Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРЕМЬЕР

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 сентября 2000 года N 920-РП


О подготовке материалов по вопросу проведения в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 апреля 2012 года N 132-ПП
____________________________________________________________________

В целях подготовки необходимых материалов Правительством Москвы по проведению в Москве в 2010 году на территории ГАО ВВЦ Всемирной универсальной выставки ЭКСПО и внесения их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, в соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности от 25 июля 2000 года:

1. Одобрить и принять за основу концепцию целесообразности проведения в Москве Всемирной выставки ЭКСПО, подготовленную в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 09.11.99 N 1083-РП "О подготовке концепции проведения в Москве Всемирной выставки "ЭКСПО-2003" (приложение).

2. Московскому комитету по архитектуре и градостроительству в срок до 10 октября 2000 года подготовить обоснованные предложения по вопросам, относящимся к его компетенции, по проведению Всемирной универсальной выставки ЭКСПО на территории ГАО ВВЦ для включения их в концепцию.

3. Департаменту науки и промышленной политики совместно с ГАО ВВЦ и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" обобщить материалы пп. 1 и 2 и до 30 октября 2000 года подготовить окончательный вариант концепции.

4. Одобрить инициативу ГАО ВВЦ о создании на его базе Дирекции по подготовке ЭКСПО - 2010 в Москве во главе с первым заместителем генерального директора ГАО ВВЦ Мусаевым М.Х. и участии в ее работе ОАО "Московский комитет по науке и технологиям".

5. Рекомендовать ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" осуществлять финансирование работ, связанных с подготовкой необходимых материалов, начиная с 2000 года согласно смете расходов, утвержденной в установленном порядке, за счет и в пределах средств статьи бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу".

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер Правительства
Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 15 сентября 2000 года N 920-РП

Концепция целесообразности
проведения в Москве Всемирной
выставки ЭКСПО


Разработана: Департаментом науки
и промышленной политики
Правительства Москвы;
ГАО "Всесоюзный выставочный центр"

     

     

Роль выставки  ЭКСПО  в международном экономическом и
политическом процессе

Роль выставочной деятельности в мировой экономике очень велика. Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы вкладывают все больше средств в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса. Такие комплексы сегодня имеют на своей территории многие передовые страны (в т.ч. США, Германия Франция, Италия и др.).

Среди многочисленных международных выставок особое место занимают всемирные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами концептуальных научно-технических, технологических, экономических решений, стоящих человечеством глобальных проблем.

Существенно, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей всемирных универсальных выставок ЭКСПО составляет 40 - 45 млн. человек. Свои экспозиции представляют 150-180 стран мира. Эти показатели выделяют выставку ЭКСПО и с точки зрения ее влияния на процессы международной интеграции и с точки зрения влияния на многомиллионную аудиторию посетителей.

Особенно сильно эффект решения политических, а также имиджевых задач достигается страной-организатором, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения выставки ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения выставки страна завоевывает авторитет, который затем при соответствующих усилиях может быть трансформирован в улучшение условий для экономического взаимодействия с мировым сообществом, завоевание позиций на мировых рынках.

Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной экономической эффективности для организаторов не являются приоритетными. Кроме того, статистика всех проведенных всемирных универсальных выставок ЭКСПО убедительно свидетельствует, что для государства-организатора создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе, связанное с большими расходами, окупающимися частично уже в ходе проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном послевыставочном эффекте.

Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для благоприятной конкуренции стран - экспонентов. ЭКСПО можно отнести к категории глобальной рекламной кампании, ориентированной на универсальную аудиторию.

Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных преимуществ страны в целом, создании конкурентных преимуществ страны, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей экономики или отдельных фирм.

Проведение Всемирной универсальной выставки ЭКСПО является престижным мероприятием для страны-организатора, которое может оказать существенное влияние на ее политический имидж, а в долгосрочной перспективе повлиять на развитие экономики и интеграцию в мировое экономическое пространство.

     

Место проведения ЭКСПО

За почти 150 - летнюю историю всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит продемонстрировать мировому сообществу новую Россию, результаты экономических преобразований, достижения демократии, многонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укрепить престиж страны. Всемирная выставка ЭКСПО будет способствовать дальнейшему улучшению внешнего облика, условий проживания в Москве, экономики и инфраструктуры города. Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расширится материально-техническая база выставочной деятельности, будут созданы тысячи рабочих мест.

Проведение Всемирной выставки в Москве весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположенного на двух континентах: Европы - с ее экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни населения и Азии с ее богатейшими ресурсами и населением, составляющим почти половину жителей планеты.

Наиболее благоприятным во всех отношениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО является территория Всероссийского Выставочного Центра.

Проведение ЭКСПО на территории ВВЦ, расположенного вблизи центра Москвы, имеющего территорию 238 га., с удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с прилегающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевским парком, телецентром, позволит с хорошей экономической эффективностью решать задачи по дальнейшему развитию данной территории путем создания оригинального и многофункционального выставочно-рекреационного комплекса.

Современный статус ВВЦ как государственного акционерного общества, в котором 69% акций является федеральной собственностью, а 31% принадлежит Москве, весьма удобен для немедленной организации эффективной работы по подготовке к выставке ЭКСПО и создает весьма привлекательные условия для потенциальных инвесторов и спонсоров.

Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выставочной деятельности в г.Москве предусматривает развитие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения. Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в существенной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероприятия, как универсальная международная выставка ЭКСПО. Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от запланированных капиталовложений, отдачу, которая позитивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, не только на экономический потенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России. Таким образом, представляется весьма целесообразным увязать принятую программу с подготовкой к проведению международной выставки ЭКСПО, рассматривая ее как развитие принятой концепции. В результате Россия получит выставочный центр международного класса с площадями порядка 400 - 450 тыс. кв. м. и зарекомендовавший себя проведением международной выставки высшей категории.

     

Экономическая эффективность проведения ЭКСПО

Как отмечалось выше экономическая эффективность проведения ЭКСПО не является основным критерием при принятии решения о ее проведении. Однако экономический эффект, безусловно, существует и может быть спрогнозирован. Основная трудность такого прогнозирования заключается в отсутствии универсальной методики по оценке экономической эффективности по уже проведенным выставкам ЭКСПО.

Экономическую эффективность выставки ЭКСПО за последние 20 лет дают исследования, проводившиеся в г.Цукуба (Япония, 1986 год) и в Лиссабоне (Португалия, 1998 год).

Исследования в г.Цукуба проводились непосредственно после завершения выставки и через 10 лет после нее. По оценкам, приведенным сборнике "Study on the impact of international exposition", мультипликативный эффект для экономики Японии в целом составил 1,8 (в период с 1980 по 1987 год) и 3,5 (в период с 1980 по 1995 год). Приведенные цифры демонстрируют существенный разброс, что свидетельствует об отсутствии обоснованного метода оценки этого эффекта. Тем не менее, можно с высокой степенью правдоподобности утверждать, что в период 10-15 лет каждый рубль, вложенный в организацию выставки (вместе с затратами на инфраструктуру), принесет около двух рублей дополнительной продукции.

Организация и проведение Всемирной выставки ЭКСПО-98 в г.Лиссабоне оказали позитивное влияние на всю экономику Португалии. Ниже приводятся данные из доклада Генерального комиссара выставки, отражающие это влияние.

     

Рост экономических показателей страны в процентах от
ожидаемого уровня

Показатель

1994

1995

1996

1997

1998

Частное
потребление

0,0

0,1

0,2

0,4

0,7

Инвестиции

0,3

0,5

1,4

2,1

2,3

Экспорт

0,0

0,0

0,0

0,0

1,1

Импорт

0,1

0,1

0,4

0,6

1,0

ВВП

0,1

0,1

0,3

0,6

1,1

     

Рост занятости (тыс.  чел.) на объектах,  связанных с
реализацией проекта ЭКСПО-98

Отрасль

1994

1995

1996

1997

1998

Промышленность
и энергетика

0,4

0,6

2,0

3,3

4,6

Строительство

1,3

2,0

6,4

9,4

9,0

Торговля, гостиницы,
рестораны

0,3

0,5

1,7

2,9

5,0

Другие услуги

0,4

0,9

1,9

3,0

7,4

Всего:

2,4

4,0

12,0

18,6

26,0


Важным моментом в оценке эффективности проведения ЭКСПО является место проведения, так как от этого зависит структура и объем расходов, а также уровень доходности объектов и бизнеса, которые останутся после завершения ЭКСПО. Это порождает задачу оптимизации места проведения выставки.

В истории проведения всемирных выставок есть два подхода к решению этой задачи. Некоторые страны выбирали для выставок отсталые районы с тем, чтобы развить его инфраструктуру (Цукуба, Севилья), другие выбирали наоборот развитые территории, минимизируя тем самым затраты. Страны первой группы рассчитывали получать эффект от вложений после проведения выставки, эксплуатируя построенные объекты. Положительным примером такой страны может быть Япония, отрицательным -Испания, где созданные для выставки в Севилье инфраструктура и выставочный комплекс слабо используются сейчас из-за удаленности региона и отсутствия потребности в этой инфраструктуре у местного населения.

В условиях России представляется целесообразным провести выставку на максимально подготовленных к ней площадях и территориях. Это позволит не только кардинально снизить издержки на ее подготовку, но вследствие наличия налаженных хозяйственных связей вовлечь в ее подготовку максимальное количество экономических субъектов. На сегодняшний день такой территорией является Москва, естественным образом связанная со всеми территориями и субъектами России, имеющая самую развитую инфраструктуру и наиболее приспособленную выставочную площадку - комплекс ВВЦ.

Создание комплекса для проведения Всемирной универсальной выставки на базе функционирующего выставочного центра, прецедент чему положен нв ЭКСПО-2000 в Ганновере, является веским аргументом для Международного Бюро Выставок в пользу принятия решения о проведении выставки в России.

     

Прогнозируемые параметры выставки ЭКСПО

В основу расчета принимаются следующие показатели, которые соответствуют мировой практике и реальным возможностям проведения Всемирной универсальной выставки в Москве на базе ВВЦ.

Общая площадь выставки равняется площади ВВЦ и составляет 238 га.

Время проведения выставки составляет 150-160 дней.

Сроки проведения выставки - май - сентябрь.

На базе этих показателей можно спрогнозировать ряд других ключевых цифр, характеризующих выставку.

Основаниями для прогноза являются статистические данные по всемирным выставкам, опубликованные Международным бюро выставок.

     

Количество  и  состав посетителей

Совокупные данные по крупнейшим всемирным выставкам имеют такой вид:

Таблица 1.

Универсальные выставки

Выставка

Период

Дни

Размер (га)

Посетителей

Брюссель

1958 Aпр.17-0кт.19

186

200

41484412

Монреаль

1967 Aпр.28-0кт.29

185

400

50306648I

Осака

1970 Maрт15-Сeн.13

183

351

64218770I

Севилья

1992 Aпр.20-0кт.12

176

215

41814571I



Таблица 2.

Специализированные выставки