Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2002 года N 691-ПП


О ходе выполнения постановления Правительства
Москвы от 22 января 2002 года N 70-ПП "О
первоочередных мерах по воссозданию Московской
кинематографии как отрасли городского хозяйства"

(с изменениями на 21 февраля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 5 февраля 2020 года N 62-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 года N 859-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 61, 27.10.2003);

постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 124-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 16, 13.03.2006).

____________________________________________________________________



Во исполнение постановления Правительства Москвы от 22 января 2002 года N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию Московской кинематографии как отрасли городского хозяйства" Департаментом имущества города Москвы совместно с Комитетом по культуре и префектурами административных округов обеспечена реализация мер по совершенствованию структуры управления государственными предприятиями кинопоказа, в результате которых:

- принято распоряжение Правительства Москвы от 13.06.2002 N 835-РП "О ликвидации государственных унитарных предприятий города Москвы - детских кинотеатров и создание государственных учреждений культуры города Москвы", предусматривающее ликвидацию 8 предприятий-кинотеатров и создание на их базе учреждений культуры города Москвы, осуществляющих кинопоказ для детей и подростков;

- осуществлена передача функций управления 13 предприятиями-кинотеатрами префектурам административных округов;

- утверждена новая редакция устава ГУП "Московское кино", назначен генеральный директор предприятия, создана комиссия для проведения аттестации руководителей дочерних предприятий ГУП "Московское кино";

- предусмотрено бюджетное финансирование работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению детских кинотеатров с выделением в 2002 году 30 млн.руб.;

- проведены проверки использования зданий 33 кинотеатров, переданных ранее в соответствии с распорядительными документами Мэра Москвы и Правительства Москвы в пользование учреждениям культуры, театрам, художественным коллективам и другим организациям. В результате проверки выявлено, что своевременно выполнили обязательства по реконструкции и используют здания по назначению 11 организаций, 5 зданий бывших кинотеатров реализовано на инвестиционных торгах в процессе ликвидации предприятий-кинотеатров, 10 кинотеатров находятся в стадии реконструкции. В 7 зданиях кинотеатров ремонтно-восстановительные работы не производятся, помещения по целевому назначению не используются, а в отдельных случаях являются брошенными;

- Комитетом по культуре разработана Концепция развития городской отрасли кинематографии на период 2002-2005 годов.

В целях совершенствования структуры управления государственными предприятиями кинопоказа в соответствии с действующим законодательством и современными требованиями формирования и осуществления прокатной политики Правительство Москвы

постановляет:

1. Принять к сведению информацию Департамента имущества города Москвы и Комитета по культуре о результатах работы по воссозданию в городе Москве условий для осуществления кинопроката.

2. Одобрить Концепцию развития городской отрасли кинематографии на период 2002-2005 годов (приложение 1) и утвердить План организационных мероприятий по ее реализации (приложение 2).

3. Реорганизовать государственные и муниципальные предприятия (приложение 3) путем их присоединения к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московское кино".

4. Считать Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московское кино" правопреемником государственных и муниципальных предприятий (приложение 3) в отношении всех их кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с передаточными актами.

5. Согласиться с предложением Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское кино" о создании на базе имущества предприятий (п.3) структурных подразделений и, при необходимости, дочерних предприятий Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское кино".

6. Департаменту имущества города Москвы, Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московское кино" совместно с Комитетом по культуре в срок до 30.12.2002 осуществить организационно-правовые мероприятия по реорганизации предприятий (п.3).

7. Согласиться с предложениями префектов административных округов о нецелесообразности создания в административных округах унитарных предприятий, объединяющих кинотеатры, находящиеся в управлении префектур административных округов.

8. Передать функции управления Государственным унитарным предприятием города Москвы киноконцертным залом "Гавана" и Государственным унитарным кинозрелищным предприятием города Москвы "Орион" от лица собственника префектуре Северо-Восточного административного округа.

9. Префектам Северо-Восточного, Западного, Юго-Западного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов совместно с Департаментом имущества города Москвы в срок до 30.09.2002:

9.1. Подготовить и зарегистрировать в установленном порядке изменения в учредительные документы государственных предприятий-кинотеатров, предусмотрев передачу функций управления ими префектурам административных округов.

9.2. Назначить руководителей предприятий и заключить с ними срочные трудовые договоры.

10. Комитету по культуре совместно с префектами административных округов определить функциональное направление использования зданий бывших кинотеатров (приложение 4) и совместно с Департаментом имущества города Москвы в срок до 30.12.2002 внести в Правительство Москвы предложения об использовании зданий бывших кинотеатров и отмене в установленном порядке ранее принятых распорядительных документов Мэра Москвы и Правительства Москвы.          

11. Департаменту имущества города Москвы подобрать и в установленном порядке передать на праве хозяйственного ведения ГУП "Московское кино" нежилое помещение площадью до 500 кв.м.

12. Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Комитету по культуре в срок до 01.12.2002 провести инвентаризацию всех инвестиционных контрактов и договоров аренды помещений в зданиях кинотеатров, не осуществляющих или осуществляющих частично кинопоказ, и представить Мэру Москвы предложения по порядку заключения инвестиционных контрактов и договоров аренды, предусматривающих использование зданий кинотеатров.

13. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 14 октября 2003 года N 859-ПП. - См. предыдущую редакцию.

     

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкачева О.М. и Швецову Л.И.

О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в апреле 2003 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 года N 691-ПП

     

Концепция развития городской отрасли
кинематографии на период 2002-2005 годов

     

Цель разработки концепции


Основной задачей разработки настоящей концепции является определение стратегии государственного регулирования в области кинофикации и кинопроката с целью создания отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами контролирования и протекционизма, используемыми для воссоздания отечественной кинофикации.

В рамках решения поставленной задачи первоочередные стратегические направления определены постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".

Указанным постановлением произведено структурное реформирование городской киносети, в результате которого создано отраслевое предприятие ГУП "Московское кино", объединяющее в своей структуре 41 кинотеатр города в статусе дочерних предприятий и 12 кинотеатров в статусе отделений (филиалов), 13 кинотеатров переданы в ведомственное подчинение префектов административных округов, 8 детских кинотеатров переведены в статус учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре, 15 кинотеатров, восстановленных инвесторами, реорганизуются путем присоединения к ГУП "Объединенная дирекция киносетей".

Представленная концепция объединяет в себе стратегию развития каждого из выделенных структурных образований с учетом их взаимопроникновения, взаимодействия и влияния на рентабельность и эффективность использования имущественного комплекса городской кинофикации в целом и поддержки национального кино.

Общая характеристика ситуации


Ситуацию в городской киносети в настоящее время целесообразно рассматривать не только с позиции эффективности использования государственных рычагов регулирования экономическими процессами жизнеобеспечения киноотрасли, но и с точки зрения влияния их на повышение рейтинга и социальной значимости национального кинематографа.

В связи с этим представленная концепция ориентирована не только на решение экономических проблем, связанных с необходимостью повышения рентабельности, и организацию эффективного функционирования городской киносети по отраслевому принципу, но и на решение ряда аспектов в отношении поддержки отечественного кинематографа.

На сегодняшний день посещаемость городских кинотеатров имеет тенденцию устойчивого роста, количество кинотеатров, в том числе и частных, отвечающим мировым стандартам стремительно увеличивается, также растет и кинопроизводство, и вместе с тем нельзя не отметить, что при этом московский рынок для национального кинематографа становится все менее доступным.

В конце 90-х годов в практике кинообслуживания населения Москвы произошли качественные сдвиги. Модернизация ряда кинотеатров частными инвесторами-арендаторами (кинофирмами) позволила осуществить в них кинообслуживание на уровне современных мировых стандартов. Определенная часть публики стала посещать эти кинотеатры, в них стало модно, "престижно" ходить. Наблюдается существенный рост доходов кинотеатров от профильной деятельности.

В настоящее время в Москве реконструировано 25 кинозалов, из которых 18 - за счет привлечения инвестиционных средств арендаторов, 7 - за счет доходов самих кинотеатров. Получен ценный практический опыт, требующий распространения и развития.

К сожалению, работа этих, прежде всего арендных, кинотеатров, ориентирована лишь на американский кинематограф. Сегодня в репертуаре кинотеатров 90% фильмов производства США, 4% других стран и лишь 6% отечественных фильмов.

Одновременно проведенные в конце 90-х годов социологические исследования показали, что в столице насчитывается около 5 миллионов потенциальных кинозрителей - готовых стать постоянными посетителями комфортабельных кинотеатров "нового образца" с модернизированной инфраструктурой и техникой, но при более доступных ценах. По опросам, большинство москвичей (85%) считает, что экраны заполнены низкокачественной американской кинопродукцией, а самыми любимыми фильмами называют знаменитые отечественные киноленты, сожалеют о почти полном отсутствии новых хороших отечественных лент.

Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:

- отсутствие продуманной протекционистской политики государства в отношении национального кино;

- непроработанность нормативно-правовой базы реализации авторских прав;

- недостаточное количество выпускаемых кинолент;

- неконкурентоспособность национальных кинофильмов.

Москва - уникальный по своим ресурсам мегаполис, имеющий возможность в отношении отечественного кино не только финансировать кинопроизводство, что на протяжении последних лет происходит во все большем объеме, но и заставить работать механизм воспроизводства, т.е. кинопрокат и кинотеатры.

При этом значительное количество активов кинофикации и кинопроката, принадлежащих на правах собственности городу и существующих в виде разрозненных, работающих в автономном режиме кинопредприятий, демонополизация, децентрализация и хаотичные рыночные преобразования в переходный период, - все это резко ослабило системную целостность и ликвидировало отраслевой высокорентабельный механизм функционирования городской киносети.

К настоящему времени распад системных связей привел к дезинтеграции трех звеньев единой кинематографической цепи - киностудий, прокатных организаций и кинотеатров.

В этой связи в качестве первых шагов по восстановлению отраслевого принципа функционирования городской киносети руководством города выпущено постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".

Данным постановлением предусмотрена реструктуризация киносети города и создание на базе имущественного комплекса 53 кинотеатров города государственной киносети с головным предприятием ГУП "Московское кино" как единого комплекса предприятий с ведомственной вертикалью управления, подконтрольной городской исполнительной власти.

Таким образом, дан старт созданию отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами для регулирования и протекционизма в целях воссоздания отечественного кинопоказа и обеспечения его доступности для широких слоев населения.

Этим же постановлением 13 кинотеатров города переводятся в ведомственное подчинение префектов административных округов.

Постановлением предусмотрено преобразование детских кинотеатров-предприятий в государственные учреждения культуры города Москвы, подведомственных Комитету по культуре и финансируемых за счет средств, выделяемых Комитету на содержание подведомственных организаций. Данная реорганизация даст устойчивую экономическую основу жизнедеятельности детских кинотеатров и позволит им сохранить предельно низкую стоимость кинобилетов и услуг инфраструктуры.

15 кинотеатров города, переданных в долгосрочную аренду и восстановленных инвесторами, предполагается выделить в отдельную структуру с образованием головного предприятия - ГУП "Объединенная дирекция киносетей". Принимая во внимание, что в этих кинотеатрах силами арендаторов ведется эффективная работа по организации кинопоказа и обеспечения деятельности инфраструктуры, целесообразно функции по содержанию и эксплуатации здания закрепить за кинопредприятиями, отказавшимися реализовывать профильную деятельность собственными силами.

Постановка задачи и экономические аспекты


До реорганизации (1992 год) системы управления в сфере кино финансировали и содержали киносеть местные власти, которым каждый кинотеатр отдавал 55% валового сбора. При этом аппаратура, фильмы, репертуар находились в ведении отраслевых структур и управлялись Госкино СССР через Госкино республик, областные, городские и районные прокатные организации. Таким образом, выверенный годом баланс отраслевого и территориального принципа делал экономическую модель кино высокорентабельной и самодостаточной.

Конвейерное производство национальных фильмов обеспечивалось высоким уровнем заполняемости кинозалов, причем определенный процент от выручки билетов поступал в кинопромышленность, остальная часть распределялась между городским бюджетом и нуждами кинопроката.

При этом часть прибыли расходовалась на нужды социальной сферы.

Данная экономическая модель была возможна, так как экономика кинофикации относилась к экономике города как часть к целому, бюджет каждого кинотеатра и бюджет города были взаимосвязаны. Хозяйствующим агентом, уполномоченным от лица государства, являлся профильный орган управления, наделенный соответствующими юридическими и экономическими правами.

Исходя из того что сегодня отсутствует слаженная работа затратных и возвратных механизмов, можно сделать несложный вывод о том, что базовая причина кризиса национальной киноэкономики выражается в отсутствии функциональной взаимозависимости между производством, прокатом и кинотеатрами.

Решение задачи локальными методами - финансированием только производства, передачей имущественных прав тому или иному субъекту кинематографии результата не даст, так как фундаментальным условием функционирования кинематографа является слаженная работа всех узлов кинематографического цикла, т.е. взаимозависимость производства и воспроизводства в целях создания фильму как товару жизненного цикла.

Киносеть в данном случае выполняет роль финансового инструмента всего кинематографа, возвращая затраты производителю и создавая условия для функционирования промышленного капитала.

Этот аспект реализуется через продажу билетов и получение прокатчиком прибыли, часть из которой направляется в производство.

Таким образом, роль кинотеатра заключается в капитализации средств для дальнейшего финансирования всех звеньев затратного механизма и извлечении промышленной прибыли из фильма как товара.

Решение этой задачи подразумевает создание единого экономического пространства.

Кинотеатры, киностудии, прокат, продажа видеофильмов и пр. должны быть интегрированы в единый комплекс предприятий с ведомственной вертикалью управления. Только в этом случае можно говорить, что понятие киноиндустрии города наполнено реальным содержанием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»