Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2000 года N 945


О мерах по повышению радиационной безопасности
населения г.Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 декабря 2016 года N 827-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Срок выполнения настоящего документа переносится на 2003-2005 годы - постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 года N 624-ПП.

____________________________________________________________________


Проблема обеспечения радиационной безопасности населения Москвы тесно связана с историческими и политическими аспектами становления и развития атомной науки и промышленности в стране.

К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий" включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации.

В этих условиях актуальность рассматриваемого вопроса носит важный государственный характер.

Правительство Москвы констатирует, что силами городских организаций: Московского государственного предприятия "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды (МосНПО "Радон"), Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и префектур административных округов проводятся необходимые мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения. Особую роль приобретают непосредственно выполняемые МосНПО "Радон" и Центром госсанэпиднадзора в г.Москве радиационно-аварийные работы, работы по обезвреживанию и удалению радиоактивных отходов (как из Москвы, так и Центрального региона России), радиоэкологический и социально-гигиенический мониторинг, ведение радиационно-гигиенического паспорта территории Москвы, контроль за радиационной безопасностью на объектах, применяющих различные виды источников ионизирующего излучения, за радиационной безопасностью пищевых продуктов и ряд других работ.

Вместе с тем в решении этой проблемы наметились отрицательные тенденции: не проводятся работы по снятию исследовательских реакторов с эксплуатации (Российский научный центр "Курчатовский институт"), недостаточные объемы резервных емкостей для приема и длительного хранения радиоактивных отходов на промплощадке МосНПО "Радон" в Сергиево-Посадском районе Московской области, что может затруднить процесс удаления радиоактивных отходов из Москвы и Центрального региона Российской Федерации. Отсутствует система производственного радиационного контроля на предприятиях пищевой промышленности, строительной индустрии, предприятиях перерабатывающих вторичное сырье и отходы производства. Неудовлетворительное финансирование радиационно опасных работ особенно из федерального бюджета привело к систематическому нарушению исполнения федеральными органами Федерального закона от 03.04.96 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно- опасных производств и объектов". Это снижает уровень радиационной безопасности и технологий обезвреживания радиоактивных отходов. Необходимы замена специальных транспортных средств, переоборудование автоматической системы контроля радиационного фона в Московском регионе, замена устаревшего радиометрического и дозиметрического оборудования МосНПО "Радон" и Центра госсанэпиднадзора в г.Москве, реконструкция инженерно-технологических сооружений и коммуникаций площадки МосНПО "Радон". На основе систем радиоэкологического и социально-гигиенического мониторинга необходима разработка автоматизированной информационной системы оценки доз облучения населения Москвы от различных видов источников ионизирующего излучения, в т.ч. при возможных радиационных авариях.

В целом радиационная обстановка в Москве может быть оценена как удовлетворительная.

Вместе с тем, с учетом объемного насыщения предприятий радиоактивными материалами и радиоактивными отходами, она является потенциально опасной и требует постоянного внимания.

В целях повышения уровня радиационной безопасности населения Москвы Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Комплексную программу "Обеспечение радиационной безопасности населения г.Москвы на 2001-2003 гг." (приложение).

2. МосНПО "Радон":

2.1. До 25.12.2000 осуществить модернизацию действующей системы учета источников ионизирующего излучения в систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".

2.2. Осуществлять координацию работ органов надзора и контроля по учету и ликвидации источников с просроченным сроком эксплуатации, подготовить и утвердить в установленном порядке до 15 января 2001 года план совместных мероприятий на 2001-2003 гг.

3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложению Управления городского заказа Правительства Москвы предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2001-2003 гг. выполнение работ по обеспечению радиационной безопасности населения (приложение, раздел 5 строка "Инвестиционная программа" и раздел 6) в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных управлению.

4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с МосНПО "Радон", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Центром госсанэпиднадзора в г.Москве, Главным управлением ГОиЧС г.Москвы и с привлечением заинтересованных организаций разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы в II квартале 2001 года концепцию проекта закона города Москвы о радиационной безопасности населения.

5. МосНПО "Радон", Центру госсанэпиднадзора в г.Москве, Главному управлению ГОиЧС г.Москвы с привлечением заинтересованных организаций разработать и представить во II квартале 2001 года на утверждение Правительства Москвы проект системы учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан.

6. Предприятиям стройиндустрии, пищевой промышленности, организациям, занимающимся сбором и переработкой вторичного сырья и отходов производства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, завершить до 10.01.2001 согласование планов-мероприятий по проведению производственного радиационного контроля в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил".

7. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, МосНПО "Радон" разработать научно обоснованные нормативы затрат на основные виды работ, выполняемые МосНПО "Радон" в рамках городского заказа, и представить в I квартале 2001 года на утверждение Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.

8. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы подготовить до 15.12.2000 обращение в Правительство Российской Федерации о погашении в 2000 году кредиторской задолженности Минфином России за выполненные МосНПО "Радон" радиационно опасные работы по удалению радиоактивных отходов на федеральных объектах Центрального региона Российской Федерации и предусмотрении в проекте бюджета Российской Федерации на 2001 год финансовых средств для МосНПО "Радон" в размере нормативной потребности на обезвреживание радиоактивных отходов из Центрального региона Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно-опасных производств и объектов".

9. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы доложить в апреле 2001 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

И.о.Премьера Правительства Москвы
В.П.Шанцев

     

     

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 28 ноября 2000 года N 945

Комплексная  программа
"Обеспечение радиационной безопасности
населения г.Москвы на 2001-2003 гг."

Основание для разработки
программы



Федеральный закон Российской
Федерации от 9 января 1996 года
N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
(ст.6 )

Заказчик

Комплекс городского хозяйства

Исполнители

УЖКХиБ, МосНПО "Радон"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости Программы

Комплексная Программа "Обеспечение радиационной безопасности населения г.Москвы на 2001-2003 гг." разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (ст.6).

К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий" включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации. Ежегодно с территории города удаляется более 3000 куб. м радиоактивных отходов (РАО), при этом на ряде объектов в хранилищах, часть которых сооружена в конце сороковых годов, находится более 40 тыс. куб. м РАО. Ежегодно в городе обнаруживается более 60 очагов радиоактивного загрязнения территории.

В этих условиях обеспечение радиационной безопасности населения города является одной из важнейших составляющих экологической безопасности населения Москвы и носит государственный характер.

Проблема радиационной безопасности требует единого и комплексного подхода к разработке и выполнению мероприятий по обеспечению социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и окружающую среду. Это обусловливает необходимость целевой программы с включением в нее всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ.

     

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения г.Москвы, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих профилактических и основных плановых целевых задач:

- проведение мероприятий по улучшению системы учета источников ионизирующего излучения, а также организации контроля за радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

- подготовка и согласование с заинтересованными организациями концепции проекта закона города Москвы о радиационной безопасности населения;

- проведение планового комплексного обследования органами государственного надзора и контроля совместно с МосНПО "Радон" организаций и учреждений, в технологии которых используются радиоактивные вещества;

- осуществление приоритетного удаления с закрытых предприятий и организаций ИИИ с просроченными сроками годности;

- разработка критериев расчета ущерба при несанкционированных выбросах радиоактивных веществ и загрязнении земель;

- регулярный радиационно-экологический мониторинг города и модернизация его систем;

- безопасное функционирование, развитие и совершенствование на основе современных технологий системы сбора, переработки и долговременного контролируемого хранения РАО в течение не менее 300 лет;

- повышение качественного и количественного уровня готовности радиационно-аварийных служб к выполнению задач по ликвидации очагов аварийного загрязнения на территории города;

- совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами;

- разработка городской системы учета и контроля источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов, совершенствование автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Москвы;

- разработка необходимой нормативно-правовой базы;

- совершенствование системы охраны труда, реабилитации и системы медицинского обслуживания персонала, а также оказания специализированной медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных аварий;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров.

     

3. Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского и федерального бюджетов. Объем финансирования Программы составляет 7423, 975 млн. руб. Мероприятия Программы и их финансирование представлены в разделе 5 и 6.

     

4. Социально-экономическая эффективность программы

Достигается следующий социально-экономический эффект от реализации Программы:

- улучшается радиационно-экологическая обстановка на территории г.Москвы;

- снизятся прямые и косвенные экономические потери в результате исключения вероятности возникновения радиационных аварий. Так предотвращенный годовой экономический ущерб от реализации Программы составит около 77800000 тыс. руб.;

- уровень облучения населения, проживающего в районах потенциальных очагов радиоактивного загрязнения, за счет их ликвидации, будет снижен на 15%;

- будет обеспечено дальнейшее снижение уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

5. Основные направления Комплексной программы "Обеспечение радиационной безопасности населения г.Москвы на 2001-2003 годы"  

     
Особо радиационно опасные работы

N
п/п

Наименование работ

Объем

Затраты, млн.руб.

Предполагаемая потребность в финансировании
из:



Ед. изм.

Кол-во

2001 год

2002 год

2003 год

Всего

федерального бюджета

бюджета г.Москвы

внебюджетных источников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Прием, транспортирование, переработка, захоронение, длительное хранение РАО

куб.м

15068,0

1687,2

1757,5

1898,1

5342,8

3293,5

604,2

1445,1

2.

Радиационно-аварийные работы, в том числе по дезактивации выявленных очагов радиоактивных загрязнений

тыс. кв.м

875,0

178,6

189,3

200,7

568,6

-

568,6

-

3.

Радиационно-экологический мониторинг радиац. обслед. объектов

кв.км

1031

417,5

434,2

451,6

1303,3

1093,3

210

-

4.

Разработка нормативно-правовой базы



0,59

0,35

0,16

1,1

-

1,1

-

5.

Инвестиционная программа

млн.руб.

208,175

25,0

90,0**

93,175**

208,175

-

208,1

-


ИТОГО:



2308,89*

2471,35

2643,735

7423,97***

4386,91

1592,0

1445,06

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»