Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2001 года N 262-ПП


О Концепции дальнейшего развития
местного самоуправления в городе Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу с 7 сентября 2010 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 24 августа 2010 года N 730-ПП

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 228-ПП

____________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве (приложение 1) и до 10 апреля 2001 года внести ее на согласование в Московскую городскую Думу.

2. Утвердить план первоочередных законопроектных работ по реализации Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве (приложение 2).

3. Руководителям комплексов городского управления, префектам административных округов подготовить и представить в течение двух недель в Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления предложения по конкретизации полномочий, передаваемых органам местного самоуправления (разделы 3, 4 Концепции), и мероприятия по их реализации.

4. Комитету территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления в срок до 15 мая 2001 года подготовить на основе предложений руководителей комплексов городского управления, Департамента финансов г.Москвы, префектов административных округов (п.3) проект Плана мероприятий поэтапной реализации Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве и представить его на утверждение Премьера Правительства Москвы.

5. Комплексу экономической политики и развития г.Москвы:

5.1. Совместно с комплексами городского управления и Департаментом финансов г.Москвы в III квартале 2001 года разработать нормативы минимальной бюджетной обеспеченности реализации полномочий районных Управ в соответствии с Концепцией дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве.

5.2. При формировании проекта бюджета города Москвы на 2002 год определить конкретные виды доходов бюджета города, направляемые на реализацию полномочий, передаваемых районным Управам.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А.В.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 20 марта 2001 года N 262-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
дальнейшего развития местного самоуправления
в городе Москве

     

1. Основные итоги

Одним из главных направлений реформирования системы управления городом, которое проводится в Москве с 1991 года, является последовательное утверждение принципов самоуправления. В прошедший период в рамках двойного статуса городских органов власти (государственного и местного) и двухуровневой организации местного самоуправления, предусмотренных Уставом города Москвы, создана правовая база функционирования местных органов власти, уточнены границы территориальных образований, проведено в основном распределение функций и полномочий на уровнях: город административный округ - район. При этом был реализован принцип соразмерности полномочий местных органов власти финансовым ресурсам, которые находятся в распоряжении районной администрации с учетом конкретных социально-экономических условий.

С введением в 1997 году института советников и формированием районных Собраний фактически началось функционирование важной составляющей части местного самоуправления - представительных органов власти районов. Постепенное расширение их полномочий дало возможность накопить полезный опыт самоуправления, дальнейшее развитие получила инициатива населения.

Решены вопросы муниципальной службы. В большинстве своем активно работают территориальные органы, создана и действует система подготовки кадров руководителей и специалистов для районного уровня. В целом районные управы стали элементом стабильности в управлении городом.

Развитию местного самоуправления в городе способствовал принятый с учетом законодательной инициативы московских органов власти Федеральный закон "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 17 марта 1997 года N 55-ФЗ.

В настоящее время созданы все предпосылки для перехода к новому этапу осуществления местного самоуправления на территории города, основными чертами которого должны стать: сосредоточение функций местного самоуправления в полном объеме на районном уровне, обеспечение финансовых и материальных условий для его функционирования, самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления за решение задач, определенных законами города в рамках федерального законодательства с учетом особенностей Москвы как города федерального значения и столицы Российской Федерации. Реализация нового этапа должна способствовать повышению уровня решения местных вопросов, усилению потенциала районной власти. При этом не должно быть нанесено какого-либо ущерба управляемости городом, единству городского хозяйства.

2. Исходные положения

Органы власти города утрачивают двойной статус и осуществляют свои полномочия только как органы государственной власти. Все вопросы, имеющие общегородское значение и влияющие на сохранение единства городского хозяйства, включаются в предметы ведения города (статья 15 Устава города) и подлежат решению органами государственной власти Москвы.

Сложившееся территориальное деление города сохраняется.

В соответствии с федеральным законодательством Москва как городское поселение является муниципальным образованием, в котором выборные городские органы местного самоуправления не создаются. Органы местного самоуправления в городе Москве формируются во внутригородских муниципальных образованиях, которые образуются в границах районов города.

Меняется правовой статус районных управ - из органов, выполняющих функции органов местного самоуправления, они становятся органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предметы ведения внутригородского муниципального образования, объекты собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами города Москвы.

Таким образом, система местного самоуправления в городе приводится в соответствие с федеральным законодательством.

Принципиально новым в предлагаемой модели самоуправления является установление предметов ведения органов местного самоуправления и формирование бюджетов муниципальных образований (районов города).

     

3. Предметы  ведения органов местного самоуправления в районах

С учетом накопленного опыта и исходя из требований статьи 132 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к предметам ведения относятся вопросы местного (районного) значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, и отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с законом города. Вопросы местного значения, в основном,уже определены законами города. Предлагается их в целом сохранить, уточнив виды и содержание работ и услуг.

К вопросам местного значения могут быть отнесены:

Установленные Федеральным законодательством -

1. Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством.

2. Организация и осуществление опеки и попечительства, в том числе над детьми, оставшимися без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством и законами города.

3. Обеспечение права жителей района на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, в референдумах.

Установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", законами города -

4. Принятие и изменение Устава внутригородского муниципального образования, контроль за его соблюдением.

5. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.

6. Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в собственности или в ведении района.

7. Принятие планов и программ развития муниципального образования.

8. Организация и содержание муниципальных архивов.

9. Участие в планировке и застройке территории района в порядке, установленном законом города.

10. Создание условий для строительства жилищных и социально-культурных объектов на территории района.

11. Обеспечение санитарного благополучия населения муниципального образования, уборка и вывоз бытовых отходов.

12. Благоустройство, ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий.

13. Организация работы по сбору и вывозу брошенного и разукомплектованного автомобильного транспорта, производство работ по ликвидации самовольно построенных гаражей и автостоянок, решение вопросов размещения металлических тентов.

14. Участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.

15. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

16. Организация праздничных и других зрелищных мероприятий.

17. Организация внешкольной, культурно-воспитательной работы с детьми и подростками на территории района, организация и содержание детских муниципальных учреждений.

18. Содействие в работе центров социальной защиты, учет нуждающихся в социальной поддержке, оказание социальной помощи нуждающимся за счет средств местного бюджета, содействие благотворительности.

19. Учреждение муниципальных организаций и предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

20. Организация общественных работ, осуществление других мероприятий, способствующих занятости населения, за счет средств местного бюджета.

21. Содействие работе органов охраны общественного порядка на территории района.

22. Сохранение памятников истории и культуры местного значения.

23. Организация и содержание районной информационной службы.

24. Создание условий для деятельности местных средств массовой информации.

25. Содействие созданию кондоминиумов, территориальных общин, реализации городских жилищных программ.

26. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и оказание им содействия в решении жилищных вопросов.

27. Организация регистрации животных, площадок для выгула собак.

28. Укрепление материально-технической базы районных управ.

29. Проведение научных работ, включенных в районные программы.

30. Взаимодействие с общественными организациями, разработка и реализация социально значимых программ для населения за счет собственных средств.

31. Участие в реализации принципов социального партнерства на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования.

32. Создание условий для развития органов территориального общественного самоуправления.

  

4. Государственные полномочия (полномочия города Москвы),
которыми могут быть наделены органы местного самоуправления

1. Текущий ремонт и эксплуатация городского жилого и нежилого фонда, расположенного на территории муниципального образования.

2. Ремонт и эксплуатация дорожных покрытий, за исключением дорог городского значения.

3. Текущий ремонт и эксплуатация объектов социальной сферы.

Могут быть рассмотрены также вопросы наделения районных управ полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда и объектов социальной сферы.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета. Наделение государственными полномочиями (полномочиями города) производится законами города с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий. Реализация переданных полномочий подконтрольна государственным органам власти. Городской орган власти вправе оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления по делегированным полномочиям как с точки зрения законности, так и с точки зрения эффективности, а также осуществлять контроль за целевым использованием материальных и финансовых ресурсов, переданных для осуществления этих полномочий. Условия и порядок контроля устанавливаются законом города Москвы.

5. Бюджет муниципального образования

Наличие бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления. В настоящее время в городе имеется законодательство о финансовых ресурсах района и созданы достаточно насыщенные целевые бюджетные фонды развития территорий района.

Формирование местного бюджета осуществляется администрацией района совместно с представительным органом местного самоуправления в соответствии с предметами ведения муниципального образования.

Бюджеты районов формируются в порядке, установленном законами города Москвы, определяющими источники доходов этих бюджетов и полномочия, передаваемые муниципальным образованиям. Законом города Москвы о бюджете могут предусматриваться дотации из городского бюджета для выполнения районными управами передаваемых функций. Порядок формирования и исполнения районных бюджетов осуществляется по единой методологии, определяемой Бюджетным кодексом Российской Федерации и соответствующими законами города Москвы.

Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов возлагается на Московское городское казначейство.