Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 1992 года N 239


Об утверждении концепции откорректированной
схемы санитарной очистки г.Москвы
от твердых бытовых отходов

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании  
постановления Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 460-ПП

____________________________________________________________________  

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением
на основании постановления Правительства Москвы
от 12 мая 1998 года N 372

____________________________________________________________________

       Правительство Москвы отмечает, что санитарная очистка городских территорий находится в неудовлетворительном состоянии, НПО "Экотехпром" крайне медленно решает вопросы, связанные с улучшением системы организации работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов. Не принимается должных мер к развитию индустриальных методов переработки ТБО, реконструкции действующих мусоросжигательных заводов и полигонов, сооружению мусороперегрузных станций и выполнению других заданий, определенных принятой в 1988 году. Схемой санитарной очистки г.Москвы и Московской области от ТБО. Вместе с тем ограниченная вместимость имеющихся полигонов по захоронению ТБО и сложность в организации новых полигонов в Московской области требуют на ином качественном уровне решать проблемы санитарной очистки, прежде всего за счет ускоренного наращивания производственных мощностей по переработке и обезвреживанию ТБО с использованием современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Учитывая это и в соответствии с решением исполкомов Московского городского и Московского областного Советов от 7 августа 1990 года N 1360-633 "О мерах по улучшению переработки и захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в Московском регионе", Департамент инженерного обеспечения, НПО "Экотехпром" и СП "Прима" с привлечением специалистов ряда зарубежных фирм ("Беткр - Сетам", "КНИМ" - Франция, "Хальтер" - ФРГ, "Орбиком" - Великобритания, "ЭМИТ" и "АСМ" - Италия) выполнили корректировку Схемы санитарной очистки г.Москвы. В соответствии с Концепцией, предложенной специалистами, откорректированная схема рассчитана на реализацию в два этапа (1992-1996 годы и 1996-2010 годы) и предусматривает в качестве основных направлений:

- индустриализацию переработки ТБО на базе строительства мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов и реконструкции действующих предприятий;

- строительство новых экологически безопасных полигонов захоронения ТБО;

- совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, включая строительство мусороперегрузочных станций, специализированных автохозяйств, расширение выпуска современных контейнеров.

В целях комплексного решения проблемы санитарной очистки города правительство Москвы

постановляет:

1. Обратить внимание генерального директора НПО "Экотехпром" т.Иванова В.В. на допускаемые им лично и вверенным ему объединением в целом серьезные недостатки в решении как оперативных вопросов, связанных с улучшением организации санитарной очистки города, так и первоочередных задач развития отрасли на перспективу.

2. Утвердить представленные Департаментом инженерного обеспечения Концепцию откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов (приложение N 1), а также план первоочередных организационно - технических мероприятий по реализации данной схемы (приложение N 2).

3. Возложить на НПО "Экотехпром" функции заказчика на проектирование, строительство и реконструкцию объектов обезвреживания, утилизации и переработки ТБО в соответствии с приложением N 2.

4. Москомархитектуре по заказу НПО "Экотехпром" совместно с префектурами представить в 1992 году согласованные в полном объеме предложения по размещению объектов санитарной очистки города и обеспечить разработку проектно - сметной документации на строительство этих объектов, указанных в приложении N 2.

5. Москомзему, по предложению и градостроительному заданию Москомархитектуры, согласованным с НПО "Экотехпром", в установленном порядке оформить разрешительную документацию на право пользования земельными участками (п.4).

6. Мосстройкомитету обеспечить строительство мусороперегрузочных станций в соответствии с приложением N 2. Сроки выполнения и объемы строительно - монтажных работ уточнить в соответствии с наличием проектно - сметной документации и нормативными сроками строительства при формировании годовых планов.

7. Просить Концерн "Спецатоммонтаж" Минатомпромэнерго Российской федерации выполнить работы по строительству мусоросжигательных заводов, согласно приложению N 2.

8. Просить администрацию Московской области оказывать содействие в отводе земельных участков под размещение полигонов, мусороперерабатывающих заводов и мусороперегрузочных станций, указанных в приложении N 2, с целью их совместной эксплуатации для обезвреживания ТБО Московского региона.

9. Одобрить предложение Департамента инженерного обеспечения о валютном финансировании на первом этапе строительства мусоросжигательных заводов за счет кредитов, предоставляемых России по межправительственным соглашениям с ФРГ, Италией, Францией.

10. НПО "Экотехпром" и Комитету по науке и технике с участием заинтересованных организаций обеспечить разработку в 1992-1993 гг. проекта отечественного мусоросжигательного завода производительностью 250 тыс. тонн ТБО в год.

11. Департаменту инженерного обеспечения:

11.1. Обеспечить разработку во II квартале с.г. системы сбора, транспортировки и утилизации ТБО применительно к каждому административному округу.

11.2. Предусмотреть при реализации Схемы санитарной очистки города использование новых хозяйственно - экономических форм работы с целью дополнительного привлечения на коммерческой основе материальных и финансовых ресурсов на строительство указанных выше объектов.

11.3. Обеспечить разработку проектно - сметной документации, возложив функции генерального проектировщика на институт МосводоканалНИИпроект.

11.4. Внести в III квартале с.г. в правительство г.Москвы:

11.4.1. Предложения по совершенствованию организационно экономической структуры процесса переработки и утилизации бытовых отходов с использованием рекомендаций, подготовленных экспертами Европейского банка реконструкции и развития.

11.4.2. Программу переработки и утилизации токсичных и промышленных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях г. Москвы.

12. Главснабу правительства Москвы принять к централизованному обеспечению заявки на материалы и оборудование, поступающие от НПО "Экотехпром" и необходимые для реализации откорректированной схемы санитарной очистки города.

13. Пункты 2.1., 2.2., 2.4., 2.5., 2.7., 2.8., 3.2., 3.3. приложения к решению исполкомов Мосгорсовета и Мособлсовета от 7 августа 1990 года N 1360/633 считать утратившими силу.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра правительства Москвы т.Матросова А.С.

Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение N 1
к постановлению правительства Москвы
от 5 мая 1992 года N 239

КОНЦЕПЦИЯ
откорректированной схемы санитарной очистки
г.Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года

На основании п.2.13. приложения к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов "О мерах по улучшению переработки и захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в Московском регионе" N 1360-633 от 7 августа 1990 года Мосинжкомитетом, НПО "Экотехпром" совместно с СП "Прима" произведена корректировка схемы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов (ТБО) до 2010 года.

Был проведен анализ системы сбора, транспортировки, переработки и захоронения ТБО с привлечением как советских, так и зарубежных экспертов из Италии, Франции и Германии.

Ситуация с санитарной очисткой города оценивается как критическая. Это объясняется несколькими причинами:

1. Несмотря на то, что потенциальные возможности существующих полигонов захоронения ТБО будут исчерпаны:

       

- для полигона "Хметьево" в 1994 году,

       

- для полигона "Икша" в 1993 году,

      

 - для полигона "Тимохово" в 1996 году;

их экологическое состояние требует сокращение этих сроков и выполнения целого ряда работ по рекультивации (полигон "Икша" постановлением Дмитровского горсовета от 8 января 1991 года закрыт).

2. Несовершенная система очистки газа на существующих в городе мусоросжигательных заводах требует их реконструкции.

3. Практика "прямого вывоза" ТБО приводит к необходимости иметь большой парк "малых" мусоровозов (более 1000 шт.), экологическая ситуация от которых определяется их выбросами в атмосферу.

4. Система сбора ТБО требует создания новых типов контейнеров.

5. Необходимо совершенствование структуры санитарной очистки с учетом использования зарубежного опыта.

Основные мировые тенденции развития технологии переработки ТБО в настоящее время сводятся к следующему:

- селективный сбор ТБО с выделением из мусора: черных и цветных металлов, пластмассы, стекла, бумаги, пищевых отходов и т.д.;

- переработка ценных компонентов ТБО во вторичное сырье;

- расширение рынка сбыта для переработанной продукции;

- усиление законодательных мер, направленных на стимулирование отраслей по переработке вторичных продуктов, извлеченных из ТБО;

- введение экологического налога на продукцию, использующую или упакованную в материалы, которые не могут быть в дальнейшем переработаны.

Первостепенное значение придается также экологическим факторам:

- технология переработки ТБО должна быть экологически чистой;

- конечные продукты переработки (компост, зола, РДФ и т.д.) не должны наносить вред окружающей среде;

- в связи с большим объемом перевозок объекты переработки по возможности должны быть размещены в непосредственной близости от мест образования и равномерно распределены на территории города;

- максимально должны быть использованы ценные составляющие ТБО.

На основании анализа всех указанных выше технических и экологических факторов, а также существующих в г.Москве территорий предлагается следующее решение данной проблемы, которое разбивается на два этапа.

1 этап (срок окончания 1996 год) предполагает:

- изменение системы сбора и транспортировки ТБО, включая строительство 6 мусоросжигательных станций;

- организацию селективного сбора пищевых, овощных и больничных отходов путем установки специальных контейнеров;

- реконструкцию существующего мусоросжигательного завода N 2 с доведением его производительности до 150 тыс.т/год;

- строительство 3 новых заводов "под ключ" по схеме сортировка + сжигание на импортном оборудовании (финансирование осуществляется по линии межправительственных кредитов);

- рекультивацию существующих полигонов захоронения ТБО;

- строительство нового полигона с учетом всех современных требований;

- разработку отечественного завода современного уровня по промышленной переработки ТБО.

При этом предусматривается промышленная переработка 45% всех ТБО, решается проблема с их сбором и транспортировкой в наиболее неблагоприятных районах, осуществляется переход на вторичное использование ценных компонентов ТБО.

Суммарные затраты определены в размере (в ценах на 01.02.1992) 2.800 млн.рублей и 250 млн.долл. США. Часть расходов предполагается покрыть за счет межправительственных кредитов (в общей сложности - 70% от валютных затрат). А оставшуюся часть - за счет решения экологических задач на коммерческой основе.

2 этап (срок окончания 2010 год) включает:

- строительство 6 отечественных заводов по переработке ТБО с частичным использованием импортного оборудования;

- строительство 2 заводов для переработки овощных и пищевых отходов;

- строительство полигона для захоронения неутилизированной части ТБО;

- реконструкцию существующих полигонов захоронения ТБО.

При этом осуществляется 100% промышленная переработка ТБО с захоронением 6% нейтрализованной золы и утилизацией выделенных компонентов. Предварительная стоимость 2 этапа составляет 5.200 млн.рублей и 290 млн.долл. США, причем ожидается существенное снижение валютной составляющей при переходе на строительство заводов, оснащенных отечественным оборудованием.

Приложение N 2
к постановлению Правительства Москвы
от 5 мая 1992 года N 239

ПЛАН
первоочередных организационно - технических мероприятий
по реализации откорректированной схемы санитарной очистки г.Москвы

NN
пп

Наименование  мероприятий

Головная
организация

Сроки

Примечание

1

2

3

4

5

I этап (1992 - 1996 годы)

1.1.

Сбор ТБО

1.1.1.




Реализация предложений по
системе сбора ТБО, разработанных фирмами АСМ г. Брешия Италия и Бетюр - Сетам - Франция (для отдельных префектур)

НПО "Экотехпром"

1992-1995 годы

1.1.2.

Организация раздельного сбора больничных отходов

-"-

1993-1995 годы

1.2.

Транспортировка ТБО

1.2.1.




Выбор земельных участков для размещения мусороперегрузочных станций

НПО "Экотехпром"
Москомархитектура,
Главмособлархитектура,
Москомзем, Мособлкомзем

1992-1993 годы

1.2.2.

Разработка проектов документации на строительство этих станций

НПО "Экотехпром"

1992-1993 годы

1.2.3.

Строительство 6 мусороперегрузочных станций

Мосстройкомитет,
НПО "Экотехпром"

1993-1996 годы

1.2.4.



Создание централизованных автохозяйств для вывоза ТБО на базе существующих и строящихся АДМБ

НПО "Экотехпром"

1993-1996 годы

1.3.

Промышленная переработка ТБО

1.3.1.



Выбор земельных участков под строительство предприятий промышленной переработки ТБО
(7 участков)

Москомархитектура, Главмособлархитектура, Москомзем, Мособлкомзем

1992-1993 годы

1.3.2.







Разработка ТЭО и проектной документации строительства двух мусоросжигательных заводов суммарной производительностью 500 тыс. тонн ТБО в год (Фирмы "Хельтер" - ФРГ, "ЭМИТ" - Италия) на Сигнальном проезде и Рябиновой улице

НПО "Экотехпром"

1992-1993 годы

1.3.3.

Строительство двух мусоросжигательных заводов

Концерн "Спецатоммонтаж"

1993-1996 годы

1.3.4.


Реконструкция спецзавода N 2 с доведением его производительности до 150 тыс. тонн ТБО в год

НПО "Экотехпром"

1992-1995 годы

1.3.5.

Реконструкция спецзавода N 3 (200 тыс. тонн ТБО в год)

-"-

1992-1994 годы

1.3.6.




Разработка проекта типового отечественного мусоросжигательного завода производительностью 250 тыс. тонн ТБО в год

НПО "Экотехпром"
Ассоциация МЭТБО ЦКТИ, Комитет по науке и технике

1993 год

1.3.7.



Разработать ТЭО перепрофилирования мусороперегрузочной станции под строительство мусороперерабатывающего завода

НПО "Экотехпром"

1992 год

1.4.

Захоронение ТБО

1.4.1.

Выбор земельных участков для размещения полигонов ТБО (5 участков)

Главмособлархитектура,
Мособлкомзем

1992 год

1.4.2.

Строительство трех новых полигонов захоронения ТБО

НПО "Экотехпром"

1993-1996 годы

1.4.3.

Реконструкция действующих полигонов "Тимохово", "Икша", "Хметьево"

НПО "Экотехпром"

1992-1995 годы

1.4.4.

Рекультивация отработанных полигонов "Кучино","Саларьево", "Сосенки" и т.д.

-"-

1992-1995 годы

II этап (1996-2010 годы)

2.1.


Строительство сети мусоросжигательных заводов на отечественном оборудовании

Мосстройкомитет, НПО "Экотехпром" Концерн "Спецатоммонтаж"

2010 год

2.2.

Рекультивация отработанных полигонов

НПО "Экотехпром"

1996-2000 годы

2.3.

Строительство 2-х мусороперерабатывающих заводов

-"-

2010 год




Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»