(с изменениями на 7 июня 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 11 апреля 2006 года N 253-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с изменением объективных условий
на основании постановления Правительства Москвы
от 8 августа 2000 года N 604
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
____________________________________________________________________
С целью совершенствования городской информационно-справочной системы (ГИСС) по обслуживанию населения города, гостей столицы и корпоративных пользователей, создания в г.Москве необходимой для ее функционирования технической среды и службы управления информационным обслуживанием и во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 октября 1996 года N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г.Москвы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить представленную Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства и Департаментом экономической политики и развития г.Москвы Концепцию создания городской информационно-справочной системы г.Москвы (ГИСС) (приложение 1).
2. Фонду имущества г.Москвы - учредителю ОАО "Городская информационно-справочная служба" включить в состав Совета директоров (наблюдательный Совет) ОАО "ГИСС" представителей Департамента экономической политики и развития Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.
3. Рекомендовать руководящим органам ОАО "ГИСС" принять АО МКНТ в состав учредителей в установленном законом порядке, с последующим включением в состав Совета директоров.
4. Поручить ОАО "ГИСС" в IV квартале 1997 года разработать бизнес-план ГИСС и представить его на утверждение заказчику.
5. Возложить:
5.1. На Департамент экономической политики и развития Москвы как государственного заказчика информационных систем органов власти, управления и муниципального хозяйства г.Москвы функции инвестора по созданию ГИСС;
5.2. На Департамент поддержки и развития малого предпринимательства функции заказчика по созданию городской информационно-справочной системы в соответствии с требованиями Временного положения о прохождении и финансировании заказов на создание и модернизацию информационных систем в г.Москве, утвержденными распоряжением Мэра Москвы от 29 мая 1997 года N 416 "Об утверждении плана работ и нормативных документов по информатизации органов власти, управления и муниципального хозяйства Москвы".
6. Определить ОАО "ГИСС" пользователем системы и базовой организацией.
7. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
7.1. Совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы, АО МКНТ в двухмесячный срок на основе Концепции и технико-экономического обоснования создания ГИСС выработать условия проведения и провести открытый конкурс за право выполнения функций:
- генерального исполнителя по разработке и реализации проекта по созданию программно-технической и организационно-технологической частей городской информационно-справочной системы "под ключ";
- исполнителей по разработке баз данных и сети инфоматов.
7.2. В месячный срок после завершения конкурса заключить договор с победителем конкурса на выполнение функций генерального исполнителя по реализации проекта по созданию программно-технической и организационно-технологической частей городской информационно-справочной системы "под ключ".
7.3. Совместно с Москомархитектурой обеспечить разработку в 1997 году проекта размещения объектов ГИСС, справочно-информационных узлов (СИУ) и инфоматов на территории города Москвы с согласованием мест их установки с префектами административных округов, Департаментом потребительского рынка и услуг, Управлением транспорта и связи, Московской железной дорогой и Московским метрополитеном.
7.4. Обеспечить создание ГИСС в соответствии с утвержденной Концепцией следующими этапами:
7.4.1. Разработка проекта ГИСС и развертывание в 1997 году в г.Москве в крупных торговых центрах, гостиницах, на вокзалах и в метро (в том числе: 30 ед. к 1 сентября 1997 года) сеть справочно-информационных автоматов (инфоматов), обеспечивающих население общедоступной адресно-справочной, торговой, туристической, культурной, спортивной и иной информацией.
7.4.2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
7.4.3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
7.5. Предусмотреть в 1997-1998 гг. выделение из средств на поддержку малого предпринимательства финансовых ресурсов на установку 100 инфоматов в местах массового сосредоточения пользователей системы.
7.6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
10. Утвердить состав Комиссии по проведению конкурса на проектирование и исполнение проекта городской информационно-справочной системы г.Москвы (приложение 2).
11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 года N 418.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению правительства
"О концепции создания городской
информационной справочной
системы г.Москвы"
Разработка выполнена в соответствии с поручением, изложенном в п.7.4 постановления Правительства N 860 от 15.10.96 "О совершенствовании информационно-справочной системы г.Москвы"
Концепция создания городской
информационной справочной системы
(ГИСС)
1. Исходные данные
Городская автоматизированная информационно-справочная система г.Москвы (в дальнейшем - ГИСС) создается в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 860 от 15.10.96. ГИСС предназначена для обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы.
В настоящее время в области информационно-справочного обслуживания жителей и гостей столицы сложилась следующая ситуация.
До начала девяностых годов справочное обслуживание населения обеспечивалось "Мосгорсправкой". Сегодня же возможность получить общегородскую справочную информацию на улицах города и в местах общего пользования практически отсутствует. Некоторым исключением являются ведомственные информационно-справочные системы транспортных служб (вокзалы, станции метро, аэропорты) и информационные издания, продающиеся в коммерческих киосках. К сожалению, имеющиеся в них данные носят разрозненный характер, отсутствует единая технология их актуализации, сведения о городе зачастую противоречивы. Кроме того, предоставляемая информация порой искажена, а ее источники сомнительны. На открытом рынке существуют, например, контрафактные копии служебных баз данных МВД, поставляемые на оптических дисках, которые никем не авторизованы и не обновляются.
В то же время, ежедневно справочные службы МГТС обрабатывают до 1.5 млн. запросов абонентов телефонных сетей. Около 2 миллионов приезжих ежедневно нуждается в справочном обслуживании. По оценкам специалистов СИЦ'а (справочно-информационного центра МГТС) еще приблизительно 1.5 млн. запросов просто не обрабатываются так как отсутствует возможность высылки счета на оплату услуг.
Следовательно спрос на информационные услуги в Москве остается крайне высоким, тогда как существующая городская система информационно-справочного обслуживания устарела и мало приспособлена к работе в новых условиях. Таким образом очевидно, что сложилась крайне негативная ситуация, которая продолжает усугубляться чисто объективными причинами - наличие на рынке незанятой ниши подогревает интерес коммерческих структур и провоцирует на появление суррогатных справочных служб, имитирующих услуги Мосгорсправки и, естественно, никак не отвечающих за качество услуг.
Исходя из этого, создание общегородской информационно-справочной системы необходимо для выполнения одной из важнейших функций муниципальных органов - повышения качества жизни москвичей и гостей столицы, которое может быть, в частности, достигнуто за счет налаживания эффективного информационного обслуживания.
Опыт крупных городов мира показывает, что с помощью современных информационных технологий можно эффективно организовать справочно-информационное обслуживание населения и получить дополнительный качественный аппарат для формирования общественного сознания. Принципиально новые возможности в обобществлении информации и организации массового дистанционного доступа к ней обеспечены широким развитием общедоступных компьютерных сетей, особенно - реализуемых на основе открытых технологий Интернет, которые позволят обеспечить практически безграничное расширение доступных объемов информации. Такие технологии позволяют вынести информационный сервис в произвольную точку города, оснащенную каналами связи.
Анализ мирового опыта развития глобальной сети Интернет позволяет сделать вывод о том, что резкий взлет популярности сети и, соответственно, качественный скачек в использовании ее информационных возможностей, связан с выходом этого явления на уровень доступности для массового потребителя. Данный сектор рынка является массовым и способен обеспечить в перспективе наибольший объем финансирования за счет оплаты услуг ГИСС.
Количество потенциальных пользователей измеряется десятками тысяч, и, по данным РОЦИТ, в настоящее время в Москве увеличивается на 100% в год. Всего, на февраль 1997 года, в городе работало не менее 250 тысяч индивидуальных пользователей Интернет. Эта группа населения является перспективной базой роста для проекта ГИСС и, соответственно, учитывается при определении количества потенциальных пользователей. Материалы постоянного мониторинга информационного спроса в рамках Интернет, осуществляемого ЦЭМИ РАН совместно с РОЦИТ, показывают, что в первую очередь будут пользоваться спросом следующие подсистемы и отдельные справочные массивы ГИСС:
- Культурная жизнь города
- Транспортная сеть Москвы
- Социальная жизнь города
- Метео-экологические карты Москвы, России и Мира
- Образовательные программы
- Развлекательные и информационные программы
- Медицина
- Трудоустройство и занятость
- Страховой сервис
- Туризм
- Информационная поддержка малого и среднего бизнеса
- Торгово-финансовые услуги
- Адвокатские услуги и нотариальные консультации
2. Анализ источников информации
В ходе проведенных маркетинговых исследований было выявлено, что в Москве существует достаточно много различных источников информации в виде баз данных и так или иначе развивающихся информационных проектов.
Огромный объем информации в электронном виде хранится в настоящее время в базах данных, созданных государственными, научными, промышленными и коммерческими организациями - владельцами баз данных. Перечень и первичные результаты анализа имеющихся баз данных содержатся в материалах инвентаризации муниципальных баз данных, подготовленных ДЭПиР в 1996 году. Данный источник использовался в качестве исходного при разработке технических решений по проекту.
2.1. Коммерческие источники информации
Среди потенциальных поставщиков информации для размещения в базах данных ГИСС выделяются две категории:
- фирмы, информационный сервис которых является маркетинговым инструментом для торговых компаний или определенного вертикального рынка (Mobile, Hard'n'Soft, CONNECT! и пр.);
- фирмы или организации, для которых поставка информационных услуг является профилирующим бизнесом (Мосвнешинформ, Московская Информационная Сеть, КонcультантПлюс и др.).
В этой группе имеется достаточно широкий набор информации, предоставляемой, как на основе оплачиваемых услуг, так и условно-бесплатных, например, характеристики товаров в сетях розничной торговли. Поставщики информации такого рода пользуются и печатными (твердая копия) и электронными формами предоставления информации. Среди печатных следует отметить: Mobile, Экстра-М, "Из рук в руки", Центр-Плюс, КонcультантПлюс, "Досуг в Москве". Среди электронных средств, имеющих собственные "электронные" системы распространения, следует отметить: Mobile, КонcультантПлюс, Гарант. Среди наиболее крупных электронных изданий, базирующихся на компьютерных сетях: Россия-он-лайн, ИнфоАрт, Открытые Системы, Межбанковский Финансовый Дом. В настоящее время западные компании также предлагают свою продукцию на рынке информационных услуг, например издание Business Guide, которое планирует создать версию своего справочника в электронном виде.
Все возможные поставщики информации этого типа в настоящее время находятся на стадии определения своей маркетинговой политики и станут возможными партнерами проекта ГИСС по мере достижения соглашений об обмене данными или оплате услуг.
2.2. Некоммерческие источники информации
В этой группе важно выделить владельцев информации, представляющей интерес для остальных пользователей сети ГИСС. В первую очередь, ими являются учреждения культуры и отдельные средства массовой информации. Большой объем общественно значимой информации накоплен в музеях и библиотеках Москвы. В интересах проекта ГИСС также представляется целесообразным выполнить разработку Web-представительств для наиболее известных московских высших учебных заведений.
Многие учреждения культуры обладают информационными ценностями, обладающими большой притягательной силой для потенциальных пользователей ГИСС, работающих на коммерческой основе. Количество новых индивидуальных, а часто - и корпоративных пользователей, планирующих приобрести информационный сервис такого типа, будет достаточно велико. Для обеспечения положительного восприятия проекта со стороны важных референтных групп (власть, СМИ и др.), по предварительным оценкам, целесообразно предпринять несколько проектов по созданию Интернет-представительств (WWW-сайтов) информационного фонда некоторых учреждений культуры. В этом случае может быть оправданным и целевое финансирование за счет бюджета проекта. Перечень потенциальных доноров историко-культурной информации может включать:
- Государственный Исторический музей;
- ГТГ ("Третьяковка");
- ГПБ;
- Политехнический музей;
- Оружейная палата.
3. Элементы новизны проекта ГИСС
Проведенный Разработчиком анализ опыта крупнейших метрополий мира показывает, что современный город не может успешно функционировать без развитой системы оказания справочных услуг населению. В настоящее время ни одна из столиц развитых стран и многие из крупных городов не обходятся без централизованной системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе. В отдельных случаях, доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание статичных, часто - необслуживаемых, пунктов выдачи заранее подготовленной, распечатанной справочной информации (как правило, информационные киоски для туристов - Сан-Франциско, Вена, Майами, Цюрих...). При таком подходе требования к квалификации персонала, работающего в киосках, могут быть весьма низкими. В большинстве городов, создававших или обновлявших свои информационно-справочные системы в течение последних пяти лет, информационно-справочная служба строится на основе различных вариантов систем с удаленным доступом к централизованным информационным ресурсам (Париж, Филадельфия, Вашингтон, Турку, ...). При таком подходе, посредником между пользователем и системой является оператор, или дружественный диалоговый интерфейс программы доступа.