____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2012 года N 701-ПП
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 года N 403 "О программе "Молодежь Москвы на 2001-2003 годы", в целях более широкого вовлечения студентов и молодежи в социально значимую деятельность, решения вопросов временного трудоустройства студентов, создания постоянно действующей системы подготовки кадров студенческой молодежи для работы в загородных детских оздоровительных центрах:
1. Утвердить программу "Московский студенческий педагогический отряд на 2002-2004 годы" (приложение 1).
2. Утвердить состав Общественного Совета программы "Московский студенческий педагогический отряд" (приложение 2).
3. Поручить организацию и проведение мероприятий программы "МАТИ" - Российскому государственному технологическому университету им.К.Э.Циолковского совместно с Межрегиональным общественным объединением "Содружество студенческих педагогических отрядов" и Московской Федерацией профсоюзов.
4. Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы оказывать необходимую организационную поддержку и осуществлять финансирование мероприятий программы в пределах предусмотренных комитетам бюджетных средств на соответствующий год.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на председателя Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы Муравьеву И.Н.
Первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
Л.И. Швецова
Приложение 1
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 21 мая 2002 года N 277-РЗМ
Программа
"Московский студенческий педагогический отряд"
на 2002-2004 годы
Наименование | Городская программа "Московский студенческий педагогический отряд" на 2002-2004 годы | |||
Основание для разработки | ||||
Городской заказчик | Правительство Москвы | |||
Основные разработчики программы | 1. Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы | |||
2. Московская Федерация профсоюзов | ||||
3. "МАТИ" - Российский государственный технологический университет им.К.Э.Циолковского | ||||
4. Межвузовский центр проблем развития личности студентов | ||||
Цели программы | - широкое вовлечение студентов и молодежи в социально-значимую деятельность; | |||
- решение вопросов временного трудоустройства студентов; | ||||
- создание постоянно действующей системы подготовки кадров студенческой молодежи для работы в загородных детских оздоровительных центрах, лагерях труда и отдыха; | ||||
- проведение воспитательной работы и организация досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства и учебы | ||||
Задачи программы | - выявление контингента студентов московских вузов, имеющих устойчивый интерес к социально- | |||
- создание условий для профессионального и личностного роста участников движения студенческих педагогических отрядов; | ||||
- организация практической работы студенческих педагогических отрядов с детьми и подростками в оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, по месту жительства и учебы; | ||||
- развитие детского и молодежного движения в городе Москве; | ||||
- координация деятельности студенческих педагогических отрядов Москвы; | ||||
- содействие формированию и развитию традиций движения студенческих педагогических отрядов в Москве; | ||||
- разработка научно-методического обеспечения деятельности студенческих педагогических отрядов, издание научно-методической литературы; | ||||
- разработка проектов и содействие принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность студенческих педагогических отрядов в городе Москве; | ||||
- развитие межрегионального сотрудничества студенческих педагогических отрядов Москвы и субъектов Российской Федерации | ||||
Сроки реализации | 2002-2004 годы | |||
Исполнители основных мероприятий программы | 1. "МАТИ" - Российский государственный технологический университет им.К.Э.Циолковского; | |||
2. Межрегиональное общественное объединение "Содружество студенческих педагогических отрядов" | ||||
Источники финансирования | Бюджет Москвы | |||
Ожидаемые конечные результаты программы | - формирование механизма социального партнерства органов государственной власти и общественных формирований молодежи и студентов в решении социальных проблем; | |||
- удовлетворение общественной потребности в социальном воспитании, профилактике асоциального поведения детей, подростков и молодежи; | ||||
- удовлетворение потребностей студентов в освоении современных социальных, педагогических, управленческих технологий, в целях более полной самореализации, повышения конкурентоспособности на рынке труда; | ||||
- удовлетворение потребности студентов в общественно-значимой деятельности, межличностном общении со сверстниками, участии в работе детских и молодежных общественных объединений; | ||||
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения; | ||||
- содействие удовлетворению кадровых потребностей, сферы отдыха и оздоровления детей и подростков; | ||||
- создание условий для обеспечения временной занятости студентов | ||||
Стоимость и источники финансирования мероприятий программы | Общая стоимость мероприятий программы 3135000 руб., из них: | |||
- бюджетные средства (Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы) - 3000000 руб. | ||||
- привлеченные средства - 135000 руб. | ||||
Организация контроля за исполнением программы | 1. Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы |
Успешность построения демократического социально ориентированного государства во многом определяется степенью личной ответственности и гражданской зрелости молодых россиян, их позитивным участием в реформировании общества.
Существенную и активную роль в этом процессе призвано сыграть студенчество Москвы, характерной чертой которого является наличие высокого уровня профессиональной и личностной культуры, социальной мобильности и адаптивности.
Студенты традиционно имеют высокие жизненные устремления, устойчивый интерес к практическому участию в вопросах преобразования российского общества, обладают обширными контактами с различными поколениями и социальными группами.
Достаточно близкие возрастные характеристики студентов по отношению к младшему поколению, знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психологических состояний, переживаемых детьми и подростками в процессе взросления, позволяет последним более легко, свободно общаться, излагать причины и содержание внутриличностных, школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместно со своим наставником (студентом) искать пути их разрешения; осуществлять внешнюю оценку, "экспертизу" своего поведения, консультирование по самым разнообразным темам и вопросам.
Помимо этого студент - это потенциальный или уже реально действующий лидер детского, молодежного или разновозрастного коллектива, целями деятельности которого является включение ребят в социально полезную и значимую деятельность, организация их интересного развивающего досуга, формирование здорового образа жизни молодежи.
Включаясь в эту работу, студенты, при условии прохождения ими профильной психолого-педагогической подготовки, получают возможность:
- реализовывать и развивать свой воспитательный и личностный потенциал;
- получить дополнительную профессиональную квалификацию;
- более интенсивно включаться в социальные отношения, освоить новые социальные роли;
- приобрести педагогические и психологические знания, умения, навыки;
- существенно повысить свою управленческую компетентность;
- обрести опыт коллективной деятельности, получить возможность практики общения с детьми, подростками и молодежью.
Подобное взаимодействие студентов с детьми является одним из ведущих факторов успешной социализации данных категорий молодежи.
Наиболее эффективным механизмом включения студенчества в социально-педагогическую работу с подрастающим поколением является взаимодействие органов государственного управления, социальных, оздоровительных, образовательных учреждений со студенческими педагогическими отрядами (далее - СПО).
В основе функционирования СПО в современном периоде лежат два основных подхода:
1. Традиционный - формирование студенческих педагогических отрядов в вузах педагогического профиля для прохождения студентами летней практики на базе детских оздоровительных центров.
2. Инновационный - комплексная социально-педагогическая работа с детьми и подростками студентов вузов различного профиля в круглогодичном режиме на добровольной основе.
Одной из таких форм интеграции и содействия развитию студенчества является реализация на базе "МАТИ" - Российского государственного технологического университета им.К.Э.Циолковского программы "Московский студенческий педагогический отряд" (далее - "МСПО").
Программа "МСПО" была разработана в 1999 году и осуществляется при непосредственной поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Московской федерации профсоюзов, Совета профсоюза работников образования и науки Москвы, Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива".
За время реализации программы в ней уже приняло участие более 1500 студентов 48 московских вузов, которые включились в работу с детьми, подростками и молодежью в качестве вожатых детских оздоровительных центров, кружководов, руководителей секций дополнительного образования.
Члены Московского студенческого педагогического отряда осуществляют функции организаторов воспитательной и досуговой работы в летних лагерях труда и отдыха, участвуют в деятельности по формированию и развитию актива учащейся молодежи города, принимают широкое участие в проведении территориальных и городских праздников, фестивалей и иных акций, адресованных детям и молодежи.
Наиболее опытные и подготовленные в профессиональном отношении участники программы работают с воспитанниками детских домов, школ-интернатов и социальных приютов, оказывая ребятам необходимую помощь в освоении образовательных курсов, содействуют формированию и развитию у них навыков самоорганизации, коллективной деятельности и творчества.
Реализация участниками программы такого спектра направлений и форм практической работы была бы невозможна без прохождения ими профильной психолого-педагогической подготовки, которая организована в трех уровнях:
Первый уровень образуют школы, обучение в которых, в соответствии со спецификой избираемой деятельности, должны пройти все члены педагогического отряда:
- Школа молодого вожатого (подготовка вожатых для загородных и городских детских оздоровительных лагерей);
- Школа организаторов досуга детей и подростков (подготовка кружководов и организаторов работы по месту жительства);
- Школа организаторов воспитательной работы и досуга детей и подростков в летних лагерях труда и отдыха.
Второй уровень. В рамках данного уровня действует Школа инструкторов. В ней проходят обучение члены СПО, осуществляющие учебно-методическую работу с молодыми участниками программы.
Третий уровень. Участникам программы предоставляется возможность получить дополнительную, профессиональную квалификацию "Преподаватель" (параллельно с обучением базовой специальности).
Важно отметить, что процесс становления Московского студенческого педагогического отряда одновременно сопровождался формированием системы взаимодействия с молодежными педагогическими коллективами других регионов России. В настоящее время плодотворные творческие и профессиональные контакты установлены со студенческими педагогическими отрядами из 21 субъекта Российской Федерации.
Значительное число мероприятий программы "МСПО" было проведено с непосредственным участием, а также при методической и информационной поддержке региональных студенческих педагогических отрядов, что позволило подготовить условия для формирования единого научного, образовательного и информационного пространства в рамках общественного движения молодежи страны при ведущей роли студенческих коллективов столицы.
Результаты, достигнутые в ходе практической деятельности по реализации программы "МСПО", подтверждают, что программа является эффективно действующей комплексной моделью включения студенчества в процессы общественного развития, организации межведомственного взаимодействия, конкретным примером реализации идей и принципов гуманизма, социального партнерства.
Для дальнейшего комплексного развития движения СПО в Москве необходимо целенаправленное формирование обширного актива участников движения, координация взаимодействия СПО с органами государственной и местной власти, различными учреждениями молодежными и детскими общественными объединениями, расширение направлений, форм и масштабов деятельности СПО, формирование особой высоконравственной внутриотрядной среды.