____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 460-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением
на основании постановления Правительства Москвы
от 12 мая 1998 года N 372
____________________________________________________________________
Правительство Москвы отмечает, что санитарная очистка городских территорий находится в неудовлетворительном состоянии, НПО "Экотехпром" крайне медленно решает вопросы, связанные с улучшением системы организации работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов. Не принимается должных мер к развитию индустриальных методов переработки ТБО, реконструкции действующих мусоросжигательных заводов и полигонов, сооружению мусороперегрузных станций и выполнению других заданий, определенных принятой в 1988 году. Схемой санитарной очистки г.Москвы и Московской области от ТБО. Вместе с тем ограниченная вместимость имеющихся полигонов по захоронению ТБО и сложность в организации новых полигонов в Московской области требуют на ином качественном уровне решать проблемы санитарной очистки, прежде всего за счет ускоренного наращивания производственных мощностей по переработке и обезвреживанию ТБО с использованием современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
Учитывая это и в соответствии с решением исполкомов Московского городского и Московского областного Советов от 7 августа 1990 года N 1360-633 "О мерах по улучшению переработки и захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в Московском регионе", Департамент инженерного обеспечения, НПО "Экотехпром" и СП "Прима" с привлечением специалистов ряда зарубежных фирм ("Беткр - Сетам", "КНИМ" - Франция, "Хальтер" - ФРГ, "Орбиком" - Великобритания, "ЭМИТ" и "АСМ" - Италия) выполнили корректировку Схемы санитарной очистки г.Москвы. В соответствии с Концепцией, предложенной специалистами, откорректированная схема рассчитана на реализацию в два этапа (1992-1996 годы и 1996-2010 годы) и предусматривает в качестве основных направлений:
- индустриализацию переработки ТБО на базе строительства мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов и реконструкции действующих предприятий;
- строительство новых экологически безопасных полигонов захоронения ТБО;
- совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, включая строительство мусороперегрузочных станций, специализированных автохозяйств, расширение выпуска современных контейнеров.
В целях комплексного решения проблемы санитарной очистки города правительство Москвы
постановляет:
1. Обратить внимание генерального директора НПО "Экотехпром" т.Иванова В.В. на допускаемые им лично и вверенным ему объединением в целом серьезные недостатки в решении как оперативных вопросов, связанных с улучшением организации санитарной очистки города, так и первоочередных задач развития отрасли на перспективу.
2. Утвердить представленные Департаментом инженерного обеспечения Концепцию откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов (приложение N 1), а также план первоочередных организационно - технических мероприятий по реализации данной схемы (приложение N 2).
3. Возложить на НПО "Экотехпром" функции заказчика на проектирование, строительство и реконструкцию объектов обезвреживания, утилизации и переработки ТБО в соответствии с приложением N 2.
4. Москомархитектуре по заказу НПО "Экотехпром" совместно с префектурами представить в 1992 году согласованные в полном объеме предложения по размещению объектов санитарной очистки города и обеспечить разработку проектно - сметной документации на строительство этих объектов, указанных в приложении N 2.
5. Москомзему, по предложению и градостроительному заданию Москомархитектуры, согласованным с НПО "Экотехпром", в установленном порядке оформить разрешительную документацию на право пользования земельными участками (п.4).
6. Мосстройкомитету обеспечить строительство мусороперегрузочных станций в соответствии с приложением N 2. Сроки выполнения и объемы строительно - монтажных работ уточнить в соответствии с наличием проектно - сметной документации и нормативными сроками строительства при формировании годовых планов.
7. Просить Концерн "Спецатоммонтаж" Минатомпромэнерго Российской федерации выполнить работы по строительству мусоросжигательных заводов, согласно приложению N 2.
8. Просить администрацию Московской области оказывать содействие в отводе земельных участков под размещение полигонов, мусороперерабатывающих заводов и мусороперегрузочных станций, указанных в приложении N 2, с целью их совместной эксплуатации для обезвреживания ТБО Московского региона.
9. Одобрить предложение Департамента инженерного обеспечения о валютном финансировании на первом этапе строительства мусоросжигательных заводов за счет кредитов, предоставляемых России по межправительственным соглашениям с ФРГ, Италией, Францией.
10. НПО "Экотехпром" и Комитету по науке и технике с участием заинтересованных организаций обеспечить разработку в 1992-1993 гг. проекта отечественного мусоросжигательного завода производительностью 250 тыс. тонн ТБО в год.
11. Департаменту инженерного обеспечения:
11.1. Обеспечить разработку во II квартале с.г. системы сбора, транспортировки и утилизации ТБО применительно к каждому административному округу.
11.2. Предусмотреть при реализации Схемы санитарной очистки города использование новых хозяйственно - экономических форм работы с целью дополнительного привлечения на коммерческой основе материальных и финансовых ресурсов на строительство указанных выше объектов.
11.3. Обеспечить разработку проектно - сметной документации, возложив функции генерального проектировщика на институт МосводоканалНИИпроект.
11.4. Внести в III квартале с.г. в правительство г.Москвы:
11.4.1. Предложения по совершенствованию организационно экономической структуры процесса переработки и утилизации бытовых отходов с использованием рекомендаций, подготовленных экспертами Европейского банка реконструкции и развития.
11.4.2. Программу переработки и утилизации токсичных и промышленных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях г. Москвы.
12. Главснабу правительства Москвы принять к централизованному обеспечению заявки на материалы и оборудование, поступающие от НПО "Экотехпром" и необходимые для реализации откорректированной схемы санитарной очистки города.
13. Пункты 2.1., 2.2., 2.4., 2.5., 2.7., 2.8., 3.2., 3.3. приложения к решению исполкомов Мосгорсовета и Мособлсовета от 7 августа 1990 года N 1360/633 считать утратившими силу.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра правительства Москвы т.Матросова А.С.
Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства Москвы
от 5 мая 1992 года N 239
КОНЦЕПЦИЯ
откорректированной схемы санитарной очистки
г.Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года
На основании п.2.13. приложения к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов "О мерах по улучшению переработки и захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в Московском регионе" N 1360-633 от 7 августа 1990 года Мосинжкомитетом, НПО "Экотехпром" совместно с СП "Прима" произведена корректировка схемы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов (ТБО) до 2010 года.
Был проведен анализ системы сбора, транспортировки, переработки и захоронения ТБО с привлечением как советских, так и зарубежных экспертов из Италии, Франции и Германии.
Ситуация с санитарной очисткой города оценивается как критическая. Это объясняется несколькими причинами:
1. Несмотря на то, что потенциальные возможности существующих полигонов захоронения ТБО будут исчерпаны:
- для полигона "Хметьево" в 1994 году,
- для полигона "Икша" в 1993 году,
- для полигона "Тимохово" в 1996 году;
их экологическое состояние требует сокращение этих сроков и выполнения целого ряда работ по рекультивации (полигон "Икша" постановлением Дмитровского горсовета от 8 января 1991 года закрыт).
2. Несовершенная система очистки газа на существующих в городе мусоросжигательных заводах требует их реконструкции.
3. Практика "прямого вывоза" ТБО приводит к необходимости иметь большой парк "малых" мусоровозов (более 1000 шт.), экологическая ситуация от которых определяется их выбросами в атмосферу.
4. Система сбора ТБО требует создания новых типов контейнеров.
5. Необходимо совершенствование структуры санитарной очистки с учетом использования зарубежного опыта.
Основные мировые тенденции развития технологии переработки ТБО в настоящее время сводятся к следующему:
- селективный сбор ТБО с выделением из мусора: черных и цветных металлов, пластмассы, стекла, бумаги, пищевых отходов и т.д.;
- переработка ценных компонентов ТБО во вторичное сырье;
- расширение рынка сбыта для переработанной продукции;
- усиление законодательных мер, направленных на стимулирование отраслей по переработке вторичных продуктов, извлеченных из ТБО;
- введение экологического налога на продукцию, использующую или упакованную в материалы, которые не могут быть в дальнейшем переработаны.
Первостепенное значение придается также экологическим факторам:
- технология переработки ТБО должна быть экологически чистой;
- конечные продукты переработки (компост, зола, РДФ и т.д.) не должны наносить вред окружающей среде;
- в связи с большим объемом перевозок объекты переработки по возможности должны быть размещены в непосредственной близости от мест образования и равномерно распределены на территории города;
- максимально должны быть использованы ценные составляющие ТБО.
На основании анализа всех указанных выше технических и экологических факторов, а также существующих в г.Москве территорий предлагается следующее решение данной проблемы, которое разбивается на два этапа.
1 этап (срок окончания 1996 год) предполагает:
- изменение системы сбора и транспортировки ТБО, включая строительство 6 мусоросжигательных станций;
- организацию селективного сбора пищевых, овощных и больничных отходов путем установки специальных контейнеров;
- реконструкцию существующего мусоросжигательного завода N 2 с доведением его производительности до 150 тыс.т/год;
- строительство 3 новых заводов "под ключ" по схеме сортировка + сжигание на импортном оборудовании (финансирование осуществляется по линии межправительственных кредитов);
- рекультивацию существующих полигонов захоронения ТБО;
- строительство нового полигона с учетом всех современных требований;
- разработку отечественного завода современного уровня по промышленной переработки ТБО.
При этом предусматривается промышленная переработка 45% всех ТБО, решается проблема с их сбором и транспортировкой в наиболее неблагоприятных районах, осуществляется переход на вторичное использование ценных компонентов ТБО.
Суммарные затраты определены в размере (в ценах на 01.02.1992) 2.800 млн.рублей и 250 млн.долл. США. Часть расходов предполагается покрыть за счет межправительственных кредитов (в общей сложности - 70% от валютных затрат). А оставшуюся часть - за счет решения экологических задач на коммерческой основе.
2 этап (срок окончания 2010 год) включает:
- строительство 6 отечественных заводов по переработке ТБО с частичным использованием импортного оборудования;
- строительство 2 заводов для переработки овощных и пищевых отходов;
- строительство полигона для захоронения неутилизированной части ТБО;
- реконструкцию существующих полигонов захоронения ТБО.
При этом осуществляется 100% промышленная переработка ТБО с захоронением 6% нейтрализованной золы и утилизацией выделенных компонентов. Предварительная стоимость 2 этапа составляет 5.200 млн.рублей и 290 млн.долл. США, причем ожидается существенное снижение валютной составляющей при переходе на строительство заводов, оснащенных отечественным оборудованием.
Приложение N 2
к постановлению Правительства Москвы
от 5 мая 1992 года N 239
ПЛАН
первоочередных организационно - технических мероприятий
по реализации откорректированной схемы санитарной очистки г.Москвы
NN | Наименование мероприятий | Головная | Сроки | Примечание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
I этап (1992 - 1996 годы) | ||||||||
1.1. | Сбор ТБО | |||||||
1.1.1. | Реализация предложений по | НПО "Экотехпром" | 1992-1995 годы | |||||
1.1.2. | Организация раздельного сбора больничных отходов | -"- | 1993-1995 годы | |||||
1.2. | Транспортировка ТБО | |||||||
1.2.1. | Выбор земельных участков для размещения мусороперегрузочных станций | НПО "Экотехпром" | 1992-1993 годы | |||||
1.2.2. | Разработка проектов документации на строительство этих станций | НПО "Экотехпром" | 1992-1993 годы | |||||
1.2.3. | Строительство 6 мусороперегрузочных станций | Мосстройкомитет, | 1993-1996 годы | |||||
1.2.4. | Создание централизованных автохозяйств для вывоза ТБО на базе существующих и строящихся АДМБ | НПО "Экотехпром" | 1993-1996 годы | |||||
1.3. | Промышленная переработка ТБО | |||||||
1.3.1. | Выбор земельных участков под строительство предприятий промышленной переработки ТБО | Москомархитектура, Главмособлархитектура, Москомзем, Мособлкомзем | 1992-1993 годы | |||||
1.3.2. | Разработка ТЭО и проектной документации строительства двух мусоросжигательных заводов суммарной производительностью 500 тыс. тонн ТБО в год (Фирмы "Хельтер" - ФРГ, "ЭМИТ" - Италия) на Сигнальном проезде и Рябиновой улице | НПО "Экотехпром" | 1992-1993 годы | |||||
1.3.3. | Строительство двух мусоросжигательных заводов | Концерн "Спецатоммонтаж" | 1993-1996 годы | |||||
1.3.4. | Реконструкция спецзавода N 2 с доведением его производительности до 150 тыс. тонн ТБО в год | НПО "Экотехпром" | 1992-1995 годы | |||||
1.3.5. | Реконструкция спецзавода N 3 (200 тыс. тонн ТБО в год) | -"- | 1992-1994 годы | |||||
1.3.6. | Разработка проекта типового отечественного мусоросжигательного завода производительностью 250 тыс. тонн ТБО в год | НПО "Экотехпром" | 1993 год | |||||
1.3.7. | Разработать ТЭО перепрофилирования мусороперегрузочной станции под строительство мусороперерабатывающего завода | НПО "Экотехпром" | 1992 год | |||||
1.4. | Захоронение ТБО | |||||||
1.4.1. | Выбор земельных участков для размещения полигонов ТБО (5 участков) | Главмособлархитектура, | 1992 год | |||||
1.4.2. | Строительство трех новых полигонов захоронения ТБО | НПО "Экотехпром" | 1993-1996 годы | |||||
1.4.3. | Реконструкция действующих полигонов "Тимохово", "Икша", "Хметьево" | НПО "Экотехпром" | 1992-1995 годы | |||||
1.4.4. | Рекультивация отработанных полигонов "Кучино","Саларьево", "Сосенки" и т.д. | -"- | 1992-1995 годы | |||||
II этап (1996-2010 годы) | ||||||||
2.1. | Строительство сети мусоросжигательных заводов на отечественном оборудовании | Мосстройкомитет, НПО "Экотехпром" Концерн "Спецатоммонтаж" | 2010 год | |||||
2.2. | Рекультивация отработанных полигонов | НПО "Экотехпром" | 1996-2000 годы | |||||
2.3. | Строительство 2-х мусороперерабатывающих заводов | -"- | 2010 год |
Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы