Недействующий

О мерах по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти города (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 19.04.2005 N 238-ПП)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2000 года N 726


О мерах по совершенствованию
законопроектной работы в органах
исполнительной власти города

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 19 апреля 2005 года N 238-ПП

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 18 февраля 2003 года N 91-ПП

____________________________________________________________________

Правительство Москвы отмечает, что в результате активного взаимодействия законодательной и исполнительной власти в Москве как субъекте Российской Федерации, проделана значительная работа по правовому обеспечению жизнедеятельности города и конституционных прав его жителей. За период 1994-2000 годов Московская городская Дума приняла Устав и 239 законов города Москвы. К настоящему времени в основном решены вопросы организации власти в городе и разграничения функций в соответствии с Уставом, заложены прочные правовые основы бюджетно-финансовых отношений, предпринимательской деятельности, укреплена система административной ответственности, создано законодательство по жилищным и другим вопросам, затрагивающим коренные интересы москвичей.

185 законов (более 77% от общего числа) принято по представлению Мэра Москвы. В органах исполнительной власти города создана система работы с законопроектами. В Регламенте Мэрии Москвы, постановлениях Правительства Москвы и других документах определен порядок этой работы. Она ведется на плановой основе. К разработке проектов законодательных актов привлечены департаменты, комитеты, управления, а также префектуры административных округов и районные Управы, с возложением персональной ответственности, как правило, на первых заместителей руководителей этих подразделений. Положительный опыт законопроектной работы накоплен в департаментах экономической политики и развития г.Москвы, Департаменте муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Департаменте финансов г.Москвы и ряде других структур. При подготовке базовых законопроектов практикуется создание комплексных рабочих групп с участием депутатов Московской городской Думы.

Законопроектная работа ведется с привлечением научных учреждений города. Постоянное сотрудничество осуществляется с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Законопроекты до внесения их в Правительство Москвы подвергаются внешней (независимой) правовой экспертизе. Заслуживает одобрения инициатива Центра законотворчества Москвы и проведенная им при содействии Государственно-правового управления Мэрии и ученых работа по выпуску систематизированных сборников законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, подготовке к изданию Собрания действующего законодательства города Москвы. Все правовые акты введены в городские электронные системы, доступные широкому кругу пользователей.

Принимаются меры по налаживанию деловых контактов и более активному отстаиванию интересов Москвы на уровне законопроектной работы в федеральных органах власти. В настоящее время в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются 34 документа, подготовленные органами власти Москвы. Регулярно направляются в Государственную Думу замечания и предложения по проектам федеральных законов. Организовано конструктивное взаимодействие с рядом фракций Государственной Думы, большинством депутатов, представляющих Москву, упрочились связи с правовыми управлениями федеральных органов власти.

Вместе с тем законопроектная работа в органах исполнительной власти города ведется еще недостаточно комплексно и глубоко и не в полной мере отвечает задаче правового регулирования всех важнейших сфер жизнедеятельности города. Представляемые на рассмотрение Правительства Москвы законопроекты, зачастую, должным образом не проработаны в концептуальном плане, в результате часть проектов, направленных в Московскую городскую Думу, была отклонена на заседаниях Думы или отозвана Мэром. Допускаются нарушения установленных правил подготовки и внесения документов в законодательный орган. В ряде структур медленно идет работа над поправками депутатов по рассматриваемым в Думе законопроектам. Отдельные руководители уклоняются от работы с проектами на стадии их предварительного рассмотрения в комиссиях Думы. Имеют место факты подготовки проектов законодательных актов в целях лоббирования узковедомственных интересов. Законопроектная работа и работа с поправками нередко возлагаются на малоподготовленных людей. Не полностью учитываются требования федерального законодательства. Недостаточно оперативно проводится работа по приведению ряда городских законодательных актов в соответствие с федеральными законами. Законы города с опозданием опубликовываются и вводятся в действие.

Имеются недостатки в организации исполнения законов. Контроль в этой сфере должным образом не организован. Механизмы, обеспечивающие применение и исполнение законов, не отработаны. Государственные и муниципальные служащие недостаточно владеют городским и федеральным законодательством, допускают его нарушения, чем нередко ущемляют права москвичей. Требует значительного улучшения состояние правовых служб в отраслевых, функциональных, территориальных органах, а также в районных Управах.

Неудовлетворительно ведется популяризация принятых законодательных актов, праворазъяснительная работа среди населения. Неэффективно используются в этих целях средства массовой информации, библиотеки. Редко готовятся и издаются комментарии к законам города Москвы.

В целях совершенствования организации законопроектной деятельности в органах исполнительной власти города Правительство Москвы

постановляет:

1. Считать законопроектную работу в органах исполнительной власти одним из приоритетных направлений их деятельности. При проведении этой работы руководствоваться положениями и подходами, изложенными Президентом Российской Федерации и содержащимися в постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам организации законопроектной деятельности.

2. Руководителям органов исполнительной власти обеспечить комплексный, последовательный подход к созданию прочной законодательной базы в различных сферах жизнеобеспечения города, развития рыночных отношений и самодеятельности горожан, их правовой и социальной защищенности. На данном этапе обратить особое внимание на разработку проектов законодательных актов в области имущественно-земельных отношений, инвестиционной деятельности, экологии, градостроительства, городского хозяйства, обеспечения безопасности города Москвы и его жителей, в социальной сфере, прежде всего в вопросах социальной защиты, образования, здравоохранения, работы с молодежью. Теснее увязывать законотворческую работу с проводимой властями города политикой, выраженной в долгосрочных планах и программах.

3. Считать первостепенной задачей для всех органов исполнительной власти, Государственно-правового управления Мэрии, Центра законотворчества Москвы, Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти осуществление всего комплекса мер по приведению действующих законов и других правовых актов города в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, а также другими федеральными законами с учетом представлений органов прокуратуры.

4. Установить, что по вопросам, входящим в компетенцию Москвы и не урегулированным федеральным законодательством, предварительно, как правило, разрабатываются и вносятся в Правительство Москвы концепции предлагаемых законопроектов. В концепции определяются цели, объекты и способы правового регулирования, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность принятия закона. Последующая разработка законопроекта осуществляется только после одобрения концепции Правительством. Исходить из того, что законы города Москвы должны быть, как правило, законами прямого действия и не содержать положений, допускающих различное толкование.

5. Определить головными в подготовке проектов законодательных актов департаменты, комитеты, управления, комиссии при Мэре Москвы в соответствии с профилем их деятельности и Центр законотворчества Москвы и Государственно-правовое управление Мэрии - по вопросам организации власти и управления, деятельности демократических институтов.

Возложить подготовку программ и планов законопроектной деятельности, организацию независимой правовой экспертизы законопроектов и оказание помощи в их разработке на Центр законотворчества Москвы, правовую экспертизу и консультирование - на Государственно-правовое управление Мэрии.

Возложить координацию и контроль за ходом законопроектной работы и организацию сопровождения документов в Московской городской Думе на Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти.

Установить, что создание комплексных рабочих групп по разработке отдельных законопроектов производится полномочным представителем Мэра в Московской городской Думе.

6. Руководителям органов исполнительной власти:

6.1. Возглавить законопроектную работу в своих подразделениях, обеспечивая персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов, создание должных условий для коллективной работы над ними.

6.2. В соответствии с поручениями Мэра Москвы лично представлять проекты законодательных актов в Московской городской Думе, а также участвовать в их обсуждении на заседаниях комиссий Думы и депутатских слушаниях, использовать другие возможности для разъяснения положений законопроектов.

6.3. Обеспечить соответствие разрабатываемых законопроектов федеральному законодательству и законодательству города Москвы, своевременно вносить в установленном порядке предложения по изменению ранее принятых в соответствии с профилем их деятельности законов.

6.4. Создавать необходимые условия для повышения уровня правовой культуры работников соответствующих подразделений, привлекать и готовить кадры, способные к законотворческой работе, используя для этого возможности их переподготовки, обучения, стажировки в юридических учреждениях, загранкомандировки.

6.5. Укрепить собственные правовые службы квалифицированными специалистами, знающими действующее законодательство и способными своевременно ставить вопросы о совершенствовании законодательства в профильной области.

6.6. Исключить из практики случаи нарушения установленного порядка подготовки законопроектов и внесения их на рассмотрение Правительства Москвы и Московской городской Думы.

7. Утвердить ответственных за законопроектную деятельность в органах исполнительной власти города (приложение).

Установить, что ответственные за законопроектную деятельность: