Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2002 года N 101

О региональной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы и
геологическое изучение Ленинградской области в 2002 году"

(с изменениями на 31 декабря 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 21 сентября 2011 года N 294

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 31 декабря 2002 года N 256.

____________________________________________________________________



В целях своевременного финансирования работ по развитию минерально-сырьевой базы Ленинградской области и в соответствии с областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" от 6 декабря 2001 года N 65-оз Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в 2002 году" (далее - Программа), финансируемую за счет средств областного бюджета.

2. Назначить представителем заказчика Программы комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.

3. Утвердить руководителем Программы председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Дедова М.А.

4. Поручить оперативное управление средствами, выделяемыми для финансирования мероприятий Программы, государственному учреждению "Территориальный экологический фонд Ленинградской области".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В.

Губернатор
 Ленинградской области
В.Сердюков


     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 20 июня 2002 года N 101
(приложение)


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие минерально-сырьевой базы и
геологическое изучение Ленинградской области в 2002 году"

     

ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в 2002 году"

Полное название программы

Региональная целевая программа "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в 2002 году"

Основания для разработки программы

1. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (в редакции Федеральных законов от 03.03.95 N 27-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ).

2. Областной закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз

Период реализации программы

2002 год

Цель программы

Обеспечение полезными ископаемыми действующих горнодобывающих предприятий, выявление новых видов минерального сырья, комплексное решение геолого-экологических задач

Основные задачи, мероприятия программы

Анализ обеспеченности предприятий минеральным сырьем, поиски и разведка новых месторождений твердых полезных ископаемых и подземных вод, геолого-экологические исследования, мониторинг геологической среды

Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе

17940 тысяч рублей

(строка в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 31 декабря 2002 года N 256, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы

1. Создание информационной базы для принятия управленческих решений и выбора оптимальных вариантов комплексного использования минерального сырья.

2. Открытие новых месторождений полезных ископаемых, пополнение баланса запасов для развития горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, создание новых рабочих мест.

3. Подготовка информационной основы для планирования экономического и социального развития отдельных административных районов и Ленинградской области в целом с учетом требований комплексного природопользования и охраны окружающей среды в районах деятельности горнодобывающих предприятий.

4. Увеличение занятости населения, снижение уровня смертности и заболеваемости, создание новых социальных учреждений, снижение ущерба окружающей среде.

5. Увеличение регулярных платежей за пользование недрами и отбором подземных вод, сборов за участие в конкурсах составит 6355,1 тыс. рублей

Разработчик программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

(строка в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 31 декабря 2002 года N 256, - см. предыдущую редакцию)

Сроки разработки программы

2001-2002 годы

Стоимость разработки программы

-

Представитель заказчика программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители программы

Государственное предприятие "Территориальный экологический фонд Ленинградской области" с привлечением геологических и научно-исследовательских организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 276-62-35

Постановление об утверждении программы

Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 20 июня 2002 года N 101

Система организации контроля за выполнением программы

Ежеквартальное рассмотрение хода выполнения мероприятий программы под общим контролем вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В.

     

Введение


В соответствии с областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" от 6 декабря 2001 года N 65-оз налоговые поступления и платежи за пользование недрами в областной бюджет составят 67,5 млн. рублей, из них:

- налог на добычу полезных ископаемых - 55,5 млн. рублей,

- задолженность по плате за пользование недрами в предыдущие годы - 0,5 млн. рублей,

- задолженность по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за предыдущие годы - 11,5 млн. рублей.

Общая сумма финансирования мероприятий Программы составляет 17,94 млн.руб., что соответствует 26,6% общей суммы планируемых поступлений за пользование недрами (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 31 декабря 2002 года N 256, - см. предыдущую редакцию).

1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы Ленинградской области


Твердые полезные ископаемые. Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов, дорожного строительства и производства органических удобрений. Всего на государственном балансе запасов числятся 188 месторождений твердых полезных ископаемых (без торфа и сапропеля), из которых разрабатываются 48 процентов.

Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Острый дефицит разведанных запасов имеется по бокситам, кварцевым стекольным пескам, светложгущимся керамическим огнеупорным глинам, а также кондиционным пескам и песчано-гравийному материалу на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. По большинству других видов полезных ископаемых обеспеченность по предварительной оценке могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями и необходимостью больших затрат на создание необходимой инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например, облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказалась застроенной, поскольку землеотводы осуществлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. По всем указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.

Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых, поскольку в ходе последних исследований по опорным глубинным геофизическим профилям были научно обоснованы и подтверждены вескими практическими аргументами перспективы на наличие в области углеводородного сырья и алмазов. Для подтверждения их результатов на нефть целесообразно провести на востоке Ленинградской области бурение параметрической скважины глубиной около 2-2,5 км. Необходимо осуществить детальные геофизические работы и заверочное бурение в целях выявления признаков кимберлитового магматизма в потенциально кимберлитовом Подпорожско-Тихвинском районе. Высокую инвестиционную привлекательность могут иметь поиски других нетрадиционных для Ленинградской области видов полезных ископаемых, например, железо-марганцевых конкреций в акватории Финского залива, а также золота, полиметаллов и геотермальных источников тепла.

Подземные воды. На территории Ленинградской области подземные воды распространены практически повсеместно и широко используются для целей водоснабжения. Всего в области добывают подземные воды около 1000 водопользователей, используя для этого более 3000 эксплутационных скважин. Подавляющее число действующих водозаборов эксплуатируется с неутвержденными запасами подземных вод. Всего в области разведано 35 месторождений подземных вод, из которых 21 эксплуатируется. Известно 3 месторождения минеральных вод, которые в настоящее время не используются.

Обеспеченность области подземными водами, пригодными по качественному составу для хозяйственно-питьевого использования, в целом высокая, но неравномерная по площади. В ряде населенных пунктов муниципальных образований Бокситогорский район, город Пикалево, Кингисеппский район, город Ивангород, Выборгский район, Тосненский район существует дефицит воды питьевого качества, который может быть покрыт за счет подготовки новых месторождений подземных вод и рационального использования осваиваемых запасов.

Геоэкология. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории Ленинградской области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой. Из природных геологических факторов наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями.

Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камня. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например, строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.

Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы необходимо отметить следующие основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшей перспективе:

1. Отсутствие до настоящего времени утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геологоразведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений (например, сланцев и др.). Недостаточными оказались темпы подготовки экологически защищенных подземных вод для питьевого водоснабжения.

2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимального изъятия ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ.

3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.

4. Прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов, низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловили низкую конкурентоспособность производимой продукции, неприемлемо высокий уровень отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.

Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач мероприятий региональной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в 2002 году".

Цели и задачи Программы


Целями Программы являются обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы существующих добывающих предприятий и выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.

Основными задачами Программы являются:

- формирование государственной политики в сфере минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области;

- повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;

- информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;

- обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.

2. Система программных мероприятий, расчет необходимого ресурсного обеспечения Программы


Система программных мероприятий разработана на основе действующих нормативных документов, предложений муниципальных образований, горнодобывающих предприятий, геологических организаций и сформирована по следующим блокам:

- развитие, рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов и охрана недр в объеме 10,4 млн. рублей (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 31 декабря 2002 года N 256, - см. предыдущую редакцию);

- оценка перспектив водоснабжения за счет подземных вод и охрана подземных вод от истощения и загрязнения в объеме 7,5 млн. рублей (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 31 декабря 2002 года N 256, - см. предыдущую редакцию).

Необходимость формирования в 2002 году мероприятий Программы в виде отдельных блоков связана с различными источниками финансирования, что обусловлено изменением налогового законодательства. Ранее геологическое изучение твердых полезных ископаемых и подземных вод осуществлялось за счет целевых средств - отчислений горнодобывающих предприятий, аккумулируемых в территориальном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области. С введением в действие с 1 января 2002 года второй части Налогового кодекса Российской Федерации отменены отчисления на воспроизводство и введен налог на добычу полезных ископаемых. Налог взимается по ставкам, установленным статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Месторождения подземных вод отнесены к подземным водным объектам, за пользование которыми взимается плата в размерах, утвержденных законом субъекта Федерации в пределах максимальных и минимальных ставок, установленных федеральным законодательством для бассейнов Невы и прочих рек и озер Северо-Запада.

Общий объем финансирования по блокам "Развитие, рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов и охрана недр" и "Оценка перспектив водоснабжения за счет подземных вод и охрана подземных вод от истощения и загрязнения" соответствует лимиту, установленному областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" от 6 декабря 2001 года N 65-оз.

В перечне объектов указанных блоков включены 36 переходящих объектов общей стоимостью 15,1 млн. рублей. Их финансирование осуществлялось ранее в соответствии с утвержденными региональными целевыми программами 1999, 2000 и 2001 годов.

Одиннадцать новых объектов включены по предложениям муниципальных образований, структурных подразделений Правительства Ленинградской области, Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России, геологических предприятий и организаций, а также горнодобывающих предприятий. Относительно небольшое количество объектов обусловлено недостаточностью лимита на 2002 год. При их включении в Программу учтены следующие направления:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»