ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРЕМЬЕР

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 августа 2001 года N 708-РП


О системе учета и регистрации
индивидуальных доз облучения граждан

В целях реализации Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" и постановлением Правительства Москвы от 28.11.2000 N 945 "О мерах по повышению радиационной безопасности населения г.Москвы":

1. Утвердить Систему учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан г.Москвы (приложение 1) и Порядок учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан г.Москвы (приложение 2) .

2. Установить, что Система учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан г.Москвы является составной частью единой Государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан Российской Федерации.

3. Московскому государственному предприятию "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды" (Мос НПО "Радон") осуществлять обобщение, обработку и учет информации об индивидуальных дозах облучения граждан г.Москвы от различных источников облучения.

4. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве, Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы, Комитету здравоохранения Москвы, Головному Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения Российской Федерации и др. организациям, занимающимся сбором и систематизацией сведений о дозах облучения населения (в том числе персонала), направлять информацию в Мос НПО "Радон" в соответствии с утвержденными годовыми формами федерального государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан (постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм федерального государственного наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан", приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2001 N 73 "О ведении государственного статистического наблюдения за дозами облучения пациентов").

5. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве осуществлять контроль за организацией учета и регистрации индивидуальных доз облучения населения.

6. Организациям, указанным в п.4, представлять информацию об индивидуальных дозах облучения населения в федеральные банки данных, предусмотренные в Положении о единой Государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.

7. На основании обобщения и анализа данных полученной информации Мос НПО "Радон" по согласованию с Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве, Головным Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения Российской Федерации ежегодно представлять в Правительство г.Москвы для ознакомления "Заключение об уровнях индивидуальных доз облучения граждан г.Москвы" и необходимые рекомендации.

8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 года N 708-РП

Система учета и регистрации
индивидуальных доз облучения граждан г.Москвы

1. Общие положения

1.1. Система учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан (Система) содержит описание принципов ее создания и функционирования, видов индивидуальных доз облучения граждан, подлежащих контролю и учету, регламентирует порядок осуществления контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.

1.2. Система является составной частью единой Государственной системы контроля индивидуальных доз облучения граждан.

2. Основные цели и задачи

2.1. Основными целями создания системы учета и регистрации доз облучения граждан являются:

- оценка воздействия радиационного фактора на население;

- контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан;

- анализ индивидуальных и коллективных доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех видов источников ионизирующего излучения;

- учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов;

- прогнозирование развития радиационной обстановки и медицинских последствий облучения населения;

- информационная поддержка органов исполнительной власти в принятии решений, направленных на обеспечение радиационной безопасности в связи с изменением радиационной обстановки, включая меры по снижению уровней облучения населения;

- ознакомление общественности достоверной информацией о дозах облучения граждан.

2.2. Основными задачами являются:

- организация и проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан от всех источников излучения, подлежащих учету согласно Нормам радиационной безопасности;

- организация и контроль соблюдения методических, метрологических и технических требований к контролю индивидуальных доз облучения граждан;

- сопряжение контроля индивидуальных доз облучения граждан с контролем радиационной обстановки;

- ведение учета индивидуальных доз облучения граждан на базе единых форм федерального государственного статистического учета;

- ведение баз данных индивидуальных (или среднегрупповых) доз облучения граждан от воздействия различных источников ионизирующего излучения;

- предоставление официальной информации об индивидуальных дозах облучения граждан в органы исполнительной власти и по запросам общественных и других организаций.

3. Контролируемые виды облучения и объекты контроля

3.1. Контролю и учету подлежат:

- индивидуальные дозы облучения, получаемые гражданами при воздействии различных источников ионизирующего излучения и проведении медицинских рентгенорадиологических процедур;

- индивидуальные дозы облучения, обусловленные естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном.

На основании требований Норм радиационной безопасности контролю подлежат уровни облучения:

- персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения;

- населения природными источниками ионизирующего излучения;

- персонала и населения в результате радиационной аварии;

- населения при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3.2. Объектом контроля и учета в зависимости от вида и условий облучения могут быть индивидуальные дозы облучения отдельных граждан, а также среднегрупповые дозы граждан, имеющих сходные условия облучения, близкие производственные и (или) территориальные условия.

3.3. Для определения индивидуальных доз облучения используются:

- прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров;

- расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки, а также полученных с помощью фантомов и счетчиков излучения человека;

- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в облученном организме;

- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по радиационным эффектам в различных материалах.

3.4. Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан проводится на основе единого нормативного, методического, метрологического и информационного обеспечения.

3.5. Применимость данных контроля радиационной обстановки для использования в Системе обеспечивается выработкой унифицированных требований к объему, методам и средствам контроля.

3.6. По мере развития Системы расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки постепенно автоматизируются с использованием методического и программного обеспечения единой Государственной системы контроля индивидуальных доз.

4. Организационная структура системы

4.1. Мос НПО "Радон" осуществляет обобщение и обработку информации об индивидуальных дозах облучения граждан г.Москвы от различных источников излучения.

4.2. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве осуществляет надзор за ведением учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан.

4.3. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) в г.Москве, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГО и ЧС) г.Москвы, Комитет здравоохранения Москвы (Научно-практический центр медицинской радиологии), Головной Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГЦГСЭН) Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Минздрава Российской Федерации и др. организации, занимающиеся сбором и систематизацией сведений о дозах облучения населения (в том числе персонала) представляют информацию в Мос НПО "Радон" в соответствии с утвержденными годовыми формами федерального государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан.

4.4. Сбор первичного материала и ведение баз данных осуществляют организации, перечисленные в п.4.3. Организации-участники имеют доступ к указанным базам данных на взаимной основе. Ежегодно в установленном порядке они представляют информацию об индивидуальных дозах облучения граждан г.Москвы в федеральные банки данных, предусмотренные в Положении о единой Государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан:

- В федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения граждан создаваемого естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозам облучения граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, информацию представляют ЦГСЭН в г.Москве, Мос НПО "Радон", Научно-практический центр медицинской радиологии Комитета здравоохранения Москвы.

- В федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения персонала организаций, подконтрольных Федеральному Управлению "Медбиоэкстрем", информацию представляет ГЦГСЭН Федерального Управления "Медбиоэкстрем".

- В федеральную базу данных по индивидуальным дозам облучения персонала организаций информацию представляет ЦГСЭН в г.Москве.

- В федеральную базу данных Российского Государственного медико-дозиметрического регистра по индивидуальным дозам облучения граждан, получаемым при радиационных авариях, и обобщенным данным облучения населения от различных источников информацию представляют ГУ ГО и ЧС г.Москвы, Мос НПО "Радон", ЦГСЭН в г.Москве, Научно-практический центр медицинской радиологии Комитета здравоохранения Москвы.

4.5. Мос НПО "Радон" использует информацию об индивидуальных дозах облучения граждан при оформлении радиационно-гигиенического паспорта территории г.Москвы.

5. Порядок формирования системы

5.1. Реализация системы учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан г.Москвы осуществляется в два этапа. На первом этапе (2001 год) обеспечивается решение организационных и методических вопросов в реализации системы учета индивидуальных доз облучения граждан на базе существующих в настоящее время форм контроля.

5.2. На втором этапе (2002-2003 годы) осуществляется методическое и техническое обеспечение системы контроля индивидуальных доз облучения граждан с учетом ее специфики.

     

     

Приложение 2
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 6 августа 2001 года N 708-РП

ПОРЯДОК
учета и регистрации индивидуальных доз
облучения граждан г.Москвы

1. В формировании баз данных по индивидуальным дозам облучения граждан, в том числе персонала, принимают участие:

- Мос НПО "Радон";

- Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве;

- Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы;

- Головной Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Минздрава РФ;

- Комитет здравоохранения Москвы (Научно-практический центр медицинской радиологии).

2. Информацию об индивидуальных дозах облучения граждан организации представляют в соответствии с таблицей:

N
п/п

Представляемые материалы

Организация, ответственная за
представление данных

1.


Данные по индивидуальным дозам
облучения граждан от естественных и техногенных радионуклидов

ЦГСЭН в г.Москве
Мос НПО "Радон"

2.


Данные по индивидуальным дозам
облучения граждан от содержания радионуклидов в воде и пищевых продуктах

ЦГСЭН в г.Москве


3.


Данные по индивидуальным дозам
облучения граждан от содержания радионуклидов в строительных материалах

ЦГСЭН в г.Москве


4.


Данные по индивидуальным дозам
облучения граждан от аварийных
загрязнений территории г.Москвы

Мос НПО "Радон"


5.


Данные по индивидуальным дозам
облучения персонала и граждан при рентгенорадиологических исследованиях

НПЦ медицинской радиологии


6.


Данные по индивидуальным дозам
облучения персонала радиационно-опасных и ядерно-опасных
объектов

ГЦГСЭН "Медбиоэкстрем"


7.

Данные по индивидуальным дозам
облучения персонала и граждан
при чрезвычайных ситуациях

ГУ ГО и ЧС г.Москвы,
Мос НПО "Радон"

8.


Средние и среднегрупповые данные по индивидуальной и коллективной дозе облучения персонала

ЦГСЭН в г.Москве,
НПЦ медицинской радиологии,
ГЦГСЭН "Мебиоэкстрем"

9.


Средние и среднегрупповые данные по индивидуальной и коллективной дозе облучения населения

ЦГСЭН в г.Москве,
НПЦ медицинской радиологии,
Мос НПО "Радон"
ГУ ГО и ЧС г.Москвы


3. Первичные материалы представляются в соответствии с годовыми формами федерального государственного статистического наблюдения:

- N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующих излучений";

- N 2-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному облучению";

- N 3-ДОЗ "Сведения о дозах облучения пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических исследований".


Текст документа сверен по:
"Вестник мэрии Москвы",
N 30, август, 2001 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»