Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

     
от 27 апреля 2001 года N 20

     

О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

(с изменениями на 9 июля 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 мая 2005 года
на основании закона Москвы
от 13 апреля 2005 года N 12

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 12 сентября 2001 года N 36 (Тверская, 13, N 42, 17-23.10.2001);

Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 06.08.2003).

____________________________________________________________________

          

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает правовые основы образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

     

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

а) содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и охраняемых законом интересов во всех сферах жизнедеятельности;

б) организация контроля за предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

в) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;

г) организация работы по выявлению и реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, входящих в группу социального риска, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, учет данных категорий лиц;

д) в пределах своей компетенции выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

е) координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

ж) рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает установленная законом ответственность;

з) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами;

и) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних;

к) иные задачи, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами города Москвы.

     

Статья 2. Законодательство о комиссиях по
делам несовершеннолетних и защите их прав


Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на Конституции Российской Федерации, Уставе города Москвы, Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законе города Москвы "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве", а также иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах города Москвы.

     

Статья 3. Принципы деятельности комиссий по
 делам несовершеннолетних и защите их прав


Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципах:

а) законности;

б) гуманного обращения с несовершеннолетними;

в) сохранения конфиденциальности информации;

г) поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

д) ответственности родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

     

Статья 4. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют:

а) Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

б) окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании*.

________________

* Здесь и далее по тексту с 17 августа 2003 года слова "районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав" в соответствующих числе и падеже заменены словами "комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании" в соответствующих числе и падеже - Закон Москвы от 9 июля 2003 года N 49.


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородских муниципальных образованиях наделяются полномочиями районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию).

При необходимости решением муниципального Собрания по представлению Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании может быть образовано более одной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (часть дополнительно включена с 17 августа 2003 года на основании Закона Москвы от 9 июля 2003 года N 49).

     

Статья 5. Образование и состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется Мэром Москвы в соответствии с настоящим Законом. Численный и персональный состав Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Мэром Москвы в соответствии с законодательством. Председателем комиссии является Вице-мэр Москвы или первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию).

Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется префектом административного округа. Численный и персональный состав окружной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется префектом административного округа по согласованию с Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Численный и персональный состав окружной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не может быть менее трех человек. Председателем комиссии является заместитель префекта.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании образуется муниципальным Собранием. Численный и персональный состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании не может быть менее трех человек (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию).

В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, специалисты, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.

На принципах добровольности и равноправия в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании могут входить представители органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Количество штатных работников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании определяется из расчета один работник на пять тысяч несовершеннолетнего населения на подведомственной территории, но не менее трех человек.

Указанные сотрудники являются муниципальными служащими (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию).

     

Глава 2. Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

     

Статья 6. Основные направления деятельности комиссий
 по делам несовершеннолетних и защите их прав

____________________________________________________________________

В статье 6 настоящего Закона с 17 августа 2003 года исключена нумерация частей - Закон Москвы от 9 июля 2003 года N 49.

____________________________________________________________________     


Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

а) координирует деятельность специализированных городских органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) контролирует, направляет и координирует деятельность окружных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородских муниципальных образованиях, оказывает им методическую помощь, обобщает и распространяет опыт их работы (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию);

в) разрабатывает проект и контролирует реализацию городской программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) принимает участие в разработке правовых актов и программ защиты прав и охраняемых законом интересов, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции контролирует их реализацию;

д) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

а) координирует на территории округа деятельность специализированных окружных органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) контролирует, направляет и координирует деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородских муниципальных образованиях, оказывает им методическую помощь, обобщает и распространяет опыт их работы (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию);

в) разрабатывает проект и контролирует реализацию окружной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) принимает участие в разработке правовых актов органов исполнительной власти города Москвы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании:

а) осуществляет полномочия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию);

б) рассматривает решение органа управления образовательного учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из образовательного учреждения и принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству;

в) рассматривает материалы и принимает решения о постановке на учет в подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности города Москвы несовершеннолетних лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, по представлению администрации этих учреждений; несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; несовершеннолетних лиц, освобожденных из воспитательных колоний;

г) разрабатывает проект и контролирует реализацию муниципальной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию);     

д) принимает участие в разработке правовых актов управы района и органов местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 2003 года Законом Москвы от 9 июля 2003 года N 49, - см. предыдущую редакцию);     

е) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

ж) в установленном законом порядке организует контроль, обследование и проверки условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

з) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

и) принимает решения:

- о направлении несовершеннолетних с проблемами в обучении и поведении с согласия родителей (законных представителей) и согласия несовершеннолетних, достигших возраста пятнадцати лет, в реабилитационные учреждения различных видов и типов;

- о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа (при наличии ходатайства администрации), освободившимися из мест лишения свободы;

- о направлении материалов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних в суд в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

к) вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»