(с изменениями на 18 октября 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 21 сентября 2011 года N 294
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 года N 185.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности функционирования водоохранного и водохозяйственного комплекса Ленинградской области, обеспечения стабилизации и в дальнейшем - восстановления качества поверхностных водных объектов, а также предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций путем защиты населения и ценных в хозяйственном отношении земель на территории Ленинградской области от вредного воздействия вод Правительство Ленинградской области
постановляет:
1.Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2002 год" (далее - Программа).
2. Назначить представителем заказчика Программы комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 года N 185 - см. предыдущую редакцию).
3. Назначить руководителем Программы начальника Невско-Ладожского бассейнового водного управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации Бударина В.Ф.
4. Невско-Ладожскому бассейновому водному управлению Министерства природных ресурсов Российской Федерации:
4.1. Обеспечить заключение договоров с исполнителями Программы и организацию работ по выполнению мероприятий Программы.
4.2. Обеспечить контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств субподрядными организациями.
4.3.О ходе реализации мероприятий Программы ежеквартально информировать комитет финансов Ленинградской области и представителя заказчика.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Дедова М.А. (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 года N 185 - см. предыдущую редакцию).
Губернатор
Ленинградской области
В. Сердюков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 6 мая 2002 года N 58
(приложение)
Региональная целевая программа
"Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области
на 2002 год"
Полное наименование | Региональная целевая программа |
Основание для разработки программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 15 октября 1996 года N 449 "Об утверждении основных направлений водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на период до 2005 года" |
Срок реализации программы | 2002 год |
Цель программы | Повышение эффективности функционирования водоохранного и водохозяйственного комплекса Ленинградской области, позволяющего обеспечить восстановление качества поверхностных водных объектов и защиту территорий от вредного воздействия вод |
Основные задачи программы | Реализация комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий, запланированных на 2002 год, в том числе переходящих с 2001 года |
Мероприятия программы | Реконструкция и новое строительство городских канализационных очистных сооружений, восстановление гидротехнических сооружений Оредежского каскада плотин для защиты населенных пунктов и территорий от затопления, мониторинг качества поверхностных вод и точечных источников загрязнения, разработка проектно- сметной документации, выполнение заключенных ранее международных соглашений |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2002 год | 20,09 миллиона рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | Реализация программы позволит: |
Разработчик программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (строка в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 года N 185 - см. предыдущую редакцию) |
Сроки разработки программы | Ежегодно с корректировкой в соответствии с фактически выделенными объемами финансирования |
Представитель заказчика программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (строка в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 года N 185 - см. предыдущую редакцию) |
Основной исполнитель программы (бюджетополучатель) | Невско-Ладожское бассейновое водохозяйственное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон, адрес руководителя программы | Бударин Владимир Федорович - начальник Невско-Ладожского бассейнового водного управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации, тел. 323-37-36, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., 26 |
Постановление об утверждении программы | Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 6 мая 2002 года N 58 |
Система организации контроля за выполнением программы | Контроль за выполнением программы и целевым использованием средств осуществляется комитетом финансов Ленинградской области - главным распорядителем бюджетных средств и представителем заказчика программы - комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (строка в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 18 октября 2002 года N 185 - см. предыдущую редакцию) |
Региональная целевая программа "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2002 год (далее - Программа) является логическим продолжением реализуемой в текущем году программы водоохранных, водохозяйственных и организационных мероприятий.
Программа разработана в развитие региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2001 год", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2000 года N 44. Большая часть объектов водохозяйственного строительства и мониторинга качества поверхностных вод, запланированных 2001 год, является переходящими на 2002 год.
Объем финансирования Программы определен областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" от 6 декабря 2002 года N 65-оз и составляет 19,84 миллиона рублей.
Водные ресурсы являются важнейшим достоянием Ленинградской области. Многочисленные реки и озера интенсивно используются в целях водоснабжения, водоотведения, судоходства, рыболовства, рекреации и выработки электроэнергии.
Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют около 100 куб. км. Безвозвратное водопотребление всех отраслей экономики не превышает 0,2 куб.км, что составляет менее 0,2% ресурса. Однако большую тревогу вызывает повсеместное загрязнение водных объектов, которые фактически имеют явный дефицит по качеству.
Современное качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Большинство водных объектов Ленинградской области, несмотря на спад промышленного производства и уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, по-прежнему характеризуются как грязные или умеренно грязные. При этом тенденции к улучшению качества вод за последние 14 лет практически не наблюдается, что следует из данных таблицы 1.
Таблица 1
Водоток, река | Створ | Качество воды (класс) | Лимитирующий показатель | Основные загрязнители | ||
1986 год | современное состояние | 1986 год | современное состояние | |||
Свирь | устье | III класс (вода | IV класс | аммоний- | аммоний- | ПО "Водоканал", города Лодейное Поле, Подпорожье |
Волхов | устье | V класс (вода сильно загрязнена) | IV класс | аммоний- | аммоний- | Киришский НПЗ, ОАО "ВАЗ", предприятия жилищно-коммунального хозяйства |
Вуокса | устье | V класс | III класс | нефтепро- | нитритный азот - пороговое значение | ПО "Жилкомхоз", поселки Сосново, Запорожское |
Нева | исток | IV класс | IV класс | нефтепро- | нефтепро- | МП "Шлиссельбургское ЖКХ", кроме того качество воды в реке Неве определяется качеством воды в Ладожском озере |
Нева | 10,5 км ниже г.Киров- | III класс | III класс |
| аммоний- | канализационные очистные сооружения (КОС) городов Кировск, Отрадное |
Нева | поселок Новоса- | IV класс | VI класс (вода очень сильно загряз- | аммоний- | аммоний- | КОС городов Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Павлово-на- Неве |
Охта | граница Всево- | VI класс | V класс | нефтепро- | то же | КОС г.Всеволожска, пос. Ново-Девяткино |
Луга | граница Лужского и Гатчин- | V класс | V класс | нефтепро- | то же | МП "Лужское ЖКХ" (90% общего объема сброса загрязняющих веществ |
Луга | устье | VI класс | V класс | нефтепро- | нитритный азот - 2,3ПДК, аммоний- | АООТ "Фосфорит", МП "Кингисеппское ЖКХ" |
Плюсса | 5км ниже г.Сланцы | V класс | IV класс | нефтепро- | фенолы -2 ПДК, медь - 1,9 ПДК, марганец - 8,9 ПДК | АО "Завод Сланцы", |
Нарва | устье | IV класс | III класс | нефтепро- | нефтепро- | городское хозяйство г.Нарва, шахтные воды г.Ида (Эстония), МП "Ивангородское ЖКХ" |
Анализ данных таблицы 1 показывает, что практически во всех крупных реках Ленинградской области зафиксированы превышения значений предельно допустимых концентраций (ПДК) по аммонийному и нитритному азоту. Это говорит о том, что сточные коммунально-хозяйственные и промышленные воды не очищаются до нормативных показателей. Причинами этого являются несовершенство технологии очистки и конструкции очистных сооружений, их гидравлическая перегрузка, неудовлетворительное техническое состояние, низкий уровень эксплуатации, медленный ввод новых мощностей.
Таким образом, основными источниками загрязнения являются сосредоточенные сбросы недоочищенных сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий, рассеянный ливневой сток с территорий населенных пунктов.
Поэтому приоритетными водоохранными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества поверхностных вод, являются работы по реконструкции, техническому переоснащению и новому строительству канализационных очистных сооружений (КОС).
Однако проблема строительства, реконструкции, расширения и ремонта канализационных очистных сооружений и канализационных сетей населенных пунктов области остается до сих пор насущной и нерешенной.
Большинство КОС городов и поселков городского типа Ленинградской области работают на пределе своих технических возможностей или с перегрузкой, что следует из в данных, приведенных в таблице 2.
Еще хуже ситуация сложилась в сельских населенных пунктах, где в силу социально-экономических причин очистные сооружения во многих случаях не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии. Массовая передача очистных сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммунального хозяйства, проведенная в 1996-1997 годах, усугубила сложившееся положение из-за отсутствия необходимого финансирования.
Таблица 2
Наименование города | Величина |
Всеволожск | 3,2 |
Приморск | 1,3 |
Каменногорск | 1,2 |
Гатчина | 1,5 |
Приозерск | 1,7 |
Коммунар | 1.6 |
Кировск | 1,9 |
Шлиссельбург | 1,8 |
Отрадное | 1,6 |
Луга | 1,2 |
Подпорожье | 1,2 |
Тосно | 1,2 |
В целом из 25 городов области в 18 городах (72%) канализационные очистные сооружения (КОС) работают с перегрузкой. Особенно напряженное положение сложилось в городах Приморске (только механическая очистка стоков), Приозерске, Кировске, Отрадное и Шлиссельбурге.
Практически весь объем сточных вод, прошедших очистку на КОС, сбрасывается в водные объекты области недостаточно очищенным.
Представление о динамике качества работы очистных сооружений дают цифры, приведенные в таблице 3.
Таблица 3