(с изменениями на 3 июля 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 марта 2017 года N 93-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.07.2015).
____________________________________________________________________
С 1992 года в городе реализуется принятая Правительством Москвы Концепция санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года. Выполняется программа развития технической базы переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов. За этот период решены вопросы обеспечения городского хозяйства контейнерами для сбора ТБО, обновлен городской парк мусоровозов, введены в эксплуатацию четыре мусороперегрузочные станции, первая очередь мусоросжигательного завода N 2, две мусоросортировочные станции. В стадии строительства вторая очередь мусоросжигательного завода N 2, мусоросжигательный завод N 4, мусороперегрузочные станции в Южном и Юго-Восточном административных округах. Начаты работы по реконструкции полигонов "Икша", "Хметьево" и мусоросжигательного завода N 3. Дал положительные результаты эксперимент по внедрению селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов в домовладениях Юго-Западного административного округа. Принятые меры позволяют обеспечить прием и переработку на городских объектах значительной части (38%) твердых бытовых отходов, образующихся в жилом секторе города.
Однако изменившиеся общественно-экономические условия требуют не только корректировки стратегии в области санитарной очистки города от твердых бытовых отходов, но и разработки единой концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы.
В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки города Москвы и в соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 "Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами") Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленные Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы Основные направления развития системы санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы (далее - Основные направления), согласно приложению.
2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, префектам административных округов при решении задач в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) руководствоваться Основными направлениями.
3. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы обеспечить координацию мероприятий по реализации Основных направлений.
4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города в течение текущего года откорректировать программу строительства объектов санитарной очистки города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 20.04.99 N 353 "О ходе строительства объектов санитарной очистки города", с учетом Основных направлений и внести на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2002 года.
5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы предусматривать в годовых инвестиционных программах Правительства Москвы по заявкам городских инвесторов строительство объектов промышленной переработки и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с Основными направлениями и в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных инвесторам.
6. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы во втором полугодии 2002 года образовать в составе Управления Центр по координации потоков твердых бытовых отходов г.Москвы с возложением на него следующих функций:
- разработка оптимальных схем потоков муниципальных ТБО на объекты промышленной переработки и полигоны Московской области в соответствии с выделяемыми лимитами на размещение, утвержденными уполномоченными областными организациями;
- координация деятельности организаций города Москвы, занятых в сфере обращения ТБО, с уполномоченными организациями и органами Правительства Московской области;
- разработка предложений по формированию тарифной политики и нормативной базы обращения с ТБО;
- осуществление единой технической политики в области санитарной очистки города от ТБО;
- создание общегородской автоматизированной системы контроля и управления потоками отходов;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных на реализацию проектов строительства и реконструкции объектов санитарной очистки города.
7. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром" совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы при содействии Объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы осуществить в 2003 году паспортизацию образователей бытовых отходов с целью формирования общегородского банка данных по источникам загрязнений и контролю за перемещением отходов.
8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию.
10. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром":
10.1. В двухмесячный срок заказать в Москомархитектуре разработку в установленном порядке исходно-разрешительной документации на размещение быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на земельных участках, предложенных префектурами административных округов (п.8).
10.2. По окончании разработки исходно-разрешительной документации (п.10.1) оформлять в Москомземе в установленном порядке земельно-правовые отношения.
11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявкам Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы включать в ежегодные планы финансирования работ по Программе НИОКР на 2002-2004 годы работы по научно-техническому сопровождению мероприятий по созданию общегородской автоматизированной системы управления потоками отходов и внедрению системы селективного сбора ТБО в пределах лимитов финансирования по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство".
12. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы с привлечением специализированных научно-исследовательских организаций и ведущих производственных предприятий разработать и представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2003 года единую концепцию обращения с отходами производства и потребления города Москвы (включая брошенный и разукомплектованный автотранспорт, отработанные аккумуляторные батареи, отходы полимерных материалов и др.).
13. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы в III квартале 2002 года представить руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы предложения о создании совместно с Администрацией Московской области регионального Консультативного совета по управлению отходами производства и потребления.
14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 05.05.92 N 239 "Об утверждении Концепции откорректированной схемы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов".
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2002 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Основные направления развития системы санитарной
очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы
NN | Направление развития | Мероприятия | Эффект от реализации | ||
экономический | экологический | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) | |||||
1.1. | Модернизация контейнерного парка. | Внедрение евроконтейнеров* с целью снижения влажности ТБО, направляемых на сортировку, брикетирование и сжигание. В 2002-2010 годах - 20000 контейнеров (охват 50% домовладений). | Повышение производительности и снижение удельных затрат на ~10% при сортировке, брикетировании и сжигании ТБО за счет снижения их влажности в период дождей и снегопадов. Экономический эффект ~1 млн.руб./год. | Оптимизация процесса сжигания ТБО на мусоросжигательных заводах. Предотвращение сброса загрязненного фильтрата в окружающую среду на ~310 т в год (в т.ч.150 т в год на проезжую часть улиц). | |
________________ | |||||
1.2. | Внедрение селективного сбора ценных компонентов ТБО. | Внедрение системы селективного сбора ТБО с целью: | Уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 220 тыс.т/год (от жилого сектора). Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~66 млн.руб./год. | Снижение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от полигонов захоронения ТБО и автотранспорта: | |
2. Транспортировка твердых бытовых отходов | |||||
2.1. | Внедрение перспективных моделей собирающих мусоровозов с учетом сокращения плеча вывоза ТБО до объектов обезвреживания. | Внедрение среднетоннажных мусоровозов с целью повышения эффективности транспортировки ТБО на городские объекты. | Сокращение транспортных затрат на ~1,8 млн.руб./год. | Снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~30 т в год. | |
2.2. | Расширение системы двухстадийного вывоза ТБО. | Строительство к 2006 году 5 быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения (размещение на площади 0,5-0,8 га) суммарной производительностью 600 тыс. тонн ТБО в год (на территории ЗАО, СЗАО) и МПС эстакадного типа на Остаповском проезде (100 тыс.тонн в год) с целью уменьшения потребности в собирающем мусоровозном транспорте и снижения транспортных затрат за счет сокращения среднего плеча вывоза с 50 до 8 км. | Сокращение транспортных затрат на ~40 млн.руб./год. | Снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~68 тонн в год. | |
3. Промышленная переработка твердых бытовых отходов | |||||
3.1. | Внедрение производственных комплексов по сепарации ТБО. | Внедрение на мусороперерабатывающих предприятиях технологии механизированной сепарации ТБО с выделением ценных компонентов: | Повышение эффективности переработки и уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 70 тыс.тонн в год. | Снижение валовых выбросов вредных веществ: | |
3.2. | Развитие технической базы и повышение эффективности работы заводов по термической переработке ТБО. | Завершение строительства МСЗ N 2 и МСЗ N 4, реконструкция МСЗ N 3 с суммарной производительностью 680 тыс.тонн ТБО в год (в том числе участков предварительной сепарации ТБО перед сжиганием суммарной производительностью 550 тыс. тонн ТБО в год) к 2006 году. | Уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 770 тыс.т/год. | Снижение валовых выбросов вредных веществ: | |
3.3. | Создание производств по промышленной переработке крупногабаритного мусора (КГМ). | Создание и развитие производственных участков по приему и сортировке КГМ. К 2010 году прием и переработка 50% ежегодного объема образования КГМ в г.Москве (7-10 участков площадью 0,5-0,6 га каждый). | Снижение затрат на транспортировку и захоронение КГМ на ~104 млн.руб./год. | Снижение валовых выбросов вредных веществ: | |
4. Захоронение твердых бытовых отходов | |||||
4.1. | Создание новых полигонов для захоронения ТБО г.Москвы в Южном и Западном секторах Московской области. | Отвод земельных участков и строительство двух полигонов для захоронения ТБО г.Москвы с суммарной производительностью 1 млн.т в год и ресурсом на 8-10 лет с целью сокращения плеча вывоза с 80-100 км до 40-50 км. | Сокращение транспортных затрат на вывоз ТБО от городских объектов санитарной очистки суммарной производительностью 960 тыс.т/год, расположенных в Южном и Западном секторах г.Москвы ~77 млн.руб./год. | Сокращение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~131 т/год. | |
4.2. | Переработка влажной органической фракции ТБО в технический грунт. | Производство технического грунта методом полевого компостирования влажной органической фракции ТБО на полигонах (замещение природного грунта для послойной пересыпки ТБО и рекультивации). | Уменьшение объемов захоронения ТБО на ~300 тыс.тонн в год. Сокращение инвестиционных затрат на развитие полигонных мощностей (~4 га/год) на ~44 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли ~4 млн.руб./год). Дополнительный доход от замещения природного грунта для послойной пересыпки ТБО и рекультивации 8 млн.руб./год. | Сокращение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от полигонов на ~270 т/год. | |
4.3. | Создание на полигонах для захоронения ТБО систем сбора и утилизации биогаза. | Создание систем сбора и использование биогаза для выработки тепло- и электроэнергии на полигонах. | Доход от экономии тепло- и электроэнергии на собственные нужды - компенсация эксплуатационных затрат на сбор и утилизацию биогаза. | Снижение парникового эффекта в ~7,5 раза. | |
5. Система управления санитарной очисткой города | |||||
5.1. | Совершенствование управления потоками ТБО г.Москвы. | Создание центра по координации потоков ТБО г.Москвы | Снижение затрат на санитарную очистку г.Москвы за счет оптимизации схем сбора, транспортировки и | Сокращение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~25 т/год. | |
5.2. | Автоматизация управления санитарной очисткой г.Москвы. | Создание городской автоматизированной системы контроля и управления потоками ТБО. | обезвреживания оперативного контроля, учета и управления потоками ТБО на ~10-15 млн.руб./год. |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"