Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2002 года N 460-ПП


О повышении эффективности системы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов

(с изменениями на 3 июля 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 марта 2017 года N 93-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.07.2015).

____________________________________________________________________



С 1992 года в городе реализуется принятая Правительством Москвы Концепция санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года. Выполняется программа развития технической базы переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов. За этот период решены вопросы обеспечения городского хозяйства контейнерами для сбора ТБО, обновлен городской парк мусоровозов, введены в эксплуатацию четыре мусороперегрузочные станции, первая очередь мусоросжигательного завода N 2, две мусоросортировочные станции. В стадии строительства вторая очередь мусоросжигательного завода N 2, мусоросжигательный завод N 4, мусороперегрузочные станции в Южном и Юго-Восточном административных округах. Начаты работы по реконструкции полигонов "Икша", "Хметьево" и мусоросжигательного завода N 3. Дал положительные результаты эксперимент по внедрению селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов в домовладениях Юго-Западного административного округа. Принятые меры позволяют обеспечить прием и переработку на городских объектах значительной части (38%) твердых бытовых отходов, образующихся в жилом секторе города.

Однако изменившиеся общественно-экономические условия требуют не только корректировки стратегии в области санитарной очистки города от твердых бытовых отходов, но и разработки единой концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы.

В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки города Москвы и в соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 "Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами") Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить представленные Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы Основные направления развития системы санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы (далее - Основные направления), согласно приложению.

2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, префектам административных округов при решении задач в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) руководствоваться Основными направлениями.

3. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы обеспечить координацию мероприятий по реализации Основных направлений.

4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города в течение текущего года откорректировать программу строительства объектов санитарной очистки города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 20.04.99 N 353 "О ходе строительства объектов санитарной очистки города", с учетом Основных направлений и внести на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2002 года.

5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы предусматривать в годовых инвестиционных программах Правительства Москвы по заявкам городских инвесторов строительство объектов промышленной переработки и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с Основными направлениями и в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных инвесторам.

6. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы во втором полугодии 2002 года образовать в составе Управления Центр по координации потоков твердых бытовых отходов г.Москвы с возложением на него следующих функций:

- разработка оптимальных схем потоков муниципальных ТБО на объекты промышленной переработки и полигоны Московской области в соответствии с выделяемыми лимитами на размещение, утвержденными уполномоченными областными организациями;

- координация деятельности организаций города Москвы, занятых в сфере обращения ТБО, с уполномоченными организациями и органами Правительства Московской области;

- разработка предложений по формированию тарифной политики и нормативной базы обращения с ТБО;

- осуществление единой технической политики в области санитарной очистки города от ТБО;

- создание общегородской автоматизированной системы контроля и управления потоками отходов;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных на реализацию проектов строительства и реконструкции объектов санитарной очистки города.

7. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром" совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы при содействии Объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы осуществить в 2003 году паспортизацию образователей бытовых отходов с целью формирования общегородского банка данных по источникам загрязнений и контролю за перемещением отходов.

8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию.

9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию.   

10. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром":

10.1. В двухмесячный срок заказать в Москомархитектуре разработку в установленном порядке исходно-разрешительной документации на размещение быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на земельных участках, предложенных префектурами административных округов (п.8).

10.2. По окончании разработки исходно-разрешительной документации (п.10.1) оформлять в Москомземе в установленном порядке земельно-правовые отношения.

11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявкам Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы включать в ежегодные планы финансирования работ по Программе НИОКР на 2002-2004 годы работы по научно-техническому сопровождению мероприятий по созданию общегородской автоматизированной системы управления потоками отходов и внедрению системы селективного сбора ТБО в пределах лимитов финансирования по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство".

12. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы с привлечением специализированных научно-исследовательских организаций и ведущих производственных предприятий разработать и представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2003 года единую концепцию обращения с отходами производства и потребления города Москвы (включая брошенный и разукомплектованный автотранспорт, отработанные аккумуляторные батареи, отходы полимерных материалов и др.).

13. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы в III квартале 2002 года представить руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы предложения о создании совместно с Администрацией Московской области регионального Консультативного совета по управлению отходами производства и потребления.

14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 05.05.92 N 239 "Об утверждении Концепции откорректированной схемы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов".

15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2002 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 460-ПП

     

Основные направления развития системы санитарной
очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы

NN
п/п

Направление развития

Мероприятия

Эффект от реализации

экономический

экологический

1

2

3

4

5

1. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО)

1.1.

Модернизация контейнерного парка.

Внедрение евроконтейнеров* с целью снижения влажности ТБО, направляемых на сортировку, брикетирование и сжигание. В 2002-2010 годах - 20000 контейнеров (охват 50% домовладений).

Повышение производительности и снижение удельных затрат на ~10% при сортировке, брикетировании и сжигании ТБО за счет снижения их влажности в период дождей и снегопадов. Экономический эффект ~1 млн.руб./год.

Оптимизация процесса сжигания ТБО на мусоросжигательных заводах. Предотвращение сброса загрязненного фильтрата в окружающую среду на ~310 т в год (в т.ч.150 т в год на проезжую часть улиц).

________________
* - Евроконтейнер - оцинкованный контейнер для сбора ТБО, изготовленный из штампованной листовой стали с подпруженной плотно закрывающейся и легко открывающейся крышкой. Срок службы - до 15 лет.

1.2.

Внедрение селективного сбора ценных компонентов ТБО.

Внедрение системы селективного сбора ТБО с целью:

- отбора и использования в качестве вторичного сырья ценных компонентов;

- снижения объемов отходов, направляемых на захоронение к 2010 году:

- ~на 5% от объема ТБО жилого фонда (110-130 тыс. тонн в год) за счет системы селективного сбора (охват 30% домовладений)

- ~на 10% от общего объема ТБО г.Москвы (450-500 тыс. тонн в год, в т.ч. 110-130 тыс.т в год от жилого фонда) - за счет сети пунктов приема вторсырья от физических и юридических лиц.

Уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 220 тыс.т/год (от жилого сектора). Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~66 млн.руб./год.

Получение дополнительных доходов от реализации вторсырья ~33 млн.руб./год.

Экономия инвестиционных средств на развитие полигонных мощностей (~3 га в год) ~33 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли - ~3 млн.руб./год).

Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~10 единиц.

Снижение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от полигонов захоронения ТБО и автотранспорта:

- от полигонов ~198 тонн в год;

- от автотранспорта ~105 тонн в год.

2. Транспортировка твердых бытовых отходов

2.1.

Внедрение перспективных моделей собирающих мусоровозов с учетом сокращения плеча вывоза ТБО до объектов обезвреживания.

Внедрение среднетоннажных мусоровозов с целью повышения эффективности транспортировки ТБО на городские объекты.

Внедрение к 2010 году среднетоннажных мусоровозов в количестве 240 единиц (замена 300 малотоннажных).

Сокращение транспортных затрат на ~1,8 млн.руб./год.

Сокращение количества малотоннажных мусоровозов на ~60 единиц.

Снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~30 т в год.

2.2.

Расширение системы двухстадийного вывоза ТБО.

Строительство к 2006 году 5 быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения (размещение на площади 0,5-0,8 га) суммарной производительностью 600 тыс. тонн ТБО в год (на территории ЗАО, СЗАО) и МПС эстакадного типа на Остаповском проезде (100 тыс.тонн в год) с целью уменьшения потребности в собирающем мусоровозном транспорте и снижения транспортных затрат за счет сокращения среднего плеча вывоза с 50 до 8 км.

Внедрение перспективных моделей большегрузных мусоровозов (грузоподъемность 25-30 т, объем кузова - 80 куб.м) для вывоза ТБО от МГТС до полигонов захоронения с целью повышения эффективности транспортировки ТБО (49 единиц к 2006 году).

Сокращение транспортных затрат на ~40 млн.руб./год.

Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~70 единиц.

Снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~68 тонн в год.

3. Промышленная переработка твердых бытовых отходов

3.1.

Внедрение производственных комплексов по сепарации ТБО.

Внедрение на мусороперерабатывающих предприятиях технологии механизированной сепарации ТБО с выделением ценных компонентов:

- на ОЭЗ САО - в рамках реконструкции;

- на МПК "Котляково" ЮАО - 2-я очередь строительства.

Суммарная производительность - 540 тыс.тонн ТБО в год. Выделение 70 тыс.тонн в год вторичного сырья.

Повышение эффективности переработки и уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 70 тыс.тонн в год.

Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~38 млн.руб./год.

Получение дополнительных доходов от реализации вторсырья ~21 млн.руб./год.

Экономия инвестиционных средств на развитие полигонных мощностей (~1 га в год) ~11 млн. руб./год (в т.ч. выкуп земли ~1 млн.руб./год).

Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~65 единиц.

Снижение валовых выбросов вредных веществ:

- от автотранспорта на ~65 тонн/год;

- от полигонов ~63 т в год (парниковые газы).

3.2.

Развитие технической базы и повышение эффективности работы заводов по термической переработке ТБО.

Завершение строительства МСЗ N 2 и МСЗ N 4, реконструкция МСЗ N 3 с суммарной производительностью 680 тыс.тонн ТБО в год (в том числе участков предварительной сепарации ТБО перед сжиганием суммарной производительностью 550 тыс. тонн ТБО в год) к 2006 году.

Выделение 30 тыс.тонн в год вторичного сырья.

Повышение коэффициента использования установленных мощностей мусоросжигательных заводов с 0,6 до 0,7-0,75 в 2006-2010 годах (повышение суммарной производительности на 150 тыс.т/год равносильно строительству нового завода). Использование энергетического потенциала ТБО для выработки тепла и электроэнергии (260 тыс. Гкал/год и 105 млн.кВтч/год).

Внедрение технологии переработки золошлаковых отходов мусоросжигательных заводов в материалы и изделия для дорожного строительства.

Уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 770 тыс.т/год.

Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~139 млн.руб./год.

Получение дополнительных доходов от реализации вторсырья ~9 млн.руб./год.

Экономия инвестиционных средств на развитие полигонных мощностей (~10,5 га в год) ~115 млн.руб./год, в т.ч. выкуп земли ~10 млн.руб./год.

Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~70 единиц.

Дополнительный доход от реализации избыточной тепло- и электроэнергии ~26 млн.руб. в год.

Исключение затрат на вывоз и захоронение золы и шлака за счет их переработки ~40 млн. руб./год (учтено ранее).

Дополнительный доход от реализации строительных материалов и изделий ~1 млн.руб./год.

Снижение валовых выбросов вредных веществ:

- от автотранспорта на ~236 тонн/год;

- от полигонов ~693 тонны в год (парниковые газы).

Сокращение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от сжигания природного топлива на ТЭС, соответствующих выработке 260 тыс. Гкал/год теплоэнергии и 105 млн. кВтч/год электроэнергии:

- угольных на ~2812 т/год;

- мазутных на ~1278 т/год;

- газовых на ~240 т/год.

Снижение вредного воздействия золошлаковых отходов на окружающую среду. Сокращение выбросов от автотранспорта (учтено ранее).

3.3.

Создание производств по промышленной переработке крупногабаритного мусора (КГМ).

Создание и развитие производственных участков по приему и сортировке КГМ. К 2010 году прием и переработка 50% ежегодного объема образования КГМ в г.Москве (7-10 участков площадью 0,5-0,6 га каждый).

Снижение затрат на транспортировку и захоронение КГМ на ~104 млн.руб./год.

Сокращение инвестиционных затрат на строительство полигонов на ~6,6 млн.руб./год (в т.ч.выкуп земли ~0,6 млн.руб./год.)

Дополнительный доход от реализации вторсырья ~10 млн.руб./год.

Сокращение собирающих мусоровозов на ~72 единицы.

Снижение валовых выбросов вредных веществ:

- от автотранспорта на ~168 тонн/год;

- от полигонов на -18 тонн в год (парниковые газы).

4. Захоронение твердых бытовых отходов

4.1.

Создание новых полигонов для захоронения ТБО г.Москвы в Южном и Западном секторах Московской области.

Отвод земельных участков и строительство двух полигонов для захоронения ТБО г.Москвы с суммарной производительностью 1 млн.т в год и ресурсом на 8-10 лет с целью сокращения плеча вывоза с 80-100 км до 40-50 км.

Сокращение транспортных затрат на вывоз ТБО от городских объектов санитарной очистки суммарной производительностью 960 тыс.т/год, расположенных в Южном и Западном секторах г.Москвы ~77 млн.руб./год.

Сокращение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~131 т/год.

4.2.

Переработка влажной органической фракции ТБО в технический грунт.

Производство технического грунта методом полевого компостирования влажной органической фракции ТБО на полигонах (замещение природного грунта для послойной пересыпки ТБО и рекультивации).

Уменьшение объемов захоронения ТБО на ~300 тыс.тонн в год. Сокращение инвестиционных затрат на развитие полигонных мощностей (~4 га/год) на ~44 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли ~4 млн.руб./год). Дополнительный доход от замещения природного грунта для послойной пересыпки ТБО и рекультивации 8 млн.руб./год.

Сокращение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от полигонов на ~270 т/год.

4.3.

Создание на полигонах для захоронения ТБО систем сбора и утилизации биогаза.

Создание систем сбора и использование биогаза для выработки тепло- и электроэнергии на полигонах.

Доход от экономии тепло- и электроэнергии на собственные нужды - компенсация эксплуатационных затрат на сбор и утилизацию биогаза.

Снижение парникового эффекта в ~7,5 раза.

5. Система управления санитарной очисткой города

5.1.

Совершенствование управления потоками ТБО г.Москвы.

Создание центра по координации потоков ТБО г.Москвы

Снижение затрат на санитарную очистку г.Москвы за счет оптимизации схем сбора, транспортировки и

Сокращение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~25 т/год.

5.2.

Автоматизация управления санитарной очисткой г.Москвы.

Создание городской автоматизированной системы контроля и управления потоками ТБО.

обезвреживания оперативного контроля, учета и управления потоками ТБО на ~10-15 млн.руб./год.

     

 Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»