МЭР   МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 июля 2001 года N 715-РМ


О разработке Комплексной программы
движения Москвы к информационному обществу

(с изменениями на 6 августа 2002 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 482-ПП;

постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 года N 609-ПП.

____________________________________________________________________



В целях развития информационного общества в Москве и обеспечения комплекса мер по развитию городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, совершенствованию нормативно-правовой базы:

1. Утвердить представленную Департаментом экономической политики и развития г.Москвы Концепцию движения Москвы к информационному обществу (приложение 1).

2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 482-ПП и от 6 августа 2002 года N 609-ПП - см. предыдущую редакцию.

     

3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 482-ПП и от 6 августа 2002 года N 609-ПП - см. предыдущую редакцию.

     

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 года N 715-РМ

КОНЦЕПЦИЯ
движения Москвы к информационному обществу

Резюме

Сущность информационного общества.

Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:

* Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

* Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.

* Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации.

* Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации.

* Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Мегаполисы в информационном обществе.

Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережающими темпами растет информационная индустрия, высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриальные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.

Возможности и риски информационного общества.

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.

Разработка программ движения к информационному обществу.

Именно в силу сказанного информационное общество стало политической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.

Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 году. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.

Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 года был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 году МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы.

Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные по областям цели перехода к информационному обществу.

Видение будущего для Москвы.

Авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:

* городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;

* городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;

* городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;

* центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;

* городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.

Цели перехода Москвы к информационному обществу.

Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:

* формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г.Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;

* совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;

* содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);

* создание условий для приоритетного развития и п овышения экспортных возможностей информационной индустрии города;

* формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города;

* формирование эффективной московской региональной инновационной системы;

* преодоление информационного неравенства.

В ряде случаев выделены цели третьего уровня конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.

Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу.

Нельзя не заметить, что многие тенденции современного информационного общества характерны и для Москвы. Основные условия для этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно-технической и научно-образовательной деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана достаточно развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Москва занимает первые места в России по обеспеченности домов и рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сотовой связи и доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциалы федеральных органов государственной власти. Следует также иметь в виду, что Москва - крупнейший мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом пространстве и информационном сообществе.

В ходе движения Москвы к информационному обществу следует стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах.

Направления действий.

В предлагаемом документе выделено шесть стратегических направлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения к информационному обществу:

1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества.

2. Развитие информатизации городского управления.

3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности в г.Москве.

4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города.

5. Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы.

6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г.Москве.

Каждое стратегическое направление деятельности детализировано рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются конкретные действия Правительства Москвы, основанные на законодательно закрепленных инструментах городской политики (городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагаются также первоочередные мероприятия по реализации основных положений настоящей концепции.

Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному обществу.

Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы как "информационного города". Основной задачей концепции является разработка основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, обеспечивающей движение к информационному обществу. На основе концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве базовых компонентов информационного общества, включающая в себя программные разработки по всем приоритетным направлениям.

1. Введение: формирование глобального
информационного общества - вызов времени

В последнее десятилетие Россия осуществляет несколько фундаментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому демократическому обществу, от государственной плановой экономике к рыночной, от индустриального общества к информационному. Внимание российской прессы, политиков и общественности сосредоточено в основном на первых двух переходах, вызвавших драматические перемены в стране и существенно изменивших условия жизни и хозяйственной деятельности. В политических документах разного уровня практически не рассматриваются вопросы перехода к информационному обществу. Вместе с тем, этот переход, который совершают сегодня и другие страны, существенно затрагивает цивилизационные основы жизни всего человечества и бросает не менее серьезный вызов личности, корпорации и государству с точки зрения адаптации и выработки адекватной стратегии поведения. По мнению известного испано-американского социолога М. Кастелса для России переход к информационному обществурешающий, его нельзя отложить до того, как окончательно осуществляться остальные переходы. Более того, без его успешного осуществления невозможно решить главную задач российских реформ вхождение в сообщество экономически развитых демократических государств в качестве полноправного участника. Задача предлагаемого документа - сформулировать концептуальные основы стратегии движения Москвы в информационное общество.

1.1.Сущность информационного общества

Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества:

1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития.

2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики.

3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональную, но и бытовую.

4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его "информационным" (Й.Масуда, Д.Белл, О.Тоффлер) или "обществом знания" (П.Дракер), или обществом, основанным на "информационной экономике" или "экономике знания" (М.Порат). В информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций (М.Портер) и налаженной системы непрерывного образования.

Несколько факторов обуславливают происходящие изменения:

* Окончательно оформившаяся где-то в середине ХХ века тесная связь науки и технических разработок, повлекшая за собой резкий рост динамики производства и появление наукоемких технологий.

* Глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы, локальный характер.

* Колоссальное усложнение всей экономической, политической, военной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»