Недействующий

О Программе регулирования миграции в г.Москве на 2000-2001 годы (снято с контроля) (утратило силу с 07.09.2010 на основании постановления Правительства Москвы от 24.08.2010 N 730-ПП)

2.2. Исходные положения и сведения

Основой регулирования миграции в Москве являются Федеральные законы от 19.02.93 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции Федерального закона от 20.12.95 N 202-ФЗ), от 19.02.93 N 4528-1 "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 21.07.98 N117-ФЗ), от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции Федерального закона от 24.06.99 N 118-ФЗ), указы Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", от 29.04.94 N 847 "О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы", от 16.12.93 N 2145 "О мерах по введению в РФ иммиграционного контроля", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.97 N 172), от 08.09.94 N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.12.94 N 1382), от 08.09.94 N 1020 "Об утверждении Положения об иммиграционном контроле" и ряд других.

В целях практического решения конкретных задач регулирования миграции в столице, Московской Городской Думой приняты законы города от 09.07.97 N 33 "Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию", от 22.10.97 N 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы". Мэром и Правительством Москвы принят ряд нормативных актов по регулированию миграции, из них в последние два года: распоряжение Мэра Москвы от 05.03.99 N 183-РМ "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Москвы от 16.07.96 N 587 "О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы", постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30.03.99 N 241-28 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области", постановления Правительства Москвы от 27.05.97 N 385 "О мерах по усилению контроля за соблюдением порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы", от 24.02.98 N 140 "О мерах по обеспечению исполнения Закона г.Москвы N 41 и внесение дополнений в постановление Правительства Москвы от 16.07.96 N 587" и от 15.12.98 N 966 "Об утверждении Порядка работы в Москве с лицами, ходатайствующими о признании их вынужденными переселенцами, и с вынужденными переселенцами".

Принятые на основании правовых и нормативных актов меры позволили Правительству Москвы взять в целом под контроль развитие миграции в столице, ограничить масштабы особо негативных проявлений миграционных процессов.

Вместе с тем состояние миграционной обстановки в Москве продолжает оставаться сложным. Серьезным дестабилизирующим фактом остается пребывание в городе значительного числа незаконных мигрантов, ведущее к усилению социальной напряженности и криминализации ряда сфер жизни города. Из-за недопоступления ресурсов от ФМС России в 1999 году по существу прекратилось переселение вынужденных мигрантов в места их постоянного обустройства. В городских общежитиях продолжает пребывать значительное количество вынужденных мигрантов. Растет риск завоза инфекционных заболеваний прибывающими мигрантами из стран, где распространены такие заболевания, как туберкулез, чума, холера, малярия, брюшной тиф, желтая лихорадка, не говоря уже о венерических заболеваниях и СПИДе. Случаи поражения такими особо опасными и социально-значимыми инфекционными заболеваниями регистрировались как в Москве в целом, так и в системе первичного приема мигрантов.

Не уменьшаются объемы незаконной миграции, несущей серьезную угрозу экономической, общественной и эпидемической безопасности.

Состояние миграционной обстановки в Москве характеризуют следующие показатели (если дата не оговаривается, то данные приводятся за 1998 год):

- численность постоянного населения Москвы на начало 1999 года составляла 8538,2 тыс.человек и сократилась по сравнению с 1990 годом на 372,7 тыс.человек;

- численность "дневного" населения города на сегодня составляет 11,0-11,5 млн.человек, превышая численность постоянных жителей на 2,5-3,0 млн.человек. Ежедневная маятниковая миграция жителей Подмосковья в Москву составляет около 2 млн.человек, из них: 700-750 тыс.человек с трудовыми целями, 600-700 тыс.человек с культурно-бытовыми целями, 60,0 тыс.человек с учебными целями;

- ежедневно в Москву прибывает до 3 млн.человек, в том числе: воздушным транспортом - до 37,3 тыс.человек, поездами дальнего следования - 115,1 тыс.человек, пригородными поездами - 633,8 тыс.человек, автотранспортом - 2089 тыс.человек, из них автобусным - до 149 тыс.человек; водным, в сезон навигации - до 1,0 тыс.человек;

- численность родившихся составляла 67,5 тыс.человек, т.е. оставалась на уровне 1992-1997 годов Численность умерших - 125,9 тыс.человек, что на 10,7% меньше, чем в среднем за период 1992-1997 годов Естественная убыль населения в 1992-1998 годах составляла в среднем 60-70 тыс.человек в год;

- число лиц, прибывших в город на постоянное жительство, составило 123,1 тыс.человек, что на 31,1% больше, чем в среднем за период 1992-1997 годов. Численность выехавших (выбывших) 63,6 тыс.человек, что на 19,4% меньше, чем в среднем за период 1992-1997 годов Миграционный прирост населения был равен 59,5 тыс.человек. Положительный миграционный прирост в 1998 году компенсировал естественную убыль населения столицы;

- численность лиц, признанных беженцами - составляет (на 01.01.2000) - 10173 человека, из них 10082- из стран СНГ и Балтии, 91 - из стран дальнего зарубежья. Кроме того, на учете в Управлении иммиграционного контроля (УИК) по Московской области и г.Москве состоит более 10 тыс.человек, ожидающих процедуры определения статуса беженца (по данным Миграционной службы Москвы и УИК по г.Москве и Московской области);

- зарегистрировано вынужденных переселенцев (на 01.01.2000) - 4593 человека, из них получило статус в 1999 году - 779 человек (по данным Миграционной службы Москвы);

- прибыло в связи с покупкой жилья в 1995-1998 годах около 70 тыс.человек, в том числе в 1998 году - 35,0 тыс.человек;

- зарегистрировано граждан из стран СНГ по месту пребывания 680,7 тыс.человек;

- из-за невыполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.93 N 1049 "О мерах по упорядочению временного пребывания беженцев в г.Москве" в муниципальных гостиницах продолжает пребывать 135 человек (по состоянию на 31.12.99), в других городских гостиницах и общежитиях размещено 0,9 тыс.вынужденных мигрантов из Азербайджана, во временном жилом фонде микрорайона Востряково - 1,6 тыс.человек;

- получили постоянную регистрацию по месту жительства в связи с заключением брака иногородние - около 40 тыс.человек, что в 2,3 раза больше, чем в 1992 году При этом доля нероссийских брачных мигрантов составила 35-40% и имеет тенденцию постоянного роста;

- численность зарегистрированной иностранной рабочей силы (далее - ИРС), осуществляющей трудовую деятельность в Москве в 1999 году, составляла 73,2 тыс.человек;

- выбыло на временную работу за рубеж москвичей: в 1997 году - 1900 человек, в 1998 году - 2100 человек. Не уменьшаются объемы незаконной миграции, несущей серьезную угрозу экономической и общественной безопасности, о чем свидетельствуют следующие данные:

- задержано за нарушение правил регистрации пребывания в Москве граждан СНГ - 1953 тыс.человек;

- завершены расследования правонарушений, совершенных иногородними гражданами - 18628, что составляет 34,5% от общего их количества. При этом доля правонарушителей из Московской области 27,5%, из прилегающих областей - 8,9%, из СНГ - 39,0%, из дальнего зарубежья - 2%;

- оштрафовано за нарушение порядка привлечения и использования ИРС 203 организации;

- за 1998 и 1999 годы было задержано и выдворено из РФ более 7 тыс. иностранных граждан (по данным ГУВД г.Москвы).

Общее количество лиц из дальнего зарубежья, пребывающих в Москве без регистрации (в основном из Афганистана, Африки и Юго-Восточной Азии), оценивается по данным ГУВД г.Москвы в 30 тыс.человек.

В целях противодействия незаконной миграции принято Распоряжение Мэра от 19.08.99 N 896 "О временном порядке учета и оформления права на трудовую деятельности на территории города Москвы для отдельных категорий иностранных работников", предусматривающее возможность регистрации части незаконных мигрантов, фактически пребывающих и работающих в Москве без подтверждений на право трудовой деятельности.

Миграционная емкость территории города. Анализ потенциальной емкости территории Москвы показывает, что по современным показателям она недостаточна для обеспечения жилой площадью даже жителей Москвы. Жилищная проблема до настоящего времени не решена в столице, жилищные условия и показатели обеспеченности жилой площадью одного москвича не соответствуют современным европейским стандартам проживания в крупном городе. В настоящее время на каждого москвича приходится 20 кв.м общей площади, согласно прогнозам на 2005 год жилищная обеспеченность составит порядка 23 кв.м на одного человека. Эта величина далеко отстоит от стандартов, принятых Московской программой "Жилище" (30-40 кв.м на одного человека). Город обязался обеспечить квартирами жителей пятиэтажного ветхого и аварийного фонда, очередников, расселить "коммуналки", ликвидировать проживание постоянных жителей города в общежитиях. Улучшения жилищных условий ожидают около полумиллиона москвичей и, следовательно, мигранты составляют конкуренцию постоянным жителям столицы на рынке жилья при приобретении (покупке) квартир, а также получении (бесплатно или на льготных условиях) социальногарантируемого жилища.

Концентрация населения жителей столицы достаточно высока, о чем свидетельствуют показатели плотности населения (7,8 тыс.человек на 1 кв.км в среднем по городу).

В перспективе в черте города может быть размещено порядка 230-260 млн.кв.м жилья, что с учетом существующего жилого фонда (176 млн.кв.м) недостаточно для достижения запланированных стандартов жилищной обеспеченности.

Для решения жилищной проблемы москвичей в настоящее время изыскиваются возможности территориального развития города в пригородной зоне, что потребует огромных капитальных затрат в инженерную подготовку территории для строительства. Это означает, что емкость территории Москвы допускает размещение строго ограниченного количества мигрантов (включая вынужденных).