____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 мая 2003 года
на основании закона Москвы
от 15 января 2003 года N 22
____________________________________________________________________
_________________________________________________________
В настоящем документе учтено:
постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 года N 249пв01.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Признано, что решения жилищных органов о постановке граждан на учет, принятые в период с 5 октября 2001 года по 18 сентября 2002 года на основании Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12, с изменениями, внесенными определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2001 года, не подлежат пересмотру в судах по основаниям, предусмотренным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 года N 249пв01.
_________________________________________________________
Московская городская Дума
постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве (приложение).
2. Считать утратившими силу постановление Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 и постановление Московской городской Думы от 7 октября 1998 года N 86 с момента вступления в силу настоящего постановления.
3. Предложить Правительству Москвы:
3.1. Разработать Положение о порядке замены гражданам жилых помещений при ликвидации коммунального заселения квартир.
3.2. Разработать Положение о порядке замены гражданам жилых помещений, площадь которых превышает норму предоставления, на жилые помещения меньшего размера.
4. В трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением правовые акты города Москвы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 31 января 2001 года N 12
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве
Настоящее Положение (далее - Положение) в соответствии с действующим законодательством устанавливает порядок улучшения жилищных условий граждан с помощью города.
1. Граждане имеют право:
1.1. Получить жилые помещения из государственного и муниципального жилищного фонда по договору
- социального найма;
- коммерческого найма;
- безвозмездного пользования;
1.2. Приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:
- используя безвозмездные субсидии;
- с рассрочкой платежа;
- используя ссуды на возвратной основе;
- по другим законным основаниям.
2. Граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в соответствии с Положением.
Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями или денежными средствами на их приобретение в собственность, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.
Сроки предоставления гражданам жилых помещений и обеспечения денежными средствами на их приобретение в собственность устанавливаются постановлением Московской городской Думы.
3. Предоставляемые гражданам жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям города Москвы и отвечать санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным нормативными правовыми актами города Москвы.
4. В зависимости от дохода, приходящегося на каждого члена семьи в течение года, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев, жилые помещения предоставляются гражданам по договору:
- социального найма, если доход ниже уровня, установленного постановлением Московской городской Думы;
- коммерческого найма, если доход равен или превышает уровень, установленный постановлением Московской городской Думы.
5. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах нормы предоставления жилого помещения (далее - норма предоставления).
Норма предоставления составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, если иное не предусмотрено Положением.
6. По договору социального найма жилого помещения собственник жилищного фонда социального использования или уполномоченный им орган (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в пользование, как правило, в виде отдельной квартиры, в пределах нормы предоставления жилого помещения.
Передача гражданам жилых помещений по договору социального найма в пределах нормы предоставления осуществляется бесплатно.
Жилое помещение по договору социального найма передается нанимателю в бессрочное пользование, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации.
7. По договору коммерческого найма жилого помещения собственник жилищного фонда коммерческого использования или уполномоченный им орган (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в пользование на срок, определенный договором коммерческого найма.
Размер жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору коммерческого найма, не ограничивается нормой предоставления.
Передача гражданам жилых помещений по договору коммерческого найма осуществляется бесплатно.
Вселение граждан в жилые помещения, предоставленные по договору коммерческого найма, осуществляется на срок действия договора. В случае расторжения договора граждане выселяются из жилого помещения в установленном законом порядке.
Граждане, надлежащим образом исполняющие обязанности по договору коммерческого найма, по истечении срока действия договора имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок.
8. По договору безвозмездного пользования жилым помещением собственник специализированного жилищного фонда или уполномоченный им орган передает гражданину в пользование жилое помещение в виде отдельной квартиры в пределах нормы предоставления жилого помещения на срок, определенный договором безвозмездного пользования.
К лицам, имеющим право на предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования, относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также одинокие престарелые граждане и иные категории граждан, нуждающихся в социальной защите.
В случае изменения обстоятельств, имевших место при заключении договора безвозмездного пользования (состава семьи, уровня дохода, иных существенных изменений), а также истечения срока действия договора, жилищные органы административного округа рассматривают в установленном порядке вопрос о заключении на новый срок договора безвозмездного пользования, о внесении изменений в договор или о расторжении договора безвозмездного пользования и заключении договора социального либо коммерческого найма жилого помещения.
Передача гражданам жилых помещений по договору безвозмездного пользования осуществляется бесплатно.
Порядок и условия предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования определяются нормативными правовыми актами города Москвы.
9. Денежные средства на приобретение в собственность жилых помещений, предоставляемые гражданам из бюджета города, выделяются в объемах, установленных законодательством города Москвы.
Порядок предоставления гражданам денежных средств на приобретение жилых помещений, в том числе субсидий, ссуд, определяется правовыми актами города Москвы.
Размер жилого помещения, приобретаемого гражданином в собственность с помощью города, не ограничивается нормой предоставления.
10. Граждане, занимающие жилые помещения на праве пользования, в том числе принадлежащие им на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с Положением.
11. Улучшение жилищных условий граждан производится с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Супруги и их несовершеннолетние дети, независимо от места регистрации, являются членами одной семьи.
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.
12. Лица, виновные в нарушении порядка улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
13. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не предусмотрено законодательством) и занимают:
13.1. Жилые помещения размером менее установленной нормы на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (норма постановки на учет).
Нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа;
13.2. Отдельные квартиры, которые в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе перечнем, установленным приложением 1, а также на основании судебного решения не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире, где проживает несколько семей, на каждого проживающего приходится менее 15 квадратных метров общей площади;
13.3. Жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, независимо от размера жилых помещений;
13.4. Жилые помещения в квартирах (домах) коридорной системы, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от размера жилых помещений;
13.5. Жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания;
13.6. Жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от размера жилых помещений;
13.7. Отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 квадратных метров общей площади с учетом права каждого больного на пользование дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также нормативными актами, перечень которых приведен в приложении 3.
Размер дополнительной площади составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения;
13.8. Отдельные квартиры, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательством).
_________________________________________________________
Пункт 13 признан противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания настоящего Положения в части установления десятилетнего срока проживания в г.Москве для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2001 года (в данной части отменено - постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 года N 249пв01).
_________________________________________________________
14. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемого жилого помещения при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:
14.1. Последних 10 лет и при наличии полного трудового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
14.2. Последних 5 лет независимо от трудового стажа при наличии инвалидности I или II группы.