ГОРОДА МОСКВЫ
от 25 июня 1997 года N 28-51
О защите прав граждан при
реализации градостроительных
решений в городе Москве
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 августа 2008 года на основании
Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28
____________________________________________________________________
1. Настоящий Закон принимается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Устава города Москвы от 28 июня 1995 года, Законов города Москвы - от 10 июля 1996 года N 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве", от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации градостроительных решений в городе Москве (далее - градостроительные решения).
2. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав физических и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации при реализации градостроительных решений.
3. К отношениям, регулируемым настоящим Законом, относятся защита прав жителей города, инвесторов, строителей и согласование законных интересов физических и юридических лиц и органов власти и (или) должностных лиц городской администрации в пределах собственного законодательного регулирования города Москвы, реализуемые посредством действий органов власти и (или) должностных лиц городской администрации в ходе реализации градостроительных решений на территории Москвы.
4. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации при согласовании их законных интересов в процессе подготовки и принятия органами власти и (или) должностными лицами городской администрации правовых актов, обеспечивающих реализацию градостроительных решений, регламентирует порядок информирования граждан о возможной реализации градостроительных проектов, устанавливает особенности процедуры проведения опросов граждан по поводу проектирования и строительства объектов недвижимости на территории Москвы.
1. Граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов градостроительных решений до принятия органом власти или должностным лицом городской администрации правового акта о реализации конкретного архитектурно-строительного проекта.
2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
- на получение от органов власти города Москвы и районов Москвы достоверной информации о конкретных градостроительных решениях по строительству, реконструкции, комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательством;
- на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую;
- на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития территории до их утверждения органом власти района или Администрацией города Москвы.
3. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по иным вопросам, связанным с использованием городской территории, определяется нормативными правовыми актами города Москвы и решениями районных Управ.
4. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются:
- строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений и других объектов социальной инфраструктуры;
- развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания;
- строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей;
- развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок;
- строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры;
- реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов;
- комплексное благоустройство территории;
- вывод с территории экологически вредных предприятий и производств;
- расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
- вывод с территории складских помещений и оптовых торговых предприятий;
- снос плоскостных гаражей, гаражей-ракушек и предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах;
- снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных участков;
- использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов;
- иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города Москвы и утвержденной градостроительной документацией.
На основе выявленных интересов граждан по месту жительства и на уровне района, при отсутствии противоречий с городскими градостроительными программами и планами, Мэр Москвы или по его поручению Правительство Москвы принимает решение о сохранении или изменении приоритета архитектурно-строительного проекта или градостроительной программы.
5. Граждане в случае совершения противоправных действий в процессе реализации градостроительных решений несут ответственность в пределах и порядке, установленных законодательством.
6. Органы власти и (или) должностные лица городской администрации обязаны:
- до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта;
- обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления.
1. Граждане, проживающие на территории районов города Москвы, осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию градостроительных решений, через своих полномочных представителей - советников районного Собрания.
На уровне района или микрорайона права и законные интересы жителей в части подготовки и принятия решений по вопросам использования недвижимости реализуют и должны защищать районное Собрание и районная Управа, в том числе путем выпуска распорядительных документов, согласования в установленном порядке градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в органы Администрации города Москвы, организации проведения опроса, а также с помощью иных в законном порядке установленных полномочий.
2. Районные Собрания и Управы обладают следующими полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации градостроительных проектов на уровне районов и микрорайонов города Москвы:
- на рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам органами Администрации города Москвы или субъектами градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района или микрорайона для выработки предложений;
- на передачу для обязательного рассмотрения в органы Администрации города Москвы предложений по реализации градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды обитания, обеспечения бытовых, социально-культурных и иных условий проживания граждан;
- на внесение в органы Администрации города Москвы конкретных предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений, крытых автостоянок, многоэтажных и подземных гаражей и иных объектов;
- на получение информации от органов территориального общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;
- на рассмотрение коллективных жалоб граждан, решений органов территориального общественного самоуправления по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории соответствующего района;
- на создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб граждан, а также решений органов территориального общественного самоуправления по поводу готовящегося или реализуемого градостроительного проекта;
- на рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития и застройки территории района, схемы зонирования территории района или микрорайона;
- на утверждение границ районов, в пределах которых создаются населением и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного самоуправления, а также проводится согласование законных интересов граждан.
3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных решений в районах города Москвы определяется федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законодательными актами города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы и постановлениями Правительства Москвы.
1. Граждане, проживающие на территории города Москвы, осуществляют свои права по реализации градостроительных решений через своих полномочных представителей - Мэра Москвы, Вице-мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы.
В городе Москве реализацию градостроительных решений осуществляет Администрация города Москвы путем выпуска правовых нормативных актов, заключения инвестиционных контрактов и иных гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими лицами, выдачи государственных актов, утверждения градостроительной документации, принятия обращений в органы власти Российской Федерации, выхода с законодательной инициативой, а также используя иные законным порядком установленные полномочия.
2. При осуществлении градостроительных решений органы власти города Москвы реализуют в полном объеме права и обязанности органов власти субъекта Российской Федерации и городского (местного) самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Уставом города Москвы.
3. Порядок согласования вопросов с органами власти Российской Федерации, в том числе при осуществлении городом Москвой столичных функций, определяется федеральным законодательством, указами Президента Российской Федерации и законами города Москвы.
Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно-строительных проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной (проектно-разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном порядке органами власти и (или) должностными лицами городской администрации в соответствии с их компетенцией.
1. Необходимость согласования частных интересов граждан, местных, районных и городских интересов возникает при инициации, разработке и реализации градостроительных проектов и планируемых изменений условий использования недвижимости, а также при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление общих социально значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей реализации.
2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
- граждане по месту жительства посредством подачи в органы власти района петиционных листов за подписью не менее 500 граждан, достигших 18-летнего возраста и проживающих в границах территории одного района;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный проект;
- районное Собрание;
- глава районной Управы;
- префект административного округа;
- Премьер Правительства Москвы;
- Правительство Москвы;
- Московская городская Дума;
- Мэр Москвы.
3. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора или строителя, решения органов территориального общественного самоуправления глава районной Управы направляет полученные предложения на рассмотрение районного Собрания. В случае принятия районным Собранием решения об инициации процесса согласования глава районной Управы издает распоряжение, устанавливающее границы территории согласования интересов в соответствии с градостроительным приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении главой районной Управы решения районного Собрания или постановления (распоряжения) органа Администрации города Москвы процесс согласования инициируется и проводится в обязательном порядке в 3-месячный срок со дня получения такого решения (распоряжения, постановления).
4. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее чем одного микрорайона проводится в соответствии с законодательством города Москвы, правовыми актами Администрации города Москвы и решениями районной Управы. Основными методами выявления интересов жителей являются:
- проведение схода с участием не менее 50% жителей микрорайона с принятием решений по вопросам простым большинством голосов;
- проведение конференции жителей при участии большинства делегатов от соответствующей территории с принятием решений по вопросам простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов;
- получение решения органа территориального общественного самоуправления;
- опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
- иные методы в соответствии с законодательством города Москвы.
5. После подведения итогов согласования районное Собрание рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан по месту жительства, вырабатывает предложения и принимает решения для включения в программы (планы) социально-экономического развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.