ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 1996 года N 767
О создании государственного
унитарного предприятия
"Московский кинопоказ"
====================================================================================
Утратило силу на основании постановления
правительства Москвы от 26 мая 1998 года N 410
====================================================================================
В целях координации управления государственными предприятиями кинотеатрами, направленной на возрождение системы отечественного кинопроката, создание необходимых условий для развития эффективных рыночных отношений, во исполнение постановления Правительства Москвы от 13.08.96 N 685 "О мерах по повышению уровня кинообслуживания населения столицы в современных условиях" и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31.10.95 N 908 "О порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г.Москвы, государственных учреждений и коммерческих организаций с участием г.Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить предложенную Комитетом по культуре и Союзом кинематографистов России Концепцию создания и функционирования единой общегородской сети кинотеатров "Московский кинопоказ" (1996-1998 гг.) (приложение 1).
2. Реорганизовать в установленном законом порядке государственные предприятия - кинотеатры в государственное унитарное предприятие "Московский кинопоказ" (приложение 2). Срок - 3 месяца.
3. Москомимуществу:
3.1. Утвердить устав государственного унитарного предприятия "Московский кинопоказ" и согласовать контракт с его руководителем.
3.2. Оформить договор о закреплении государственного имущества за государственным унитарным предприятием "Московский кинопоказ" в установленном порядке.
4. Передача в аренду сторонним организациям части помещений, занимаемых государственным унитарным предприятием "Московский кинопоказ", осуществляется Комитетом по управлению имуществом г.Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 N 685.
5. Московской регистрационной палате зарегистрировать в установленном порядке государственное унитарное предприятие "Московский кинопоказ".
6. Государственному унитарному предприятию "Московский кинопоказ" после оформления в Москомимуществе имущественных прав оформить права на землепользование занимаемыми им земельными участками в Москомземе в установленном порядке.
7. Москомархитектуре по заказу государственного унитарного предприятия "Московский кинопоказ" представить согласованные предложения по размещению в центральной части города Москвы головного многозального кинотеатра.
8. Утвердить Положение о попечительском совете государственного унитарного предприятия "Московский кинопоказ" (приложение 3) и список членов попечительского совета государственного унитарного предприятия "Московский кинопоказ" (приложение 4).
9. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 26.05.92 N 309 "Об управлении имуществом кинотеатра" в отношении государственных предприятий - кинотеатров, реорганизуемых в государственное унитарное предприятие "Московский кинопоказ".
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы О.М.Толкачева.
П.п.Премьер
Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы
Приложение N 1
к постановлению
правительства Москвы
от 10 сентября 1996 года
N 767
Концепция создания и функционирования
единой общегородской сети кинотеатров
"Московский кинопоказ" (1996-1998)
Для удобства рассмотрения проблем отечественного кинематографа в целом, и московской киносети в частности, киноиндустрию можно представить в виде трех составных частей: производство фильмов, кинопрокат и кинопоказ -
+--------------+ +--------------+ +----------------+
¦ Производство ¦ ¦ Кинопрокат ¦ ¦ Кинопоказ ¦
¦ фильмов ¦ ¦ ¦ ¦ кинотеатры, ¦
+--------------+ +--------------+ ¦сети кинотеатров¦
+----------------+
Инициаторы предлагаемой концепции, рассматривая кинотеатры в качестве главной составной части кинопоказа, ставят задачей его возрождение в Москве через создание фирменной сети кинотеатров.
Ставя целью разрешение кризисной ситуации, сложившейся в российском кинематографе, в 1995 году Роскомкино, Союз кинематографистов России и Объединенный городской банк выступили с инициативой разработки и осуществления проекта "Российский кинопоказ", суть которого сводится к созданию в регионах РФ единой сети фирменных кинотеатров, отвечающих современным требованиям и способных вывести кинопоказ из состояния упадка на принципиально новый качественный уровень.
В процессе разработки бизнес-плана проекта "Российский кинопоказ" стало очевидным, что вопрос об участии московских кинотеатров в данном проекте должен рассматриваться обособленно. Москва в этом деле, как и во многих других, может оказаться первопроходцем.
Для решения проблем на столичном рынке киноуслуг разработан проект "Московский кинопоказ". Ниже приводятся его основные положения и ориентировочный порядок осуществления.
По мнению большинства специалистов, имеющих практический опыт в сфере услуг, а также согласно социологическим исследованиям и имеющейся статистике, в столичной индустрии развлечений в настоящее время вырисовывается следующая картина:
Выбор дешевых и качественных видов развлечений и способов свободного времяпрепровождения для большинства населения столицы остается достаточно ограниченным.
В последние годы наибольшее развитие получила индустрия ресторанов, баров, кафе, ночных клубов, дискотек, заметно расширилась сеть туристских агентств, предлагающих в качестве отдыха разнообразные путешествия и поездки. Все эти виды досуга рассчитаны на относительно узкий круг людей, как правило, с достаточно высоким уровнем дохода.
Сравнительно дешевыми и традиционными для населения развлечениями и видами досуга остаются спортивные зрелища, театры, концерты, клубные мероприятия в домах культуры. Но необходимо признать, что все они, в силу своей специфики, не привлекают постоянного массового потребителя и ориентируются на спрос лишь небольшой части людей с традиционной привязанностью к подобным мероприятиям.
Таким образом, можно констатировать, что ни один из вышеперечисленных видов развлечений не может одновременно являться относительно дешевым, качественным, разнообразным, всесезонным и, кроме того, быть удобной формой семейного отдыха.
Неудивительно, что на этом фоне именно просмотр кинофильмов, отвечая всем вышеупомянутым требованиям, по-прежнему является самым привлекательным видом досуга для огромной массы населения, спрос накинопродукцию, на такие виды экранного зрелища, как ТВ и видео,, растет количественно и качественно; статистика свидетельствует о том, что в 1995 году каждый зритель посмотрел в 4,5 раза больше фильмов, чем в 1990-м.
Вместе с тем, в силу неблагоприятных тенденций в функционировании кинотеатров, проблему просмотра кинофильма зритель в последние годы решал в основном за счет телеэкрана, все реже прибегая к услугам кинотеатров; посещаемость кинотеатров за последние 5 лет упала в 11-13 раз; средняя заполняемость залов колеблется от 0,5 до 2-3 проц., лишь в единичных случаях достигая 20-30 проц., ситуацию усугубляет видеопиратство и связанное с ним устаревание фильмов до выхода на экраны кинотеатров.
Причины такого положения дел и соответствующего отношения зрителя к кинотеатрам кроются в сегодняшней практике кинопоказа, где, несмотря на преобразования и усилия последних лет, фактически отсутствуют рыночные механизмы; около 100 оставшихся кинотеатров работают преимущественно в одиночку, разрозненно, не могут проводить единую репертуарную и рекламную политику; сфера кинопоказа в целом закрыта для частных инвестиций, следовательно, неосуществимы качественная реконструкция и техническое переоборудование. Обозначается замкнутый круг. Новый подход к кинопоказу невозможен без новых организационных принципов, а без такого подхода посещаемость остается низкая, кинотеатры могут удержаться на плаву только в тех случаях, когда они имеют другие источники доходов чаще всего сдают в аренду фойе, подсобные помещения; доходы, которые кинотеатры получают от показа, чаще всего оказываются достаточными только для оплаты эксплуатационных расходов.
С другой стороны, в 1994-1995 годах в нескольких субъектах РФ, в т.ч. и в Москве, проводились социологические опросы с целью определения размеров и характеристик потенциальной зрительской аудитории, настроений и предпочтений массового кинозрителя. Согласно этим исследованиям, в столице насчитывается около 5 млн. человек "киноспособного" населения (людей старше 7 лет, которые могут посещать кинотеатры). Опросы стабильно выявляли, что 15-25 проц. этой аудитории психологически готовы уже сейчас вернуться в кинотеатр "нового образца" - уютное заведение с качественным оборудованием и хорошим сервисом, в репертуаре которого каждый может найти интересующий его жанр. Эти участники опросов по-прежнему осознают его как приоритетное место кинопросмотра и сохранили приверженность к определенному кинотеатру. На фоне всего набора предлагаемых развлечений кинотеатр рассматривается ими как вполне доступное по цене и удобно расположенное место отдыха. Вероятный потребитель кинотеатральных услуг в городе обладает самыми широкими социально-экономическими характеристиками: жители всех возрастов, этнического и социального происхождения, профессионально-образовательного уровня.
При более комплексном взгляде на кинопоказ, необходимо отметить, что кино, и особенно проходящее через экраны кинотеатров, занимает важное место в формировании единого культурного пространства города. Отечественный опыт прошлых десятилетий свидетельствует о популярности кинотеатров, к кассам которых практически всегда выстраивались длинные очереди, нередко перед сеансом за сотни метров до входа в кинотеатр можно было видеть людей, спрашивающих "лишний билетик". Этот же опыт знает традиции коллективных и семейных просмотров, широкого обсуждения новых картин, всесоюзных премьер, ретроспективных и тематических показов, привлекавших внимание общественности. Все это, несомненно, является одним из элементов, объединяющих людей и интегрирующих общество.
Кинотеатральный просмотр качественно выигрывает перед ТВ-экраном и видеомагнитофоном. Смотря фильм в зале на большом экране с четким изображением, яркими красками и объемным стереозвуком, зритель психологически ощущает себя почти участником происходящих на экране событий, полнее воспринимает действие картины. Не секрет, что любое хорошее кино снимается прежде всего в расчете на публику в кинозале.
С проблемами, аналогичными нашим, в свое время сталкивались киноиндустрии стран Америки, Европы и Азии. Кризис там удалось преодолеть, и кинотеатральный бизнес остается одним из самых прибыльных видов индустрии развлечений; хотя телевидение и видео работают в этих странах в несколько раз эффективнее, чем у нас, кинотеатры продолжают существовать и совершенствоваться.
Из всего вышесказанного сам собой напрашивается вывод о том, что кинопоказ в Москве может и должен существовать и развиваться. Есть все основания полагать, что значительную часть аудитории, сегодня утратившую привычку к посещению кинотеатра, можно вернуть в него, предложив совершенно новый тип зрелища и широкий выбор услуг. Это привлечет к кинотеатрам людей, будет способствовать формированию новой моды на посещение кинотеатров и возникновению нового зрительского бума.
Выявленная в ходе опросов часть аудитории, готовая в принципе вернуться в кинозалы, способна с лихвой обеспечить рентабельное функционирование московской киносети.
Очевидно, что проблема возрождения столичного кинопоказа на новом качественном уровне неразрешима силами отдельно взятых кинотеатров, а требует общегородского подхода. Первоочередной задачей на этом пути является создание единой сети фирменных кинотеатров, которая позволит осуществлять централизованное руководство и координацию деятельности, создаст возможности для проведения единой рекламной и репертуарной политики. В рамках общегородской сети станет возможным наиболее эффективно и с меньшими затратами качественно переоборудовать кинотеатры, наладить сервисное обслуживание, реально учитывать интересы зрителей. В конечном итоге, эти шаги позволят повысить посещаемость кинотеатров, превратить кинопоказ в рентабельное предприятие и возродить социально-культурные традиции, способствующие интеграции общества и формированию единого культурного пространства города.
1.1. Общие концептуальные принципы и цели создания сети кинотеатров "Московский кинопоказ".
а) Объединение в рамках единой централизованно управляемой сети первоклассных кинотеатров. Создаваемая сеть должна способствовать внедрению рыночной модели в российский кинопоказ (см.1.4).
б) Превращение кинопоказа в принципиально новый аттракцион, развлечение и зрелище. Повышение качества и комфортности кинопоказа до уровня мировых стандартов: проведение комплексной реконструкции действующих кинотеатров, оснащение их новейшей кинопроекционной и звуковой аппаратурой, переоборудование зрительных залов, обеспечение кинотеатров необходимым комплексом объектов сервисного обслуживания (см.раздел 2).
в) Создание ярко выраженного и легко узнаваемого фирменного стиля кинотеатров, входящих в сеть "Московский кинопоказ".
г) Получение у прокатчиков эксклюзивных прав на кинопоказ в кинотеатрах сети наиболее качественных отечественных и зарубежных кинофильмов. Централизованное планирование репертуара с использованием регулярных маркетинговых исследований рынка киноуслуг и разработкой стратегии и тактики кинопоказа (см.1.5).
д) Пропаганда посредством массированной централизованной рекламы кинотеатрального просмотра как качественного развлечения и удобной формы семейного и индивидуального отдыха. Формирование новой моды на посещение кинотеатров (см.1.6).
е) Достижение высокой посещаемости кинотеатров сети и, как следствие, рентабельности кинопоказа. Выделение средств на создание новых отечественных фильмов.
1.2. Преимущества и перспективы предполагаемой деятельности:
Преимущества настоящего проекта, которые, по мнению его инициаторов, будут способны изменить положение дел на рынке киноуслуг и сделать его высокорентабельным:
- общегородской характер проекта, функционирование кинотеатров как единой централизованной сети и, как следствие, возможность приобретения эксклюзивных прав на кинопоказ лучших фильмов и проведения единой репертуарной и рекламной политики;
- новый для российского рынка киноуслуг подход к кино, как аттракциону и зрелищу, в которых используются новейшие технические достижения;
- ориентация на кинотеатры сети как заметные в городе социально значимые предприятия культуры и высококомфортный центр досуга и отдыха населения;
- привлечение для осуществления проекта частных инвестиций;
- использование при управлении сетью комплексного подхода и передового мирового опыта, в частности, электронной системы продажи и учета кинобилетов, что будет способствовать отслеживанию в реальном времени ситуации на рынке кинопоказа и оперативно принимать решения по продвижению на нем каждого конкретного фильма;
- реальная возможность саморазвития системы, закладываемая в проект (например, за счет франчайзинга); возможность выхода на рынок киноуслуг всей страны;
- отсутствие серьезной конкуренции на сегодняшний день.
Разработчики концепции рассчитывают на то, что она встретит заинтересованность со стороны городских органов власти (т.к. имеет большое социальное значение) и различных фирм и организаций (т.к. предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями сервиса, строительными и прочими организациями, ведет к созданию новых рабочих мест).
По мнению инициаторов, проект, обладая вышеперечисленными преимуществами и ориентируясь на потребность практически всех возрастных, этнических и социальных групп населения, т.е. имея массового потребителя, при выполнении определенных условий способен обеспечить высокую рентабельность и является экономически выгодным предприятием.
1.3. Возможные сложности при реализации проекта и пути их преодоления:
Определенные факторы могут создавать трудности в реализации проекта как на этапе создания (в большей степени), так и на этапе функционирования. К числу этих факторов относятся:
- сложившийся стереотип об убыточности системы кинопоказа, неверие в то, что функционирование кинотеатров может стать высокоприбыльным;
- видеопиратство.
По мнению разработчиков концепции, ни та, ни другая из упомянутых трудностей не является принципиально непреодолимым препятствием для его практической реализации. Для их устранения могут быть в частности задействованы следующие средства:
- установление режима наибольшего благоприятствования проекту в общегородском масштабе;
- обеспечение заинтересованности городских органов власти, как собственников кинотеатров в настоящее время, в данном проекте, реализация которого обеспечивает удовлетворение потребностей населения в проведении досуга и непосредственную экономическую выгоду.
Закрытие базовых кинотеатров на период реконструкции приведет к возникновению проблем во взаимоотношениях с трудовыми коллективами кинотеатров социально-экономического и нравственного характера, решение которых будет составной частью инвестиционного плана и осуществится в полном соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов трудовых коллективов (см.1.8).
1.4. Концепция создания и расширения сети, реконструкции и переоборудования кинотеатров: