Недействующий

О Московской городской программе регулирования миграции на 2002-2004 годы (с изменениями на 26 июля 2005 года) (утратило силу с 07.09.2010 на основании постановления Правительства Москвы от 24.08.2010 N 730-ПП)

Основания и необходимость разработки Программы


Программа разработана Комитетом по делам миграции Правительства Москвы, являющимся правопреемником ликвидированной Миграционной службы Москвы в части функций, выполнявшихся подразделениями Миграционной службы Москвы, содержащихся за счет средств бюджета города Москвы, во исполнение постановлений Правительства Москвы от 29.02.2000 N 154 "О Программе регулирования миграции в г.Москве на 2000-2001 годы" и от 26.12.2000 N 1026 "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2000 год и Программе Правительства Москвы на 2001 год".

Миграция - важный фактор социально-экономического развития Москвы. Благодаря притоку иногородней рабочей силы обеспечена устойчивая работа многих секторов экономики города (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, общая экономическая деятельность и др.) За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне состояние демографической ситуации в городе.

Однако по целому ряду составляющих миграция, особенно незаконная, несет в условиях непростого состояния рынка труда серьезную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности столицы. В результате массового притока в город избыточной рабочей силы нарушается регулирование рынка труда, понижается мотивация работодателей к применению трудосберегающих технологий. Падение доходов населения из-за обесценивания труда ведет к маргинализации отдельных слоев населения и самих мигрантов, сдерживает рост производства товаров и услуг на предприятиях города.

Дисбаланс между притоком мигрантов и возможностью найти работу с достойной оплатой труда, а также несовершенство законодательства, определяющего порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, - важнейшие причины вовлечения мигрантов в противоправную деятельность, криминализации экономической жизни города под влиянием миграции, монополизации отдельных секторов экономики криминальными этническими группировками, роста проституции, попрошайничества, бродяжничества.

Угрозу социально-экономическому развитию Москвы представляет также масштабная эмиграция населения, вызываемая, не в последнюю очередь, негативными последствиями избыточного притока мигрантов в Москву. Эмиграция, развивающаяся на фоне депопуляции, - факт серьезный сам по себе, но особенно в связи с качеством теряемого населения - выезжающие являются, в основном, высококвалифицированными специалистами, оказавшимися невостребованными на отечественном рынке труда. Развитие данного процесса ведет к технологическому отставанию города, невосполнимым потерям в воспроизводстве ее интеллектуального потенциала, упущению возможностей повышения эффективности экономики города.

Серьезный характер угроз, исходящих от миграционных процессов в столице с их значительной нелегальной составляющей, ставят Правительство Москвы перед необходимостью принятия дополнительных мер, направленных на регулирование численности и улучшение структуры притока мигрантов, а также мер по сдерживанию интеллектуальной эмиграции.

Состояние миграционной обстановки в Москве


Миграция населения в Москву включает в себя практически все виды и типы миграционных потоков, различающихся по своим целям, параметрам и динамике развития.

Статистические данные за 2000 год показывают, что Москва продолжает оставаться крупнейшим в России центром миграционного притяжения, в котором роль экономической миграции является превалирующей. Состояние миграционной обстановки в Москве в 2000 году характеризуют следующие данные:

- численность постоянного населения Москвы на начало 2001 года составила 8546 тыс.человек и сократилась по сравнению с 1991 годом на 457 тыс.человек;

- численность "дневного" населения города на сегодня составляет 11,0-11,5 млн.человек, превышая численность постоянных жителей на 2,5-3,0 млн.человек. Ежедневная маятниковая миграция жителей Подмосковья в Москву составляет около 2 млн.человек, из них: 700-750 тыс.человек с трудовыми целями, 600-700 тыс.человек с культурно-бытовыми целями, 60,0 тыс.человек с учебными целями;

- ежедневно в Москву прибывает до 3 млн.человек, в том числе: воздушным транспортом - до 37 тыс.человек, поездами дальнего следования - 115 тыс.человек, пригородными поездами - 640 тыс. человек, автотранспортом - 2090 тыс.человек, из них автобусом - до 150 тыс.человек,; водным в сезон навигации - до 1,0 тыс.человек;

- численность родившихся составила 72,6 тыс.человек, что на 5,7 тыс.человек больше по сравнению с 1999 годом. Численность умерших 130,7 тыс.человек, что на 3,0 тыс.человек больше по сравнению с 1999 годом. Естественная убыль населения в 1992-2000 годах составляла в среднем 66 тыс.человек в год;

- число лиц, прибывших в город на постоянное жительство (по данным Мосгоркомстата), составило 103,3 тыс.человек, что на 1,4 тыс.человек меньше по сравнению с 1999 годом. Численность выехавших (выбывших) составила 36,6 тыс.человек, что на 8,1 тыс.человек меньше по сравнению с 1999 годом. Миграционный прирост населения составил 66,7 тыс.человек. Положительный миграционный прирост в 2000 году компенсировал естественную убыль населения столицы;

- количество вынужденных переселенцев, беженцев, зарегистрированных в Москве, и лиц, вынужденно покинувших республики бывшего СССР, временно пребывающих на территории г.Москвы и имеющих соответствующие документы, составляет 15,0 тыс.человек, в том числе из них: беженцы - 131 человек; лица, вынужденно покинувшие республики бывшего СССР, временно пребывающие на территории г.Москвы и имеющие документы, выданные Биржей труда Мосгорисполкома, Департаментом труда и занятости Правительства Москвы в порядке, установленном распоряжением Премьера Правительства Москвы 31.01.92 N 287-РП, - 9,9 тыс.человек; вынужденные переселенцы - 5,0 тыс.человек;

- прибыло в связи с покупкой жилья 32,1 тыс.человек, в том числе из Московской области - 9,5 тыс.человек; из других регионов России - 17,1 тыс.человек; из стран СНГ - 5,3 тыс.человек;

- зарегистрировано граждан по месту пребывания - 995,5 тыс.человек; в том числе граждан СНГ - 643,3 тыс.человек;

- получили постоянную регистрацию по месту жительства в связи с заключением брака иногородние - около 48 тыс.человек, что в 2,8 раза больше, чем в начале 90-х годов, из них граждане Московской области - 18,9 тыс.человек, других регионов Российской Федерации - 21,7 тыс.человек, стран СНГ - 6,9 тыс.человек, дальнего зарубежья - 452 человека;

- количество лиц, получивших российское гражданство - 15,8 тыс.человек;

- численность зарегистрированной иностранной рабочей силы (далее - ИРС), осуществляющей трудовую деятельность в Москве, составила 64,5 тыс.человек. Подтверждение на право трудовой деятельности в организациях и учреждениях и предприятиях Москвы получили более 37,0 тыс.человек, что не превысило квоты, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.02.2000 N 154, в 50 тыс.человек.

Не уменьшаются объемы незаконной миграции, несущей серьезную угрозу экономической и общественной безопасности, о чем свидетельствуют следующие данные:

- количество задержанных за нарушения паспортных правил и правил регистрационного учета составило 2,1 млн.человек, в том числе граждан СНГ - 998,6 тыс.человек;

- оштрафовано за нарушение порядка привлечения и использования ИРС 513 организаций;

- общее количество лиц, пребывающих в Москве без регистрации, оценивается в 600-800 тыс.человек, из них из дальнего зарубежья 100-150 тыс.человек (в основном из Афганистана, Африки и Юго-Восточной Азии).

Основные цели, направления и задачи


В обозримой перспективе миграционный приток населения в Москву, в виду крайне неблагоприятных демографических реалий, будет являться одним из источников прироста населения в городе. Важно, чтобы этот приток надежно регулировался, отвечал установленным приоритетам социально-экономического развития города, не создавал конфликтных ситуаций, не подрывал благосостояние и безопасность ее жителей.