ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 1995 года N 984

О финансировании работ по
Московскому международному
деловому центру "Москва-СИТИ"
(ММДЦ) на 1996 год и утверждении
программ развития проекта ММДЦ

(с изменениями на 9 декабря 1997 года)
_______________________________________________    

Снято с контроля в связи с принятием новых правовых
актов городской администрации на основании
постановления  Правительства Москвы от 12 мая 1998 года N 372
_____________________________________________

Информация об изменяющих документах

_______________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858.
_______________________________________________________________________

     

В связи с решением координационного совета по реконструкции центральной части Москвы от 04.10.95 об основных направлениях развития проекта ММДЦ и финансировании капитальных вложений на строительство инженерно-транспортной инфраструктуры, вспомогательных объектов, торгово-пешеходного моста через р.Москву и центрального ядра ММДЦ в 1996 году правительство Москвы постановляет:

1. Согласовать Программу градостроительного и социально-экономического развития Московского международного делового центра "Москва-СИТИ" (приложение 1) и утвердить Программу развития проекта ММДЦ "Москва-СИТИ" на 1995-1996 годы (приложение 2) в объеме капвложений 40 млн. долларов США на 1996 год из валютного фонда правительства Москвы.

2. (Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858).

3. (Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858).

4. (Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858).

5. (Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858).

6. (Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858).

7. (Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года N 858).

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы Орджоникидзе И.Н

Премьер правительства
Москвы
                                                    Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению
 правительства Москвы
 от 5 декабря 1995 г. N 984

ПРОГРАММА
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА
"МОСКВА-СИТИ"

МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ
ЦЕНТР "МОСКВА-СИТИ" МОСКВА - РОССИЯ

     

Введение

Настоятельная необходимость создания в Москве современного делового центра, отвечающего потребностям мирового бизнеса, определяется тем, что в настоящий момент Россия активно включается в международное экономическое сообщество. Мировой опыт показал, что разносторонние контакты в области бизнеса, торговли, банковского и страхового дела наиболее успешно реализуются в концентрированной деловой зоне, функциональный состав которой, месторасположение в городе, транспортные связи, инженерная инфраструктура и архитектурная выразительность, а также уровень сервиса и качество управления коммерческими площадями соответствуют принятым в мире стандартам.

Поэтому правительство Москвы приняло решение создать Московский международный деловой центр "Москва-СИТИ" (ММДЦ), который призван активно способствовать развитию центральных функций Москвы как столицы России.

В ММДЦ "Москва-СИТИ", который будет располагаться на Краснопресненской набережной столицы в 4-х километрах от Кремля, в окружении парков в многоэтажных зданиях разместятся офисы фирм и компаний, первоклассные отели, банки, биржи, а также рестораны, выставочные залы, магазины, и службы сервиса, необходимые как для оптимальной работы и жизнедеятельности бизнесменов всех стран мира, так и для жителей Москвы и ее гостей.

Реализация проекта позволит сформировать в Москве необходимую для российских и иностранных предпринимателей отвечающую международным стандартам инфраструктуру современного бизнеса, привлечь крупные отечественные и иностранные инвестиции, создать принципиально новые отрасли высотного и экологически чистого градостроения, создать десятки тысяч новых рабочих мест, дополнить архитектурный облик Москвы новым ансамблем начала XXI века.

Учитывая социально-экономическую и политическую значимость ММДЦ для Москвы, а также масштаб проекта и множественность задач экономического, социального, технического, правового и организационного характера, решаемых в процессе реализации проекта, была разработана комплексная программа развития ММДЦ "Москва-СИТИ". Программа разработана акционерным обществом "СИТИ" на основании утвержденной градостроительной концепции в соответствии с генеральным договором с правительством Москвы об управлении и развитии проекта ММДЦ "Москва-СИТИ".

При разработке программы использованы следующие методологические принципы:

- целостный подход к территории, отведенной для ММДЦ, при дифференцированном развитии ее основных структурных частей;

- достижение оптимального соотношения социальных, экономических, функциональных, архитектурно-пространственных и экологических факторов жизнедеятельности концентрированного делового района "Москва-СИТИ";

- разработка стратегии развития ММДЦ с учетом процессов функционирования центра Москвы и прилегающих районов, а также с учетом роли районов Красной Пресни и набережной Москвы-реки в системе сложившихся общегородских связей;

- комплексный подход к разработке правового, финансового и организационного обеспечения развития района ММДЦ "Москва-СИТИ".

     

I. Цели создания ммдц "Москва-СИТИ"

ММДЦ "Москва-СИТИ" является крупнейшим градостроительным макроэкономическим проектом, который в значительной степени затрагивает интересы города в целом. Участвуя в проектах такого масштаба и развивая их, город, как правило, преследует несколько целей, реализация которых способствует достижению определенных положительных результатов в разных сферах его жизнедеятельности.

Основная цель создания ММДЦ "Москва-СИТИ", о которой говорилось выше - общественно-политическая. Создание концентрированной деловой зоны позволит Москве занять по праву принадлежащее ей место в ряду финансово-деловых столиц мира. Как известно, крупнейшие города мира, такие как Нью-Йорк, Париж, Лондон, Торонто, Токио и т.д. обладают своими "сити" - центрами деловой активности. Создание концентрированной деловой зоны в центре столицы, в достаточной близости от Кремля, но за границами Садового кольца позволит вернуть историческому центру города его культурно-исторические функции, разгрузить исторический центр Москвы от потоков транспорта, улучшит коммуникационные связи между представительствами крупнейших компаний, банков и фирм, позволит гармонично объединить в пределах одной территории бизнес, проживание и досуг.

Реализуя следующую цель - создание на перспективу постоянного устойчивого источника доходов, поступающих в муниципальный бюджет в виде отчислений от прибыли, полученной от эксплуатации коммерческих площадей, город откликается одновременно на потребности рынка недвижимости Москвы.

Состояние этого рынка характеризуется на сегодняшний день высоким устойчивым дефицитом офисных, торговых и высококачественных жилых помещений, а также современных объектов досуга. Так, например, общая потребность в офисных площадях, соответствующих принятым в мире стандартам, составляет в Москве около 12 млн. кв. метров. В настоящий момент в Москве существует лишь несколько зданий, качество и оборудование которых (средства связи, охрана, обслуживание, гаражи) отвечают международному уровню. Международные корпорации, а также стремительно растущее количество российских предпринимателей хотели бы расширить свои штаб-квартиры в Москве, но этому мешает отсутствие деловых и жилых помещений соответствующего качества и уровня безопасности. Потребность в площадях международного качества для офисов, торговли и жилья будет продолжать расти по меньшей мере в ближайшие десять лет по мере того, как международные организации и фирмы (большинство которых во всем мире предъявляет стандартные требования к качеству помещений) будут увеличивать свои штаты в Москве. Этот рост в ближайшем будущем обострит дефицит хорошей недвижимости и усугубит потребность в качественной комплексной застройке в Москве. В долгосрочной перспективе увеличение потребности будет способствовать ускорению строительства в городе.

При создании ММДЦ "Москва-СИТИ" достигается также ряд социальных целей. Так, например, ММДЦ "Москва-СИТИ" требует активного использования трудовых ресурсов Москвы как в период строительства, так и на этапе эксплуатации его объектов. Создание и функционирование ММДЦ "Москва-СИТИ" вызывает необходимость создания новых рабочих мест не только в самом центре, но также и в отраслях города, которые будут связаны с обеспечением функционирования ММДЦ и его обслуживанием: в пищевой промышленности, транспорте, связи, банковском деле, а также в торговле, бытовом обслуживании, рекламе и т.д.

Одним из положительных аспектов программы развития ММДЦ "Москва-СИТИ" является также повышение эффективности функционирования территории района, в котором расположен ММДЦ "Москва-СИТИ" - района Красной Пресни в целом и, в первую очередь, зон, расположенных на Краснопресненской набережной, имеющих высокую ценность земли и обладающих высоким градостроительным потенциалом. В рамках развития программы ММДЦ предполагается улучшение общего экологического состояния района, развитие его инженерной и транспортной инфраструктуры, а также реконструкция и строительство жилищного фонда. Для развития этого района Москвы и обеспечения его жизнедеятельности необходимо строительство новых дорог и развязок, а также реконструкция уже существующих, прокладка линий метрополитена и строительство пешеходного и транспортного мостов, которые свяжут Кутузовский проспект с Краснопресненской набережной, а Минское шоссе - со Шмитовским проездом и далее с Рижской эстакадой. Строительство ММДЦ ускорит решение всех этих необходимых для района проблем.

     

II. Оценка  экономической  целесообразности  создания
ММДЦ  "Москва-СИТИ"

Оценка состояния рынка недвижимости Москвы, которое характеризуется высоким спросом на современные офисные и торговые помещения, отсутствием кондоминиумов западного стандарта и нехваткой рекреационных и досуговых объектов, с учетом роста спроса на эти помещения по мере развития рыночных отношений в России и увеличения бизнес- и турпотоков, позволяет сделать вывод, что бизнес, связанный с созданием и развитием недвижимости в Москве является высокодоходным и инвестиции в него, безусловно, оправданными. Это является доказательством экономической целесообразности создания ММДЦ "Москва-СИТИ", который после завершения строительства станет мощным источником доходов, поступающих в городской бюджет.

Один из источников этих поступлений - плата за землю, которую вносят арендаторы участков. Она наиболее высока в центре города: в частности, арендная плата на территории ММДЦ "Москва-СИТИ", установленная распоряжением мэра от 19 июня 1995 г. N 291-РМ для компаний-резидентов, составляет 33012 ЭКЮ за 1 га в год. Для компаний-нерезидентов ставка арендной платы за землю больше в 10 раз. Этим же распоряжением территория ММДЦ "Москва-СИТИ" (зона 8-1 "СИТИ") отнесена к подзонам Москвы повышенной ценности. Понятно, что такую высокую арендную плату за землю способны платить только те компании, которые создают высокодоходную коммерческую недвижимость и получают достаточно высокую прибыль от управления ею. В перспективе, арендная плата за 100 га территории, отведенной под ММДЦ и исчисленная даже по ставке, установленной для компаний-резидентов, составит не менее 5 млн. долларов в год. Аренда участков земли иностранными компаниями увеличит размер этих поступлений.

Вторым источником доходов Москвы от ММДЦ "Москва-СИТИ" станут отчисления от прибыли компаний, владеющих коммерческими площадями в ММДЦ и сдающих их в аренду. Это довольно мощный источник поступлений в городской бюджет, хотя понятно, что в полной мере он может быть задействован после того, как коммерческие площади начнут эксплуатироваться, а владельцы зданий окупят вложенные в их строительство средства либо расплатятся за привлеченные кредиты. Тем не менее, отчисления в городской бюджет от прибыли, полученной от эксплуатации 2,5 млн. кв. метров коммерческих площадей, в среднесрочной перспективе представляют собой довольно существенную величину, составляющую (исходя из действующего в настоящий момент налогообложения) не менее $100 млн. в год. Это объясняется тем, что качество создаваемых в ММДЦ коммерческих площадей, а также высокие стандарты их эксплуатации и уровень предоставляемых услуг обеспечат достаточно высокий уровень арендной платы.

Москва также будет иметь дополнительный доход от деятельности тех предприятий, которые будут созданы при непосредственном участии правительства Москвы для реализации инфраструктурных программ ММДЦ, а именно: энергообеспечение комплекса, связь, таможенные услуги, функционирование парков, платных автомобильного и торгово-пешеходного мостов и т.д.

Необходимо также иметь в виду, что крупные иностранные компании, уже сейчас претендующие на аренду помещений в I-й очереди ММДЦ, неизбежно расширяют и еще активнее будут расширять свою деятельность в Москве, а это означает, что налоговые поступления в городской бюджет от деятельности этих компаний в России также увеличатся.

Потенциальная возможность превращения ММДЦ в современный международный финансовый центр и принципиальная возможность его превращения в финансовый и деловой центр Российской Федерации и СНГ позволяет считать инвестиции в его создание целесообразными и экономически, безусловно, эффективными.

     

III.   ОСНОВНЫЕ  РЕШЕНИЯ   ПРАВИТЕЛЬСТВА   МОСКВЫ
ПО  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА ММДЦ "Москва-СИТИ"

Начиная с 1991 г. правительством Москвы было выпущено несколько постановлений по развитию проекта ММДЦ "Москва-СИТИ", регламентирующих деятельность правительственных органов Москвы, муниципальных организаций и предприятий, а также негосударственных структур, принимающих участие в реализации проекта. Основными решениями органов государственной власти и управления г.Москвы по ММДЦ "Москва-СИТИ" являются следующие:

  -  решение  исполкома  Моссовета от 12 марта 1991 г.  N 440;

  -  решение исполкома Моссовета  от  2  июля  1991 г. N 1209;

  -  распоряжение премьера правительства Москвы от 22 ноября 1991 г. N 890-РП;

  -  постановления  правительства  Москвы:  от 17 марта 1992 г. N 121, от 20 апреля 1992 г. N 221, от 12 ноября 1992 г.  N 931,  от 24 мая 1994 г. N 446  и  от 30 июля 1994 г. N 524.

В целях реализации проекта ММДЦ "Москва-СИТИ", для управления развитием проекта и координации деятельности всех его участников, правительство Москвы определило также управляющую компанию ММДЦ "Москва-СИТИ" - акционерное общество "СИТИ", что закреплено соответствующим договором с правительством Москвы от 30 декабря 1994 г., заключенным на 50 лет.

     

IV. Местоположение ММДЦ "Москва-СИТИ"

     

4.1. Местоположение ММДЦ

Для создания ММДЦ "Москва-СИТИ" московским правительством отведена территория в 110 га, расположенная на Краснопресненской набережной Москвы-реки и прилегающих к ней районах. Выбор именно этой территории для строительства ММДЦ был не случаен: еще с 70-х годов в районе Краснопресненской набережной начинает формироваться зона деловой активности. Началом этого процесса послужило создание выставочного комплекса "Экспоцентр". Позже здесь был построен Центр международной торговли, который до недавнего времени был практически единственным деловым комплексом в Москве, офисные и гостиничные площади которого, а также набор предоставляемых услуг хоть в какой-то степени соответствовали международным стандартам.

Территория, занимаемая "Экспоцентром" и ЦМТ, войдет составной частью в зону ММДЦ "Москва-СИТИ", но большая часть отведенной территории подлежит новой застройке в соответствии с утвержденной градостроительной концепцией. Программой предусмотрена также реконструкция жилых кварталов, прилегающих к Краснопресненской набережной, и благоустройство набережных Москвы-реки. Органичной частью ММДЦ "Москва-СИТИ" станет Западный речной порт, который будет использоваться для организации грузового обслуживания ММДЦ "Москва-СИТИ". Западный порт подземным тоннелем будет соединяться с центральной частью ММДЦ - Центральным ядром.

В настоящее время градостроительная ситуация района размещения ММДЦ "Москва-СИТИ" отражает специфические черты индустриального пояса столицы, исторически сложившегося вблизи Окружной железной дороги. Чересполосица производственно-складских, коммунальных и прирельсовых территорий, отдельных жилых кварталов и участков озеленения в бывшем Тестовском поселке на окраине Краснопресненского района сопровождается слабо развитой улично-дорожной сетью. Из-за отсутствия в районе крупных общегородских магистралей затруднены связи района в общей системе города.

В то же время необходимо иметь в виду, что центр города и прилегающие к нему районы, в том числе район Краснопресненской набережной, призваны являться зонами максимальной концентрации структур, обеспечивающих наиболее эффективные социальные коммуникации. Высокая стоимость земли предъявляет особые требования к классу и функциям объектов, размещенных в центральных районах города, с точки зрения их уникальности, сочетаемости с другими группами объектов, формирующих среду центра, соподчиненности окружающей среде. Это исключает сохранение в центральной части города и зонах повышенной ценности земли экологически грязных производств, выводящих из городского оборота значительные участки земли, снижающих социальный престиж и коммерческую ценность территорий. Создание ММДЦ "Москва-СИТИ" с этой точки зрения безусловно поднимет уровень социальной значимости и коммерческой привлекательности района Красной Пресни и Краснопресненской набережной.

На территории Краснопресненской набережной, отведенной под ММДЦ "Москва-СИТИ", находилось более 30 мелких и средних промышленных предприятий, которые ухудшали и без того неблагополучный экологический климат района. В настоящий момент все эти предприятия ликвидированы, вывезен строительный мусор и участки полностью подготовлены к поэтапной застройке в соответствии с программой развития ММДЦ "Москва-СИТИ".

С созданием концентрированной деловой зоны "Москва-СИТИ" район Краснопресненской набережной в настоящий момент занятый беспорядочной малоэтажной застройкой превратится в один из ведущих элементов столичного центра, развивающийся в западном направлении вдоль живописных берегов Москвы-реки от Кремля к Центральному парку культуры и отдыха, Воробьевым горам, Новодевичьему монастырю и далее к спорткомплексу "Крылатское" и проектируемому детскому парку "Страна чудес".

4.2. Планирование территории

Из 110 га территории, отведенной под создание ММДЦ "Москва-СИТИ", 60 га расположены непосредственно на Краснопресненской набережной и подлежат новой застройке в соответствии с градостроительной концепцией. Указанные 60 га разделены на 35 участков, большая часть которых предназначена для строительства коммерческих площадей различного функционального предназначения, а остальные участки - для строительства инженерных головных сооружений.

     

V. Градостроительная концепция ММДЦ "Москва-СИТИ"

Градостроительная концепция развития Московского международного делового и выставочного комплекса, разработанная авторским коллективом Моспроекта-2 под руководством архитектора Бориса Тхора, была одобрена Градостроительным советом Главмосархитектуры Москвы 6 июня 1990 года. 12 марта 1991 г. концепция была утверждена решением исполкома Московского городского Совета народных депутатов N 440.

Московский международный деловой центр "Москва-СИТИ" располагается в пойменной части Москвы-реки и является композиционным акцентом в цепи архитектурных объектов от Бородинского моста по Краснопресненской набережной до моста Окружной железной дороги.

Композиция комплекса строится на сочетании высотных доминант офисных и гостиничных зданий и пониженных объемов "Кристалл-паласа", Зала конгрессов, выставочных и рекреационных площадей в сочетании с пешеходной эспланадой "Парк-СИТИ".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»