____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 25 июля 2006 года N 536-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 17 марта 1998 года N 183
____________________________________________________________________
На протяжении ряда лет уровень инвалидности населения Москвы остается высоким, ежегодно впервые признается инвалидами более 30 тысяч человек в трудоспособном возрасте, увеличивается число детей инвалидов. Ухудшается положение с занятостью инвалидов.
Правительством Москвы и Московской городской Думой за последние три года был принят ряд программ, направленных на приспособление городской среды для маломобильных групп населения, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, профессиональную реабилитацию и содействие их занятости, улучшение транспортного обслуживания.
Вместе с тем мероприятия по реабилитации инвалидов, осуществляемые различными отраслевыми службами носят разрозненный характер. Ввиду отсутствия единой системы реабилитации не обеспечивается ее комплексность, преемственность и в результате не достигается должная эффективность.
В целях комплексного решения вопросов по реабилитации инвалидов, создания условий для реализации ими своих потенциальных способностей и возможностей, повышения качества жизни и интеграции их в общество Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Комплексную целевую программу "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" на 1995-1997 годы (далее Программа, приложение).
2. Департаментам, комитетам совместно с префектами административных округов осуществить в установленные сроки реализацию мероприятий, предусмотренных Программой и настоящим постановлением.
3. Департаментам, комитетам при формировании бюджетных показателей на 1995-1997 годы и уточнения их на 1995 год предусматривать целевым назначением средства на реализацию мероприятий Комплексной целевой программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" на 1995-1997 годы.
4. Департаменту финансов при формировании проекта бюджета на II полугодие 1995 года предусмотреть целевым назначением соответствующим департаментам, комитетам дополнительные ассигнования на реализацию мероприятий Комплексной целевой программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы на 1995-1997 годы".
5. Департаменту промышленности совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, другими заинтересованными департаментами, комитетами, управлениями, АОЗТ "Горспецпром" подготовить в 3-месячный срок и представить в Правительство Москвы предложения по стабилизации производства на предприятиях АОЗТ "Горспецпром".
6. Департаменту промышленности, АОЗТ "Горспецпром" совместно с Департаментом труда и занятости, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Комитетом социальной защиты населения, Горкомом профсоюзов муниципальных работников Москвы, МГП ВОИ до конца 1995 года разработать и представить на утверждение Правительству Москвы Временное типовое положение о специализированном предприятии (цехе, участке) для труда инвалидов.
7. Префектам административных округов совместно с окружными правлениями общественных организаций инвалидов в срок до 1 сентября 1995 года осуществить разработку окружных программ медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов.
8. Принять предложения Комитета социальной защиты населения Москвы и префекта Северо-Западного административного округа о проведении на базе этого округа в 1995-1997 годах апробации организационно-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации инвалидов г.Москвы.
9. Поддержать предложения Комитета социальной защиты населения о создании начиная с 1995 года отделений медико-социальной реабилитации инвалидов в структуре центров социального обслуживания.
10. Комитету социальной защиты населения:
10.1. Осуществить в 1995-1997 годах мероприятия, обеспечивающие повышение роли ВТЭК в работе по медико-социальной реабилитации инвалидов;
10.2. Совместно с Департаментом здравоохранения отработать наиболее эффективные формы взаимодействия ВТЭК, отделений медико-социальной реабилитации и лечебно-профилактических учреждений в определении индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
10.3. Совместно с правлениями общественных организаций инвалидов до конца 1995 года разработать и представить на утверждение Правительству Москвы Временный гарантированный перечень специальных средств передвижения и технических средств и приспособлений, облегчающих жизнь инвалидов, выдаваемых им бесплатно или на льготных условиях.
11. Комитету по физической культуре и спорту совместно с Московской федерацией инвалидного спорта, Московским городским советом Российской оборонной спортивно-технической организации, Департаментом образования, Департаментом здравоохранения, Комитетом социальной защиты населения разработать в 1995 году целевую программу развития спорта инвалидов Москвы.
12. Возложить на Комитет социальной защиты населения межведомственную координацию деятельности городских структур по выполнению Программы, утвержденной настоящим постановлением.
13. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 43 "О Комплексной программе профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов г.Москвы".
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 июня 1995 года N 577
Комплексная целевая программа
"Медико-социальная реабилитация и занятость
инвалидов Москвы" на 1995-1997 годы
1. Введение
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Одной из эффективных мер социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация этих граждан.
В последние годы Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации был принят ряд указов и постановлений по отдельным аспектам реабилитации инвалидов (о научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов, о медицинской реабилитации инвалидов, о мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов). Однако основополагающего законодательного акта, определяющего реабилитацию инвалидов как часть общегосударственной политики в области социальных проблем и регламентирующего организацию системы реабилитации инвалидов, до настоящего времени не принято.
Комплексная целевая программа "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов Москвы" на 1995-1997 годы (далее именуется Программа) предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание основ системы медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве с учетом имеющегося научного и практического потенциала.
Программа разработана Комитетом социальной защиты населения Москвы совместно с Центральным научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) Минсоцзащиты России на основе предложений департаментов, комитетов, префектур административных округов Москвы, других заинтересованных организаций, а также общественных объединений инвалидов.
2. Состояние инвалидности и медико-социальной
реабилитации в г.Москве
На протяжении многих лет в Москве сохраняется высокий уровень инвалидности населения. В 1994 году впервые было признано инвалидами 129,0 тыс.человек, что составило 148,2 случаев на 10 тыс. населения, (в1993 году - 147,9).
Вызывает тревогу высокий уровень инвалидности среди лиц трудоспособного возраста; увеличивается численность детей-инвалидов.
В целом на начало 1995 года в Москве насчитывалось 650,1 тыс. инвалидов, из них 370,3 тыс. получают пенсии по инвалидности, остальные - лица пенсионного возраста получают пенсии по старости.
В настоящее время различные виды медико-социальной реабилитации осуществляются на базе действующих и вновь создаваемых учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, на специализированных предприятиях для труда инвалидов.
Реабилитационные мероприятия, направленные на социально-бытовую адаптацию лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями и дефектами, особенно молодых, осуществляются в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения, реабилитационных учреждениях различного профиля общественных организаций инвалидов, слепых и глухих. Кроме того, в последнее время начала развиваться сеть реабилитационных негосударственных учреждений.
Одним из показателей социально-экономического положения инвалидов в обществе является возможность трудиться и тем самым собственным трудом улучшать свое материальное положение. Несмотря на предпринимаемые Департаментом труда и занятости меры по созданию рабочих мест для инвалидов, занятость этих граждан неуклонно сокращается, особенно инвалидов третьей группы. Уменьшается число инвалидов, работающих на спецпредприятиях.
В условиях сложной социально-экономической ситуации Правительством Москвы, городской Думой в последние годы был принят ряд мер, направленных на усиление государственной поддержки инвалидов. Только за последние три года были приняты программы и законы Москвы по приспособлению городской среды для жизни инвалидов, по обеспечению техническими средствами различных категорий инвалидов, содействию их профессиональной реабилитации и занятости, льготному налогообложению предприятий, применяющих труд инвалидов.
Однако, в целях обеспечения непрерывности, многоэтапности и дифференцированности реабилитационных процессов необходима отработка единых методических подходов к проведению реабилитации инвалидов.
3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание основ системы медико-социальной реабилитации инвалидов для обеспечения им равных возможностей и интеграции в общество.
Задачи Программы:
- разработка и совершенствование организационных, методических, кадровых и правовых основ медико-социальной реабилитации инвалидов;
- обеспечение инвалидов различными видами реабилитации с учетом их потребности путем развития сети реабилитационных учреждений и укрепления их материально-технической базы;
- обеспечение занятости инвалидов путем сохранения имеющихся и создания дополнительных рабочих мест, совершенствования работы служб занятости и социальной защиты по содействию трудоустройству инвалидов;
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
4. Основные мероприятия Программы
Для комплексного решения вопросов медико-социальной реабилитации инвалидов в Программе предусматривается: изучение потребностей инвалидов в различных видах реабилитации, разработка региональных (для г.Москвы) базовых программ медико-социальной реабилитации инвалидов, проведение анализа и создание банка данных о видах, формах, функциональной структуре учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию, определение потребностей в их развитии, разработка и апробация организационно-функциональной модели медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве, а также системы лицензирования деятельности реабилитационных учреждений. На основе проведенных мероприятий предполагается разработать концепцию перспективного развития системы медико-социальной реабилитации инвалидов в г.Москве.
Мероприятия по медицинской реабилитации включают: организацию центров восстановительного лечения на базе крупных врачебно-физкультурных диспансеров и поликлиник, а также осуществление санаторно-курортного этапа восстановительного лечения инвалидов.
Мероприятия по социальной реабилитации предполагают: создание сети отделений и кабинетов медико-социальной реабилитации инвалидов в структуре центров социального обслуживания и специальных учебных заведениях; создание центров творческой реабилитации инвалидов.
Мероприятия по профессиональной реабилитации включают: организацию службы профориентации, профотбора и профобучения детей-инвалидов; расширение перечней профессий и внедрение двухуровневой системы образования для обучения инвалидов; расширение сети дошкольных, школьных и средних профессиональных учебных заведений с целью интеграции молодых инвалидов в сеть общеобразовательных учреждений.
Мероприятия по обеспечению занятости предполагают: проведение единовременного учета занятости инвалидов на всех предприятиях Москвы (независимо от форм собственности); проведение на конкурсной основе работы по организации дополнительных рабочих мест, а также перепрофилированию цехов и участков спецпредприятий; внедрение "Перечня профессий для трудоустройства инвалидов", "Перечня показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различными заболеваниями и дефектами"; организацию обучения безработных инвалидов; создание информационной базы по этой проблеме.
Мероприятия по реабилитации инвалидов с помощью технических средств включают: разработку перечней оснащенности техническими средствами реабилитационных учреждений, обеспечение инвалидов средствами сурдотехники и тифлотехники, средствами передвижения.
Первоочередные инвестиционные мероприятия включают: реконструкцию и строительство реабилитационно-оздоровительных комплексов для инвалидов с различными заболеваниями и дефектами.
Информационно-методическое обеспечение реабилитации предусматривает: создание автоматизированной информационно-справочной системы учета потребностей инвалидов в реабилитации, проведение дифференцированного учета детей-инвалидов, подготовку справочных материалов с перечнями учреждений, осуществляющих реабилитацию, производящих (реализующих) технические средства реабилитации; специальных справочников и словарей для инвалидов по зрению и слуху, а также мероприятия по методическому обеспечению профориентации, профотбора и трудового устройства инвалидов.
Нормативно-правое обеспечение проблем реабилитации предполагает: совершенствование законодательной и нормативной базы, направленной на дальнейшее усиление государственной поддержки предприятий, использующих труд инвалидов, в целях улучшения их финансового состояния, а также стимулирование работодателей на создание рабочих мест для инвалидов и инвестиций на реабилитационные мероприятия.
Кадровое обеспечение развития реабилитации предполагает подготовку кадров для реабилитационных учреждений и повышение их квалификации.
Одним из элементов Программы является сотрудничество и поддержка деятельности негосударственных реабилитационных учреждений.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- разобраться с потребностью инвалидов в различных видах реабилитации;
- определить перспективу развития базы учреждений медико-социальной реабилитации инвалидов;
- создать основы системы медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве на базе правового, организационного, информационно-методического обеспечения;
- создать дополнительные рабочие места для обеспечения занятости инвалидов;
- совершенствовать подготовку специалистов в области медико-социальной реабилитации.
Осуществление конкретных мероприятий, предусмотренных Программой, позволит увеличить охват коррекционно-воспитательной работой более 3000 детей с различными дефектами (нарушение речи, зрения); расширить для инвалидов возможность получения начального профессионального образования - дополнительно на 420-450 человек; создать дополнительно и перепрофилировать около 1700 рабочих мест для инвалидов.
6. Финансовое обеспечение реализации Программы
Финансовые затраты на осуществление мероприятий Программы составят 114,6 млрд.руб., из них на 1995 год 47,5 млрд.руб., в том числе из дополнительных средств городского бюджета - 2,0 млрд.руб., за счет бюджетных ассигнований, выделенных комитетам и департаментам на 1995 год - 2,7 млрд.руб., из средств фонда занятости - 5,6 млрд.руб., внебюджетных средств - 8,1 млрд.руб., а также 29,0 млрд.рублей, предусмотренных инвестиционной программой.
7. Управление Программой
Заказчиком Комплексной целевой Программы "Медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов в Москве" на 1995-1997 годы является Комитет социальной защиты населения Москвы. Реализация планируемых мероприятий предусматривается совместно с департаментами здравоохранения, образования, труда и занятости, промышленности и другими, префектурами административных округов, а также научно-исследовательскими и производственными коллективами и общественными организациями инвалидов.