Основным документом, регламентирующим регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги в г.Москве, является Постановление Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве". В настоящее время в Москве существуют два органа, занимающихся регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения - Региональная межведомственная комиссия по ценовой и тарифной политике (РМВК) и Региональная энергетическая комиссия. Положение о Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы было утверждено Постановлением Правительства Москвы от 25 июня 1996 года N 552. Комиссия является совещательным органом - принимаемые ею решения являются основанием для принятия решения об установлении и введении в действие новых тарифов премьером Правительства Москвы.
В комиссии созданы отраслевые рабочие группы, в т.ч. по вопросам услуг жилищно-коммунального хозяйства. Роль рабочих групп состоит в предварительном рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию РМВК, проведения экспертизы материалов по вопросам ценовой политики, подготовки материалов к заседаниям РМВК, а также осуществления других функций и задач, связанных с ее деятельностью. Персональный состав отраслевых рабочих групп определяется председателем комиссии. Председателем РМВК является заместитель Премьера Правительства Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 установило, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги разрабатываются Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
После обращения регулируемого предприятия в соответствующий отраслевой департамент с заявкой на пересмотр тарифа в рамках рабочей группы происходит предварительное согласование заявки с платежеспособностью потребителей, возможностями бюджета. Одновременно предприятие представляет планы своего развития. После проведения согласования в рамках рабочей группы предложение об утверждении новых тарифов выносится на заседание комиссии. Если комиссия принимает решение рекомендовать новые значения тарифов к утверждению и новые значения тарифов не изменяют ставки оплаты ЖКУ населением, то готовится проект соответствующего распоряжения мэра Москвы. В случае, если изменяются ставки оплаты ЖКУ для населения, то данное решение согласовывается с Думой, и после этого утверждается Мэром Москвы.
Региональная энергетическая комиссия г.Москвы была создана на основании распоряжения Мэра Москвы от 16 июня 2000 года N 648-РМ как самостоятельное юридическое лицо в структуре мэрии Москвы. До этого момента РЭК существовал как структурное подразделение мэрии Москвы. Положение о Региональной энергетической комиссии г.Москвы было утверждено Распоряжением Мэра Москвы от 12 октября 2000 года N 1083-РМ. В компетенции РЭК г.Москвы находится регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), а также размера платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии по сетям организаций, расположенных на территории г.Москвы.
Регламент работы РЭК утвержден Постановлением РЭК от 2 февраля 2001 года N 1. Регламент определяет порядок деятельности РЭК по рассмотрению и утверждению тарифов. В регламенте определяется, что заседания РЭК должны проводиться не реже одного раза в месяц и не могут носить закрытого характера в случае, если в повестку дня включены вопросы по установлению тарифов или по пересмотру действующих тарифов. Последнее положение полностью соответствует требованиям Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в котором (ст.4) в качестве одного из принципов государственного регулирования тарифов определена "открытость, доступность для потребителей и общественности материалов энергетических комиссий по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию". Однако действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность РЭК, не содержат положений, обязывающих РЭК проводить мероприятия по оповещению общественности и потребителей о готовящихся заседаниях и фактически являются закрытыми для общественности, прессы и т.д.
Постановлением РЭК от 11 апреля 2001 года N 20 было утверждено Положение о Наблюдательном (экспертном) совете при Региональной энергетической комиссии г.Москвы. Данный совет является консультативным органом, в состав которого входят представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, ученые и специалисты.
До представления в РЭК заявки на пересмотр тарифа регулируемые предприятия (АО Мосэнерго, ГП Мостеплоэнерго, ГП Мосгортепло, ГП Теплоремонтналадка) согласуют производственную и инвестиционную программу в Управлении топливно-энергетического комплекса мэрии, однако данная процедура никак не регламентирована. РЭК утверждает тарифы на неопределенный срок, что делает бессмысленным утверждение одновременно с тарифами производственной и инвестиционной программ.
При определении величины тарифов на тепловую и электрическую энергию не установлен порядок согласования того, насколько новые тарифы приемлемы для потребителей, а также насколько новые тарифы соответствуют возможностям бюджета. Необходимо доработать процедуру таким образом, чтобы увязывать объем финансовых потребностей предприятий с платежеспособностью населения и возможностями бюджета.
В настоящее время льготы по оплате коммунальных услуг (кроме ТБО) предоставляются за счет ресурсоснабжающих организаций, при этом возмещение выпадающих доходов не предусматривается в бюджете города. Фактически, льготные категории потребителей финансируются за счет реального сектора экономики. Такое положение дел не только не соответствует элементарным принципам социальной справедливости, но и в большинстве случаев незаконно, т.к. источником финансирования льгот должны являться бюджеты соответствующих уровней.
Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2000 года N 1009 напрямую установило, что до принятия на уровне Правительства Москвы нормативного документа, определяющего порядок возмещения за счет средств бюджета выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций от предоставления отдельным категориям граждан предусмотренных законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Москвы льгот по оплате услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, выпадающие доходы жилищных организаций от предоставления гражданам названных льгот компенсируются за счет средств соответствующих ресурсоснабжающих организаций, если нормативными актами Правительства Москвы не установлено иное.
В проекте бюджета города на 2002 год предусмотрены средства на возмещение убытков ресурсоснабжающих организаций от предоставления гражданам льгот.
Московское Правительство использует практику снижения тарифов на отдельные коммунальные услуги (в частности, на водоснабжение и канализацию) для некоторых предприятий или отраслей промышленности города. Периодически выходили постановления правительства Москвы о переводе некоторых предприятий в другую группу потребителей, тарифы для которой являются более низкими. Такие льготы предоставлялись предприятиям легкой промышленности, хлебопекарной промышленности, ОАО "Московский шинный завод" и т.д. Источник возмещения льгот в данных постановлениях не определен, что означает перекладывание этого бремени на других потребителей.
В 1998 году была принята "Программа первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы", в которой в числе прочих мер по регулированию деятельности локальных и естественных монополий предусматривался отказ от политики предоставления льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источника их финансирования. Безусловно, такая мера крайне необходима по целому ряду причин, однако впоследствии было принято несколько документов, в которых либо устанавливались новые льготы, либо продлялось действие старых. В этом случае речь уже может идти не только о непоследовательности (ранее были провозглашены намерения отказаться от предоставления льгот), но и о прямом нарушении уже выпущенных нормативно-правовых актов.
Таким образом, можно выделить ряд положительных и отрицательных моментов, присущих системе тарифного регулирования на жилищно-коммунальные услуги. К положительным следует отнести следующие факторы:
Регулируемые предприятия имеют производственные и инвестиционные программы, которые до утверждения новых тарифов согласовываются с соответствующими отраслевыми департаментами мэрии;
При анализе заявки регулируемого предприятия в рабочей группе РМВК происходит согласование финансовых потребностей предприятия с возможностями населения и бюджета; Заседания РЭК, на которых решаются вопросы установления новых тарифов, не могут быть закрытыми для заинтересованных сторон;
Наблюдательный (экспертный) совет, сформированный при РЭК, способствует снятию разногласий между крупными потребителями и производителями.
К негативным моментам следует отнести:
Сложившиеся процедуры тарифного регулирования (в частности, согласование регулируемыми предприятиями производственных и инвестиционных программ в соответствующих структурных подразделениях мэрии) не регламентированы и не зафиксированы в соответствующих нормативно-правовых актах;
Не определен перечень причин для пересмотра тарифов; Тарифы утверждаются на неопределенный срок, что создает ситуацию экономической неопределенности как для потребителей, так и для регулируемых предприятий;
При согласовании объема финансовых потребностей в рабочей группе не происходит соответствующей корректировки производственных и инвестиционных программ;
При утверждении тарифов в РЭК не проводится согласование финансовых потребностей предприятий с платежеспособностью населения и возможностями городского бюджета;
Заседания РЭК открыты для общественности только формально, механизмы, позволяющие привлечь общественность к процессу рассмотрения и установления тарифов, отсутствуют;
Продолжается практика предоставления льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения для отдельных промышленных потребителей, при этом источник возмещения данных льгот не определен.