от 23 мая 1996 года N 469-РП
Об организации контроля за выполнением условий
инвестиционных конкурсов инвесторами и предприятиями-эмитентами
____________________________________________________
Утратило силу на основании постановления
Правительства Москвы от 5 декабря 2000 года N 968
____________________________________________________
В период приватизации государственных и муниципальных предприятий 1993-1995 гг. Фондом имущества г.Москвы проведено 370 инвестиционных конкурсов на сумму инвестиций 460430 млн.руб. и 229 млн.американских долларов. Инвестиции, внесенные в московские предприятия, должны были составить: денежными средствами (30 %), основными средствами (25 %), ремонтными и строительными работами (18 %), внедрением новых технологий (10%) и др. Основной формой контроля хода выполнения инвестиционных программ являются отчеты инвесторов и эмитентов, подтвержденные соответствующими финансовыми документами. Фондом имущества г.Москвы запрошены и получены 312 отчетов о выполнении инвестиционных программ и их этапов.
В то же время выездные проверки выполнения инвестиционных программ по 33 московским предприятиям выявили, что на 9-ти из них программы не выполнены на сумму инвестиций 49516,5 млн.руб. Анализ выполнения договоров купли-продажи пакетов акций предприятий на инвестиционных конкурсах и инвестиционных программ показал, что основными причинами невыполнения инвесторами взятых на себя обязательств являются: отсутствие договора о выполнении инвестиционной программы между эмитентом и инвестором, финансовых возможностей у инвестора выполнить инвестиционную программу, имущественных гарантий со стороны эмитента, а также несовершенная нормативная база.
В целях усиления контроля за выполнением условий инвестиционных конкурсов инвесторами и предприятиями-эмитентами и принятия мер по реализации взятых ими на себя обязательств:
1. Комитету по управлению имуществом Москвы, Фонду имущества г.Москвы совместно с отраслевыми департаментами провести в 1996 году индивидуальную экспертизу всех инвестиционных программ победителей инвестиционных конкурсов, с целью определения эффективности инвестиций и сроков их осуществления, возможности материально-технической и финансово-экономической базы предприятия-эмитента освоить проектные объемы в предлагаемые сроки, а также обеспечения поэтапного контроля за выполнением инвестиционных программ.
2. Утвердить Положение о порядке (организации) контроля за выполнением условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи и инвестиционных программ" (приложение).
3. Фонду имущества г.Москвы, Комитету по управлению имуществом, отраслевым департаментам разработать во втором квартале 1996 года план-график и проводить с привлечением независимых экспертов и аудиторов совместные проверки выполнения эмитентами и инвесторами своих обязательств.
4. Поручить Комитету по управлению имуществом по результатам выполнения п.1 данного распоряжения оперативно вносить изменения в утвержденные инвестиционные программы в части этапов и направлений инвестирования в пределах общих объемов и сроков, установленных по результатам инвестиционных конкурсов. Установить, что основанием для внесения данных изменений является совместное обращение предприятия-эмитента и инвестора, согласованное с соответствующим отраслевым департаментом.
5. Поручить Фонду имущества г.Москвы в установленном порядке расторгать договоры купли-продажи пакетов акций с победителями инвестиционных конкурсов, невыполнивших свои обязательства перед предприятиями-эмитентами.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и председателя Фонда имущества г.Москвы Климовича М.В.
И.о.Премьера
Правительства Москвы
Б.В.Никольский
Приложение
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 23.05.96 N 469-РП
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке (организации) контроля
за выполнением условий инвестиционных конкурсов,
договоров купли-продажи и инвестиционных программ
Положение о порядке осуществления контроля за выполнением условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи государственной и муниципальной собственности и инвестиционных программ (далее по тексту Положение) разработано во исполнение постановления Правительства г.Москвы от 14 ноября 1995 года N 928 "О работе Фонда имущества г.Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий" и в целях усиления контроля за выполнением инвесторами и эмитентами, взятых на себя обязательств, по результатам инвестиционных конкурсов и принятия мер по привлечению дополнительных инвестиций в акционерные общества открытого типа, созданных в процессе приватизации.
1. Настоящее Положение регламентирует организацию Фондом имущества г.Москвы контроля за выполнением инвесторами и (или) предприятиями-эмитентами условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи по итогам инвестиционных конкурсов и инвестиционных программ при продаже пакетов акций (долей, паев) в процессе приватизации государственных, муниципальных предприятий (далее по тексту контроль).
2. Осуществление контроля Фондом имущества г.Москвы является обязательным по результатам всех инвестиционных конкурсов по продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации.
3. Для осуществления контроля, в случае необходимости, Фонд имущества г.Москвы привлекает по согласованию департаменты и комитеты Правительства Москвы. Координация работ контролирующих служб департаментов и комитетов возлагается на Фонд имущества г.Москвы.
4. Формы и методы контроля:
4.1. Хранение и учет приобретенных инвестором акций в "Городском депозитарии". Для осуществления действенного контроля и гарантирования сохранности акций до полного выполнения инвестором взятых на себя обязательств Фонд имущества г.Москвы на предварительном этапе при оформлении договора купли-продажи с инвестором оговаривает обязательство последнего открыть счет депо в "Городском депозитарии" и осуществлять хранение и учет приобретенных акций в "Городском депозитарии" до полного выполнения условий инвестиционного конкурса, договора купли-продажи и инвестиционной программы. Только с выпиской со счета депо "Городской депозитарий" договор является основанием, подтверждающим право инвестора на собственность приобретенных акций.
4.2. Рассмотрение (проверка) отчетных документов инвестора и предприятия-эмитента по реализации условий конкурса и инвестиционной программы, включающие материалы подтверждающие:
- внесение инвестиции в размерах и в сроки,определенные результатами конкурса;
- использование инвестиций на установленные инвестиционной программой цели;
- реализацию установленных условий конкурса и инвестиционной программой целей и задач.
4.3. Анализ финансово-хозяйственных документов предприятий-эмитентов и инвесторов проводится с целью выявления допущенных отклонений инвестором и (или) предприятием-эмитентом от целей и задач, зафиксированных условиями конкурса и инвестиционной программой.
При этом подлежат обязательной проверке платежные поручения инвестора и предприятия-эмитента, формы ОС-1,грузовые таможенные декларации, акты приема в эксплуатацию и другие финансово-хозяйственные документы, подтверждающие использование инвестиций на предусмотренные инвестиционной программой цели.
4.4.Комплексная проверка использования инвестиций с выездом на предприятие-эмитент и проверкой результатов инвестиций на месте проводится Фондом имущества г.Москвы в случае наличия обоснованных сомнений в достоверности полученной информации и документов о выполнении условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи и инвестиционных программ. А также рекомендуется при проверке крупномасштабных инвестиций, связанных с реорганизацией или частичным перепрофилированием действующего производства, строительством или реконструкцией предприятия, крупномасштабным техническим перевооружением производства и др.
Комплексная проверка выполнения условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи и инвестиционных программ осуществляется в ходе ее проведения путем составления акта установленного образца (приложение N 1 к Положению).
Отдел контроля Фонда имущества г.Москвы представляет акты проверок, после чего по ним председателем Фонда имущества г.Москвы принимаются соответствующие решения. В случае, если вопрос относится к крупномасштабным проектам, то Фонд имущества г.Москвы вправе обратиться за соответствующим решением к руководителю имущественно-земельного комплекса Правительства Москвы.
4.5. Проверка реализации условий конкурсов и инвестиционных программ независимыми экспертами и аудиторами проводится по поручению Фонда имущества Москвы под наблюдением назначенного им ответственного представителя. Ответственный исполнитель назначается председателем Фонда имущества г.Москвы.
Целью проверки являются :
- финансово-экономический анализ инвестиций;
- оценка независимыми экспертами соответствия использования инвестиций целям и задачам конкурса и инвестиционной программы;
- оценка взаимоотношений инвестора и предприятия-эмитента в процессе инвестирования.
4.6. Проведение дополнительных экспертных и (или) аудиторских проверок, осуществляется по решению руководителя Фонда имущества.
В случае наличия у Фонда имущества г.Москвы обоснованных сомнений в достоверности полученной информации и документов о выполнении условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи и инвестиционных программ Фонд имущества г.Москвы организует дополнительную проверку.
5. Порядок осуществления проверок
5.1. Фонд имущества г.Москвы:
- организует проведение проверок путем издания соответствующих распоряжений на основании плана-графика проведения проверок;
- привлекает по мере необходимости независимые аккредитованные при Фонде имущества г.Москвы фирмы для проведения проверок;
- получает по согласованию из департаментов и комитетов Правительства Москвы заключения о финансово-хозяйственном состоянии и деятельности предприятий;
- осуществляет анализ результатов проведения проверок;
- подготавливает необходимые документы для расторжения договоров купли-продажи, признания их недействительными или принятия санкций, установленных постановлениями Правительства Москвы, с последующим их представлением в суд;
- расторгает договора купли-продажи в одностороннем порядке в соответствии с условиями договоров;
- выступает в Арбитражном суде в качестве истца.
5.2. Проверка может осуществляться как непосредственно Фондом имущества г.Москвы с привлечением департаментов и комитетов, так и по его поручению независимыми аккредитованными при Фонде имущества г.Москвы фирмами.
5.3. Перечень объектов, по которым осуществляются проверки выполнения условий инвестиционных конкурсов, договоров купли-продажи, инвестиционных программ составляются Фондом имущества г.Москвы с участием департаментов и комитетов Правительства Москвы.
5.4. Сроки проведения проверок определяются сроками выполнения инвестором этапа (этапов) инвестиционной программы, на основании плана-графика проведения проверок, утверждаемого председателем Фонда имущества г.Москвы.
6. Приемка-сдача работ по выполнению инвестиционной программы.
6.1. Подтверждение выполнения инвестиционной программы. В случае наличия достаточных оснований и подтверждающих документов, Фонд имущества г.Москвы с привлечением, в случае необходимости, профильных департаментов ( комитетов) Правительства Москвы оформляет Акт приемки-сдачи работ по выполнению инвестиционной программы (приложение N 2 к Положению).
6.2. Необходимым условием оформления Акта приемки-сдачи работ по выполнению инвестиционной программы является наличие письменного решения высшего органа управления предприятия (либо общее собрание акционерного общества, либо его Совет директоров) о выполнении инвестиционной программы.
6.3. Условия инвестиционного конкурса, договор купли-продажи и инвестиционная программа считаются выполненными после подписания Акта приемки-сдачи работ по выполнению инвестиционной программы продавцом (Фондом имущества г.Москвы) с привлечением, в случае необходимости, профильного департамента ( комитета) Правительства Москвы, покупателем (инвестором), а также эмитентом (акционерным обществом).
6.4. Выявление несоответствия размеров и (или) сроков инвестирования, принятых на себя инвестором-победителем конкурса условиям конкурса, инвестиционной программе, договору между инвестором и предприятием-эмитентом, иным документам, связанным с инвестиционным процессом.
Могут быть рекомендованы следующие меры:
- достижение соглашения между инвестором и предприятием-эмитентом о порядке и сроках завершения инвестиционного процесса, под наблюдением Фонда имущества или профильного департамента (комитета) Правительства Москвы;
- при совместном обращении инвестора и предприятия-эмитента внесение изменений в ранее принятые инвестиционные программы по срокам и направлениям инвестирования в пределах принятых объемов инвестиций;
- при недостатке собственных ресурсов у инвестора-победителя конкурса привлечение третьего лица для внесения недовнесенных инвестиций (при наличии согласия инвестора-победителя и эмитента);
- расторжение договора купли-продажи акций в установленном законодательством порядке.
6.5. Выявление несоответствия использования инвестиций предприятием-эмитентом инвестиционной программе, договора между инвестором и предприятием-эмитентом.
В этом случае, а также при наличии обоснованных изменений применения инвестиций Фонд имущества г.Москвы с привлечением, в случае необходимости, профильного департамента (комитета) Правительства Москвы и по соглашению с предприятием-эмитентом и инвестором согласовывает корректировку инвестиционной программы и вытекающие из нее иные документы в пределах утвержденных сроков, направлений и объемов инвестиций.
7. В случае появления вновь сложившихся экономико-финансовых обстоятельств, не позволяющих предприятию-эмитенту рационально использовать предусмотренные программой инвестиции (изменение конъюнктуры рынка, моральная устарелость поставляемого оборудования, изменение направления деятельности эмитента и др.), по письменному соглашению эмитента и инвестора Фонд имущества г.Москвы вправе по согласованию с эмитентом и с привлечением, в случае необходимости, профильного департамента (комитета) Правительства Москвы, вносить изменения в утвержденные инвестиционные программы по срокам и направлениям инвестирования в пределах утвержденных объемов инвестиций.
8. В случае появления вновь сложившихся обстоятельств, не позволяющих инвестору полностью выполнить инвестиционную программу (отсутствие финансовых и материальных возможностей и др.), по просьбе инвестора и с согласия эмитента Фонд имущества г.Москвы с привлечением, в случае необходимости, профильного департамента (комитета) Правительства Москвы, дает разрешения и согласовывает договор о переуступке обязательств по условиям инвестиционного конкурса, договору купли-продажи и инвестиционной программе от одного инвестора другому инвестору (покупателю) в рамках невыполненных этапов (объемов) инвестирования.
9. В случае расторжения договора купли-продажи, Фонд имущества г.Москвы реализует пакет акций на аукционе или коммерческом конкурсе. При расторжении договора купли-продажи инвестору возвращаются полученные у него по договору средства без индексации и за вычетом процента, включающего затраты Фонда имущества г.Москвы по обеспечению процедур, связанных с оформлением и расторжением договоров. Источником для расчетов с инвесторами являются в соответствии с действующим законодательством средства, полученные от приватизации.
10. В случае, если Фонд имущества г.Москвы установил факт нарушения условий инвестиционного конкурса, договора купли-продажи или инвестиционной программы, он вправе:
- требовать исправления нарушений от инвестора и (или) предприятия-эмитента, о чем в их адрес направляются соответствующие предписания;
- применять санкции в установленном порядке, в случаях, если они предусмотрены соответствующими постановлениями Правительства Москвы и не требуют решения Арбитражного суда;
- расторгать договора купли-продажи в одностороннем порядке в соответствии с условиями договоров;
- принимать решение о передаче рассмотрения вопроса о нарушении договора купли-продажи в Арбитражный суд.
Приложение N 1
к Положению о порядке(организации)
контроля за выполнением условий
инвестиционных конкурсов,
договоров купли-продажи и
инвестиционных программ
АКТ
проверки исполнения инвестором-победителем
инвестиционного конкурса _______________обязательств,
предусмотренных условиями инвестиционного конкурса,
договором купли-продажи _______________________пакета акций
приватизированного предприятия _____________________ и инвестиционной
программой, являющейся неотъемлемой частью договора купли-продажи