Работа направлена на обеспечение Правительства Ленинградской области информацией по статистике жилищно-коммунального хозяйства с использованием форм федерального статистического наблюдения и дальнейшей доработкой программного обеспечения с целью получения сводных итогов в разрезе муниципальных образований Ленинградской области, а также на получение информации по тарифам на жилищно-коммунальные услуги в целом по Ленинградской области.
Функционирование предприятий жилищно-коммунальной сферы и, соответственно, статистическое наблюдение за ними имеет крайне важное значение в оценке социально-экономической ситуации в регионе, так как деятельность этого сектора экономики направлена на обеспечение жизнеспособности населения.
Основными нормативно-законодательными актами, регулирующими развитие жилищно-коммунального хозяйства, являются:
- Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (ст.15), которым была определена политика перехода на оплату жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;
- постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", согласно которому малообеспеченным слоям населения предоставляются субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы;
- концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N425.
В настоящее время при анализе деятельности отрасли первостепенное значение имеют две основные проблемы:
- работа организаций коммунального хозяйства по обеспечению населения и коммунально-бытовых учреждений своими услугами в необходимом количестве и надлежащего качества;
- социальная защита населения в период реформирования отрасли.
Работа объектов коммунального хозяйства отражается в трех формах статистической отчетности: N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода", N 1-канализация "Сведения о работе канализации" и N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией".
Вопросы социальной защиты населения при переходе от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями в полном объеме отражаются в формах N 22-ЖКХ (субсидии) "Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и N 26-ЖКХ "Сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг".
Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)
Форму N 1-водопровод представляют водопроводные, водопроводно-канализационные предприятия, состоящие как на самостоятельном балансе или входящие в состав многоотраслевых объединений жилищно-коммунального хозяйства, так и состоящие на балансе организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, отпускающие воду населению или коммунально-бытовым организациям. В Ленинградской области по данной форме отчитывается 165 организаций.
Отчетность содержит информацию об установленной мощности водопроводов и их очистных сооружений, подаче воды в сеть, отпуске воды населению и на коммунально-бытовые нужды, утечках воды, протяжении уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, числе аварий. Объем входной информации - 26 показателей. Данные представляются на конец года.
В соответствии с Федеральной программой статистических работ разработка информации в разрезе муниципальных образований не предусмотрена, такой возможности не предусматривает и комплекс экономической обработки информации. Для подготовки таблиц в разрезе муниципальных образований необходима разработка дополнительного программного обеспечения. При доработке программного обеспечения в Правительство Ленинградской области информация будет представляться в виде выходных таблиц, указанных в приложении 9 к программе.
Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)
Системой канализации считается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. Отдельной канализационной сетью считается сеть, не имеющая своего выпуска, а передающая сточную жидкость в канализационные сооружения других предприятий.
Статистическую форму N 1-канализация представляют канализационные, водопроводно-канализационные предприятия, состоящие как на самостоятельном балансе или входящие в состав многоотраслевых объединений жилищно-коммунального хозяйства, так и состоящие на балансе организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие централизованный отвод сточных вод из жилых домов и коммунально-бытовых, промышленных, строительных и других организаций. В Ленинградской области по данной форме отчитываются 156 организаций.
Форма содержит информацию о числе канализаций и отдельных канализационных сетях, их протяжении, пропускной способности очистных сооружений, мощности сооружений по обработке осадка, пропуске сточных вод, числе аварий и т.д. Объем входной информации - 22 показателя.
Для получения информации в разрезе муниципальных образований необходимо создание дополнительного программного обеспечения, так как Федеральная программа статистических работ и комплекс экономической обработки информации предусматривают разработку только по территории в целом. После разработки соответствующего программного обеспечения информация в Правительство Ленинградской области может представляться в виде выходных таблиц, указанных в приложении 10 к программе.
Сведения о снабжении теплоэнергией
Сведения представляют юридические лица, состоящие как на самостоятельном балансе или входящие в состав многоотраслевых объединений жилищно-коммунального хозяйства, так и на балансе предприятий и организаций, снабжающих население и коммунально-бытовые учреждения теплоэнергией и горячим водоснабжением, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. К отпуску теплоэнергии на коммунально-бытовые нужды относится теплоснабжение учебных учреждений, предприятий общественного питания, лечебных и спортивных учреждений, театров, кино, детских садов и яслей, детских домов, детских и оздоровительных лагерей, гостиниц и общежитий, воинских частей, предприятий службы быта, выполняющих непроизводственные виды бытовых услуг населению. В Ленинградской области отчетность по данной форме представляют 198 организаций.
Форма отчетности N 1-ТЕП содержит информацию о числе источников теплоснабжения (котельных), их тепловой мощности, распределении котельных по виду используемого топлива, протяженности тепловых сетей, производстве и отпуску тепловой энергии, в Том числе населению и на коммунально-бытовые нужды, потерях тепловой энергии за год, расходу топлива. Объем входной информации - 40 показателей.
Для получения информации в разрезе муниципальных образований Ленинградской области также необходимо создание дополнительного программного обеспечения, так как Федеральная программа статистических работ и комплекс экономической обработки информации предусматривают разработку только по области в целом. После разработки соответствующего программного обеспечения информация в Правительство Ленинградской области может представляться в виде выходных таблиц, макеты которых приведены в приложении 11 к программе.
Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг