показателям финансового оздоровления в 2001 году".

Успешный выход из экономического кризиса, рост объема промышленного производства, превращение области из региона с дотационной поддержкой в регион-донор с устойчивыми показателями, стабильным бюджетом и хорошими перспективами заслуживают высокой оценки. Сформированный к настоящему моменту финансовый задел создает уникальные возможности для эффективного реформирования финансовой системы.

Объем доходов консолидированного бюджета за 1999-2001 год возрос почти в два раза. Благодаря политике сдерживания роста расходной части бюджета, произошло торможение роста планового дефицита бюджета, фактически на протяжении последних лет консолидированный бюджет исполняется с профицитом.

Основными направлениями расходов консолидированного бюджета Ленинградской области являются жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицинское обслуживание, социальные расходы, финансовая помощь бюджетам муниципальных образований, что осуществляется на практике. При этом доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство вследствие проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства снижается.

2.1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство


Существующее состояние объектов ЖКХ на территории Ленинградской области не может не вызывать тревогу и в настоящее время не позволяет дать твердую гарантию стабильного обеспечения потребителей услугами достойного качества. Износ основных фондов на многих объектах превышает 60%, вследствие чего в последние годы существенно выросло количество аварий и непредвиденных ситуаций на объектах ЖКХ муниципальных образований.

По результатам технического обследования объектов ЖКХ, проведенного с участием ученых и специалистов ЦКТИ им.Ползунова и НИИ АКХ им.Памфилова в 2001 году, установлено, что из 530 котельных 160 находятся в аварийном состоянии, 130 - подлежат реконструкции, 30-планируются к закрытию, 2600 км тепловых сетей подлежат срочному ремонту, а около 160 км ветхих тепловых сетей требуют полной замены.

Однако меры, принятые Правительством Ленинградской области совместно с администрациями муниципальных образований за последние годы, способствовали некоторой стабилизации положения в отрасли и, в частности, позволили обеспечить удовлетворительную работу объектов жилищно-коммунального хозяйства в прошедший отопительный период. Существенные финансовые вложения в отрасль позволили приостановить дальнейшее старение основных фондов. Внедрение современных технологий обеспечило повышение качества предоставления услуг.

В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 11.09.97 N 32, продолжается работа по осуществлению преобразований в жилищно-коммунальном комплексе области. Основной акцент сделан на реализацию программы по ресурсосбережению в отрасли путем разработки и внедрения целевых программ модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса, совершенствования системы оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, а также осуществления регулирования тарифов предприятиям-поставщикам коммунальных услуг.

В 2001 году Правительством области направлены значительные суммы на реализацию целевых программ и проведение ремонтно-восстановительных работ. Так, 2 млн. рублей выделено из областного бюджета на создание аварийного запаса, 37 млн. рублей - на оказание помощи муниципальным образованиям по ликвидации аварий, 1,2 млн. рублей - на реализацию региональной целевой программы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" и 1,5 млн. рублей - на целевую программу "Обеспечение населения питьевой водой".

За 9 месяцев текущего года на реализацию целевых программ и на финансирование аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства выделено около 40 млн. рублей.

Как показывает анализ оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в Ленинградской области, ее уровень пока далек от установленного федерального стандарта. Задолженность населения в настоящее время составляет более 536,9 млн. рублей.

Несмотря на это данные статистики показывают, что темп роста тарифов для населения в 2001 году и в первом полугодии текущего года существенно опережает рост затрат на производство услуг за соответствующий период. При этом уровень платежей населения вырос с 43% на 1 октября 2001 года до 57% на 1 октября 2002 года.

В рамках проводимых преобразований предусмотрены в областном бюджете на 2002 год средства на информационно-просветительскую поддержку реформы, в том числе на выпуск информационных бюллетеней по вопросам высокоэффективных технологий, нормативно-аналитических материалов об экономических показателях реформы отрасли, выпуск региональной газеты "Мир ЖКХ" по теме "Реформа жилищно-коммунального хозяйства".

В целях контроля за формированием тарифов на услуги предприятий-монополистов, оказывающих коммунальные услуги населению и прочим потребителям, комитетом по ЖКХ совместно с ЛенРЭК проводится мониторинг тарифов и нормативов потребления по всем указанным поставщикам вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Особое внимание уделяется формированию нормативной базы реализации реформы. Так, постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы ЖКХ в Ленинградской области" сформулированы основные направления областной политики в сфере оплаты потребителями, в первую очередь населением, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в условиях действия установленных федеральных стандартов.

Максимальная доля платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории области, используемая для расчета субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, согласно указанному постановлению установлена на уровне 22%, т.е. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2001 N 804.

Наличие противоречий и пробелов в федеральном законодательстве в отношении регулирования основных направлений и показателей реформы существенно тормозит дальнейшую работу в части реализации реформы. Реализация отдельных ее направлений невозможна без принятия соответствующих решений на федеральном уровне. Однако в целях дальнейшего развития преобразований в отрасли комитетом по ЖКХ в рамках действующего законодательства подготовлен ряд нормативных документов, способствующих защите граждан-потребителей услуг от нестабильного и некачественного их предоставления, защите малодоходных категорий населения в условиях перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг путем совершенствования механизма предоставления субсидий.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах жилищной политики", постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и от 19 ноября 2001 года N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год" и в целях создания благоприятных экономических условий при предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения социальной защиты граждан при осуществлении преобразований в отрасли постановлением Правительства Ленинградской области от 11 сентября 1997 года N 32 утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области.

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства определены основные направления реформирования отрасли.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 1 июля 2002 года N 119 "О мерах по дальнейшей реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области" утверждены социальные нормы площади жилья для населения, проживающего в Ленинградской области, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, установлены стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в расчете на один квадратный метр общей площади жилья в месяц на 2002 год по муниципальным образованиям Ленинградской области, утверждены Методические указания по определению количества тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых зданий и расчету уровня тарифов для оплаты населением этих услуг, оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности на территории Ленинградской области.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.02 N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" в настоящее время в области реализуется проект Госстроя России "Социальная защита населения при переходе к полной оплате жилищно-коммунальных услуг" (г.Гатчина, Гатчинский район, Лужский район).

Проект предусматривает создание и отработку модели и механизма осуществления адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов граждан.

Внедрение мероприятий позволит создать условия для устойчивого функционирования и планомерного развития предприятий ЖКХ.

2.1.2. Социальная направленность бюджета


В Ленинградской области декларируется социальная направленность бюджета.