Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2001 года N 241-ПП


О Концепции проведения в г.Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 апреля 2012 года N 132-ПП
____________________________________________________________________

В связи с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2000 года N МК-П2-32725 о подготовке и представлении в Правительство Российской Федерации предложений по вопросу проведения в г.Москве в 2010 году на территории Всероссийского выставочного центра Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 (далее - ЭКСПО-2010) в г.Москве в 2010 году, согласно приложению.

2. Определить государственным заказчиком по выполнению предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы.

3. Возложить на Департамент экономической политики и развития г.Москвы функции инвестора по выполнению предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010.

4. Возложить на Москомархитектуру функции генерального проектировщика по выполнению предпроектных работ по подготовке ЭКСПО-2010.

5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы начиная с 2001 года по заявкам государственного заказчика предусматривать в инвестиционных программах финансирование предпроектных работ.

6. Рекомендовать Дирекции ЭКСПО-2010 ГАО ВВЦ обеспечивать своевременное представление необходимых исходных материалов и документов государственному заказчику и генеральному проектировщику для выполнения предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010.

7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы осуществлять финансирование предпроектных работ после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении ЭКСПО-2010 в г.Москве.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 13 марта 2001 года
N 241-ПП

Концепция
проведения Всемирной универсальной выставки
ЭКСПО-2010 в г.Москве

Технико-экономический прогноз

     

Введение

Настоящий прогноз составлен на основании Распоряжений Председателя Правительства Российской Федерации N МК-П2-32725 от 25.12.2000 года и Премьера Правительства г.Москвы N 920-РП от 15.09.2000 года.

Цель данного документа - представить основные характеристики и особенности Всемирной универсальной выставки и спрогнозировать ее возможные экономические параметры в объеме, достаточном для приема руководством страны политического решения о подаче в Международное Бюро Выставок (МБВ) официальной заявки от Российской Федерации на регистрацию ЭКСПО-2010 в Москве.

На основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации, данные, приведенные в настоящем документе, должны быть подвергнуты дополнительному анализу и уточнению в ходе подготовки к представлению их в МБВ.

После принятия МБВ решения о регистрации, в соответствии с Парижской конвенцией (1928 год) о международных (всемирных) выставках, страна-организатор имеет возможность в течение последующих 4-х лет провести дополнительные исследования и в случае неблагоприятных выводов отказаться от проведения ЭКСПО.

В случае приема позитивного для России решения МБВ на базе данного документа было бы целесообразно разработать соответствующую федеральную целевую программу "ЭКСПО 2010".

В прогнозе учтены замечания, сделанные структурами Правительства Российской Федерации и Правительства г.Москвы и экспертами.

Следует отметить, что большая часть данных, использованных в расчетах, является прогнозными на среднесрочную (9-10 лет) перспективу или оценками, основанными на опыте всемирных выставок за последние двадцать лет. Базовые показатели прогноза существенным образом не изменятся, если в течение указанного срока не произойдет каких-либо макроэкономических сдвигов радикального характера, не предусмотренных существующими прогнозами.

При подготовке настоящего технико-экономического прогноза в качестве базовых источников были использованы материалы, список которых приведен в конце документа.

     

     

Значение ЭКСПО-2010 для развития экономики России

Роль всемирных универсальных выставок ЭКСПО
в международном экономическом и политическом процессе

В последние десятилетия в мире все большую силу набирают процессы глобализации. Они снижают значение межнациональных и страновых барьеров и консолидируют региональные товарные и финансовые рынки в общемировые, доступ к которым открыт из любой страны. Объединение рынков повышает уровень конкуренции на них и вынуждает практически всех сколько-нибудь значительных производителей продукции ориентироваться на мировой рынок, диктующий стандарты и цены.

Другой стороной глобализации является качественное увеличение объемов свободного капитала и его мобильности. Колоссальные финансовые ресурсы, которые могут быть в короткое время мобилизованы практически в любом месте и почти столь же быстро выведены оттуда, все больше определяют регионы и темпы экономического роста. Это заставляет национальные экономики конкурировать за межнациональные ресурсы.

Важную роль здесь, как и на любом рынке играет способность представить свои преимущества потенциальному контрагенту и партнеру. В этом смысле в мировой экономике велика роль выставочной деятельности, которая осуществляет эти функции самым эффективным образом.

Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы (в т.ч. США, Германия Франция, Италия и др.) вкладывают все больше средств как в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса, так и в участие своих предприятий в выставках за рубежом.

Среди многочисленных международных выставок особое место занимают Всемирные универсальные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами своих достижений и новейших разработок в самых различных областях человеческой жизни. С этой точки зрения, Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов.

Существенной особенностью является то, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей Всемирных универсальных выставок достигает нескольких десятков миллионов человек, в них принимают участие более сотни стран мира и международных организаций.

Особенно сильный эффект от решения политических, а также имиджевых задач достигается страной-организатором Всемирной универсальной выставки, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения Всемирной выставки страна завоевывает авторитет, который затем может быть трансформирован в завоевание позиций на мировых рынках.

В этом контексте ЭКСПО можно рассматривать как глобальную рекламную кампанию, ориентированную на универсальную аудиторию.

Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной коммерческой эффективности для организаторов не являются приоритетными.

Статистика всех проведенных Всемирных универсальных выставок ЭКСПО свидетельствует, что расходы государства-организатора на создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе окупаются частично уже в ходе подготовки и проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном послевыставочном эффекте.

Значение выставки для России

Рассматривая перспективу проведения выставки ЭКСПО-2010 в России, необходимо, прежде всего, понимать контекст, в котором она будет проходить, и те основные цели и задачи, которые ставят перед собой ее организаторы.

К 2010 году в России должен в основном завершиться процесс перехода к рыночной экономике, а также сопутствующие ему институциональные и политические изменения. В итоге Россия предстанет в облике страны, преодолевшей сложный переходный период и способной осуществлять крупные международные проекты.

Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит продемонстрировать мировому сообществу результаты экономических преобразований, достижения демократии, многонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укрепить престиж страны.

Благоприятные экономические и политические последствия организации ЭКСПО будут ощущаться в течение примерно пятнадцати лет (с начала официального объявления о проведении выставки и спустя 5-7 лет после ее закрытия). Не случайно за право организовать Всемирные выставки идет напряженная борьба между государствами-претендентами, подобно борьбе за право принимать у себя Олимпийские игры.

Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных достоинств страны в целом, создании конкурентных преимуществ, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей российской экономики или отдельных предприятий.

В первую очередь проведение выставки ЭКСПО-2010 создаст прекрасный событийный повод для качественного роста туризма, который принесет наибольшие поступления в бюджет и в российскую экономику в целом. Позитивное влияние ЭКСПО-2010 на поток туристов проявится за несколько лет до проведения выставки и продлится далеко за 2010 год. Было бы непростительным упустить возможность одновременного стимулирования туризма, выставочно-ярмарочной деятельности и сопутствующих секторов экономики.

Следует также помнить о большом положительном эффекте, который окажет реализация подобного проекта на инвестиционную привлекательность России. Уже в ходе подготовки Всемирной выставки для инвесторов открываются широкие возможности. Как показывает зарубежный опыт, особенно большое позитивное влияние ощущается в этот период в сфере строительства, производства стройматериалов и конструкций.

Проведение выставки привлечет в страну дополнительный поток туристов, стимулируя легкую промышленность, производство продуктов питания и сферу услуг, которые становятся привлекательными объектами для инвестирования.

Наконец, проведение в России Всемирной выставки является одним из наиболее эффективных средств демонстрация возможностей страны и ее экономического потенциала.

Положительное воздействие окажет выставка и на Москву. Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расширится материально-техническая база выставочной деятельности, будут созданы тысячи рабочих мест.

Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к проведению выставки, в дальнейшем, безусловно, будут использованы в интересах города и страны в целом.

В результате проведения выставки ЭКСПО-2010 Россия получит в лице ВВЦ выставочный комплекс мирового класса, способный проводить выставки любого уровня и ежегодно приносящий в бюджет примерно 500 млн. долл. США. На базе реконструированных павильонов будут созданы тематический парк, расширена и наполнена новым содержанием рекреационная зона, все регионы России получат возможность демонстрировать свои достижения.

Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от осуществленных капиталовложений, отдачу, которая позитивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, где предполагается проведение Выставки, не только на экономический потенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России.

     

     

Требования международного бюро выставок

Место проведения выставки

Международное бюро выставок предъявляет следующие требования к определению места проведения Выставок:

- Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны максимально обеспечивать сокращение риска загрязнения окружающей среды, сохранение и приумножение зеленых насаждений, стать органичной частью программы развития градостроения,

- Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны эффективно использоваться после выставки.

За почти 150-летнюю историю Всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки в Москве было бы весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположенного на двух континентах: Европы - с ее экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни населения и Азии - с ее богатейшими ресурсами и населением, составляющим половину жителей планеты.

Москва - это мегаполис с почти десятимиллионным населением, ежедневно принимающий дополнительно около 2 млн. чел. Столица России - крупнейший мировой центр образования, науки и культуры с богатейшей историей и традициями, развитой инфраструктурой.

Москва имеет огромный опыт проведения различного рода массовых мероприятий, в т.ч. и мирового уровня. Она была столицей XXII Олимпийских игр, дважды принимала у себя Всемирные фестивали молодежи и студентов, различные международные форумы и фестивали с большим числом участников.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что Москва обладает уникальным (не только в России) выставочным комплексом ВВЦ, огромный потенциал которого при организации ЭКСПО-2010 может быть реализован ценой относительно небольших затрат.

Территория ВВЦ является наиболее благоприятным во всех отношениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО.

Удачное расположение территории ВВЦ вблизи центра Москвы с удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с прилегающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевским парком, телецентром эффективно решает задачу по дальнейшему развитию данной территории путем создания оригинального и многофункционального выставочно-рекреационного комплекса.

Современный статус ВВЦ как государственного акционерного общества, в котором 69% акций является федеральной собственностью, а 31% принадлежит Москве, весьма удобен с учетом того, что бюджетные источники финансирования Выставки будут иметь решающее значение, особенно на начальном этапе ее подготовки.

Существующие программы развития города предусматривают реконструкцию как самого комплекса ВВЦ, так и городской инфраструктуры, необходимой для проведения Всемирной выставки.

Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в г.Москве [2] предусматривает развитие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения. Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в существенной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероприятия, как Всемирная универсальная выставка ЭКСПО.

В Программу развития туризма в г.Москве на период до 2010 года [3] включены затраты на развитие городской инфраструктуры, гостиничного хозяйства, транспорта, которые в существенной степени могут обеспечить решение вопросов, связанных с подготовкой города к приему посетителей ЭКСПО-2010. Для обеспечения туристического обслуживания ЭКСПО 2010 следует лишь незначительно увеличить мощности по сравнению с уже планируемым их развитием.

Кроме того, расходы на развитие инфраструктуры Москвы так или иначе заложены и в других городских программах, в частности в Генеральном плане развития г.Москвы до 2020 года. По принятию решения о проведении ЭКСПО-2010 в Москве необходимо провести работу по согласованию и корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы с учетом мероприятий, необходимых для проведения ЭКСПО-2010.

Тема выставки

Инициатива в отношении определения темы принадлежит стране, организующей Выставку, но решение принимается Международным бюро выставок, которому необходимо достаточное и убедительное обоснование выбранной темы.

Международного бюро выставок сформулировало несколько предварительных требований, которые должны лежать в основе выбора и концептуальной цели Выставки. В частности, тема Выставки должна:

- быть актуальной, а не связанной исключительно с прошлым,

- вызывать большой интерес потенциальных участников и будущих посетителей,

- обеспечивать простор для размышлений и современных предложений (Выставки только тогда значительны, когда они впитывают и выражают мысли и идеи, актуальные для соответствующего времени, отражают его специфику и связаны с будущим),

- быть гибкой, предоставляя возможность найти формы своего участия как можно большему количеству стран разных по своему потенциалу,

- связывать глобальную природу международной жизни с ее конкретными действиями в современности,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»