____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 27 января 2009 года N 36-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 24 апреля 2001 года N 395-ПП
____________________________________________________________________
Анализ заявок на нежилые помещения предпринимательских структур малого бизнеса показал, что перечень недостающих производственных и бытовых объектов в "спальных" районах существенно не изменился: ощущается нехватка химчисток, прачечных, парикмахерских, пунктов ремонта одежды и обуви, столовых и закусочных, оздоровительных комплексов и других видов услуг, необходимых для широких слоев населения.
Практически максимальные усилия активных коммерческих структур направлены на получение нежилых помещений для организации своей деятельности в центральной части города.
Вместе с тем существует ряд проблем в области малого бизнеса, требующих своего решения:
- острая нехватка земельных участков и помещений для малого бизнеса на фоне большого количества неиспользуемых помещений, принадлежащих крупным и средним промышленным предприятиям;
- высокие ставки арендной платы за помещения, как правило, не соответствующие возможностям малого бизнеса;
- простаивающее оборудование крупных и средних промышленных предприятий, которое могло бы быть использовано для производства продукции малыми предприятиями;
- высвобождаемые производственные помещения промышленных предприятий в большинстве своем не подходят под размещение малых предприятий (требуют коренной реконструкции, неэкономичны по расходу энергоресурсов и требуют много средств на их содержание).
Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства на получение и обустройство помещений.
В районах массовой жилой застройки существует проблема по развитию малого бизнеса с привлечением средств предпринимателей и созданию рабочих мест, максимально приближенных к месту жительства. Решение этой проблемы позволит снять социальную напряженность и уменьшить нагрузки на городской транспорт.
Помещения, построенные по существующим нормативам, не в полной мере отвечают потребностям малого бизнеса: нерационально спланированы, требуют дополнительных затрат для приспособления их к новым условиям, а производственные помещения предприятий в большей части не подходят под размещение малых производств по своему масштабу.
В основу разработки проектных предложений по развитию малого предпринимательства положены следующие принципы:
- совершенствование и углубление имущественной поддержки малого предпринимательства путем образования фонда нежилых помещений для размещения малых предприятий с оснащением необходимым оборудованием для их профессиональной деятельности и подготовки их к практическому использованию (передача малым предприятиям "под ключ");
- создание предпосылок по привлечению инвестиционных кредитов для реконструкции и строительства нежилых помещений на возвратной основе под гарантии бюджета города в целях увеличения числа малых предприятий, рабочих мест и эффективного использования (на принципах окупаемости) помещений.
С целью удовлетворения населения "спальных" районов в необходимых услугах, создания в этих районах рабочих мест для 30-40 процентов трудоспособной его части, повышения интересов инвесторов к жилищному строительству в этих районах Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить представленную Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства "Типологию и основные характеристики объектов малого бизнеса для различных градостроительных условий города Москвы", в том числе предложения по формированию и развитию сети предприятий и учреждений малого бизнеса на примере пилотных проектов жилых районов Южное Бутово и Марьинский парк (приложение 1).
2. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Москомархитектурой в IY квартале 1997 года - I квартале 1998 года обеспечить разработку планировочно-технологических решений для первоочередных объектов по основной номенклатуре предприятий и учреждений малого бизнеса за счет средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса.
3. Возложить на Департамент поддержки и развития малого предпринимательства функции инвестора по проектированию и строительству на территории города Москвы зданий для размещения предприятий и учреждений малого бизнеса, а на Москомархитектуру функции генерального заказчика по разработке проектной документации для массового строительства этих объектов.
4. Москомархитектуре:
4.1. По заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства в III квартале 1998 года разработать и ввести в состав МГСН 1.01-97 (Нормы и правила планировки и застройки г.Москвы) нормы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры и промышленных зон малого предпринимательства, отвечающих требованиям современной социально-экономической политики.
4.2. При разработке проектов градостроительных планов развития территорий административных округов руководствоваться разработанными нормами и правилами (п.4.1) планировки и застройки г.Москвы.
4.3. Разработать в III квартале 1998 года по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства архитектурно-технические решения легко трансформируемых малых промышленных объектов для размещения производств, предприятий и учреждений малого бизнеса.
4.4. При подготовке исходно-разрешительной и предпроектной документации на реконструируемые и сооружаемые нежилые помещения для размещения предприятий и учреждений малого бизнеса руководствоваться планировочно-технологическими решениями (п.2) и исходить из многократного применения разрабатываемых проектов и сдачи в эксплуатацию по принципу "под ключ".
4.5. По заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства в IY квартале 1998 года разработать проектные предложения по размещению предприятий и учреждений малого бизнеса в различных градостроительных условиях города Москвы.
5. Подготовку исходно-разрешительной и предпроектной документации на нежилые помещения для размещения предприятий и учреждений малого предпринимательства определить городским заказом.
6. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы в срок до 01.11.97 разработать и представить предложения по консолидируемым источникам финансирования и мерам государственной поддержки инвестирования реконструкции и строительства нежилых помещений для малого предпринимательства.
7. Департаменту экономической политики и развития Москвы ежегодно начиная с 1998 года предусматривать на возвратной основе выделение средств на подготовку исходно-разрешительной документации в соответствии с решением городской комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству, представляемым Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, в пределах средств, выделяемых в бюджете города на указанные цели.
8. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства и Департаменту экономической политики и развития Москвы совместно с Комитетом труда и занятости при заключении инвестиционных контрактов и кредитных договоров на реконструкцию и строительство нежилых помещений для малого предпринимательства предусматривать в качестве залога или расчета за кредит средства гарантийного фонда, формируемого Московским фондом поддержки малого предпринимательства за счет бюджета г.Москвы на поддержку малого предпринимательства и средств Комитета труда и занятости.
9. Считать целесообразным передачу нежилых помещений предприятий, признанных в порядке, установленном законодательством, банкротами, для формирования целевого Фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г.Москве.
10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, Департаменту экономической политики и развития Москвы, Департаменту финансов, Управлению внебюджетного планирования развития города в двухмесячный срок:
10.1. Совместно с Москомимуществом обеспечить разработку порядка передачи целевому Фонду нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г.Москве низколиквидных и незавершенных строек, изымаемых из программы продаж, для достройки за счет средств, предназначенных на развитие малого предпринимательства, средств субъектов малого бизнеса и иных внебюджетных источников с целью последующей передачи их в лизинг, а также механизм возмещения городу расходов, понесенных при строительстве.
10.2. Совместно с Москомархитектурой обеспечить разработку порядка и условия резервирования на стадии проектирования встроенно-пристроенных нежилых помещений, предназначенных для передачи в лизинг, за целевым Фондом нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г.Москве и конкретными субъектами малого бизнеса, участвующих в финансировании строительства этих помещений.
11. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Комитетом труда и занятости, Московским фондом поддержки малого предпринимательства и префектами административных округов предусмотреть реализацию строительства нежилых помещений для малого предпринимательства отдельным разделом в комплексной программе развития малого предпринимательства на 1998-2000 годы.
12. Утвердить Положение о лизинге имущественных комплексов малых предприятий "под ключ" по приоритетным для города направлениям развития (приложение 2).
13. Утвердить Положение о целевом Фонде нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г.Москве (приложение 3).
14. В целях поддержки малых предприятий установить минимальную ставку арендной платы в течение первого года эксплуатации нежилых помещений, передаваемых в лизинг с правом выкупа, в соответствии с минимальной ставкой арендной платы, установленной постановлением Правительства Москвы от 13 августа 1996 года N 689 "О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования".
15. Московскому фонду подготовки кадров по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства обеспечивать подготовку руководителей и специалистов по профессиям, соответствующим деятельности объектов малого предпринимательства, создаваемых по принципу "под ключ".
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Е.В.Егорова.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 16 сентября 1997 года N 683
Типология и основные характеристики объектов малого бизнеса для различных градостроительных условий города Москвы
2. Разработка типологии предприятий и учреждений малого
бизнеса, размещаемых в новых жилых районах г.Москвы
В результате анализа сложившихся типов учреждений и предприятий малого бизнеса в Москве, а также на основе опыта развития за рубежом, разработана типология и определены основные характеристики объектов малого бизнеса для различных градостроительных условий Москвы.
Типология предприятий и учреждений малого бизнеса включает следующие характеристики:
- тип объекта (вид деятельности, предлагаемые услуги);
- архитектурное решение (тип здания, помещения);
- ориентировочные размеры объекта (общая площадь, количество мест и др.);
- количество работающих.
Типы объектов включают предприятия и учреждения социальной сферы торгово-бытового обслуживания, образования, здравоохранения и досуга; хранение автомобилей и автосервис; учреждения интеллектуальных видов деятельности (офисы); мини-производства (предприятия по переработке сырья и полуфабрикатов и выпуску готовой продукции).
Под архитектурным решением подразумевается размещение объекта во встроенно-пристроенном помещении в жилье, в отдельно стоящем здании, в составе общественного здания в зависимости от вида деятельности, технологии производства.
Ориентировочные размеры объектов и количество работающего персонала с учетом оптимальных размеров площадей, необходимых для их функционирования.
Типология объектов малого бизнеса разработана для размещения в основных элементах планировочной структуры города:
- жилой застройки;
- местных центров микрорайонов;
- городских центрах, формирующихся вблизи станций метрополитена;
- в производственных зонах, прилегающих к жилым районам.
В жилой застройке предлагается к размещению до 24 наименований типов объектов малого бизнеса, среди которых преобладают услуги приближенного обслуживания населения.
В местных центрах микрорайонов предлагается к размещению 6 типов объектов.
В городских общественных центрах, размещаемых вблизи станций метрополитена существующих и проектируемых, предлагается к размещению 9 типов групп объектов малого бизнеса, значительную долю в которых занимает деловая сфера.
В производственных зонах предлагается к размещению 16 типов производственных объектов.
В результате проведенной работы удалось значительно повысить разнообразие проектируемых в новых жилых районах объектов как обслуживающей, так и производственно-деловой сферы, что позволит повысить эффективность использования коммунальных зон, повысить коммерческую отдачу при реализации проектов новых жилых районов, разнообразить жилую и городскую среду и увеличить разнообразие и количество мест приложения труда в новых периферийных жилых районах Москвы.
Таблица 1
1. Предприятия и учреждения малого бизнеса в жилых кварталах
N | Тип предприятия | Архитектурное решение | Размеры (общая площадь, кв.м) | Количество работающих (чел.) | Ориентировочные параметры развития |
1. | Мини-кафе, мини-рестораны, закусочные, бары | пристроенные к жилым домам, отдельно стоящие | 20-150 | до 10 | 4 места на 1000 жителей |
2. | Мини-маркеты, "удобные магазины" | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 150-200 | до 10 | 32 кв.м торг. площади на 1000 жителей |
3. | Специализированные промтоварные магазины "бутики" | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 300-400 | до 10 | 16 кв.м торг. площади на 1000 жителей |
4. | Парикмахерские | встроенные в жилые дома, 1 этажи | 10-60 | до 10 | 0,3 рабочих места на 1000 жителей |
5. | Мини-бытовой комплекс (фотоработы, ксерокс, видеопрокат, ювелирный, изготовление визиток, переплетные работы) | встроенные в жилые дома, 1 этажи | 100 | 8-10 | 0,2 рабочих места на 1000 жителей |
6. | Ремонт обуви | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 50 | 1-4 | 0,1 рабочих места на 1000 жителей |
7. | Ателье | встроенные в жилые дома, 1 этажи | 50-100 | 2-5 | 0,1 рабочих места на 1000 жителей |
8. | Ремонт часов | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 50 | 1-2 | 0,1 рабочих места на 1000 жителей |
9. | Ремонт металлоизделий | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 50 | 1-2 | 0,1 рабочих места на 1000 жителей |
10. | Прокат | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 50 | 1-2 | 0,1 рабочих места на 1000 жителей |
11. | Ремонт квартир | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 20 | 2-4 | 0,1 рабочих места на 1000 жителей |
12. | Мини-прачечные | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 200 | 1-2 | 0,2 рабочих места на 1000 жителей |
13. | Мини-химчистки | встроенные в жилые дома, 1 этажи | до 200 | 1-2 | 0,2 рабочих места на 1000 жителей |
14. | Стоматологические кабинеты | встроенные в жилые дома, 1 этажи | 20 | 2 | 0,2 рабочих места на 1000 жителей |
15. | Медико-оздоровительные услуги, тренажерные залы, массаж, сауна | встроенные в жилые дома, 1 этажи | 50-100 | 5-10 | 10 кв.м общей площади на 1000 жителей |
16. | Частный детский сад | встроенные в 1-й этаж или отдельно стоящий на базе детского сада | до 50 мест | до 12 | |
17. | Мини-лицеи | встроенный в 1 этаж или отдельно стоящий на базе детского сада или в школах | до 100 мест | до 20 | |
18. | Ветеринарные лечебницы | встроенные, отдельно стоящие | 50-100 кв.м | 2-3 | 1 объект на муниципальный район |
19. | Досуговые учреждения | встроенные в 1 этажи | 50-100 | 1-2 | 100 кв.м на 1000 жителей |
20. | Научно-проектные, торгово-посреднические фирмы, риэлтерские фирмы, нотариальные конторы, юридические консультации, благотворительные фонды | встроенные, 1 этажи | 50-100 | до 20 | 6-20 объектов на 10000 жителей |
21. | Хлебопекарни, цеха по производству мороженного с кафе | отдельно стоящие, пристроенные | 100-500 | до 5 | 1 объект на 10000 жителей |
22. | Мастерские народных промыслов | встроенные, 1 этажи | 50-100 | до 5 | 1-5 объектов на муниципальный район |
23. | Частные аптеки | встроенные | 20-50 | до 3 | 2 объекта на 10000 жителей |
24. | Гаражи, автосервис | отдельно стоящие, в подземном пространстве |