Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 10 июля 1996 года N 26-77


О территориальном общественном
самоуправлении в городе Москве

____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 июля 2006 года
на основании закона Москвы
от 7 июня 2006 года N 23

____________________________________________________________________

Настоящий Закон устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в городе Москве.

Статья 1. Понятие территориального общественного
 самоуправления в городе Москве

1. Территориальное общественное самоуправление в городе Москве - самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

2. Территориальное общественное самоуправление является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории.

     

Статья 2. Право жителей города Москвы на осуществление
территориального общественного самоуправления

1. Жители, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего возраста (далее - жители), могут принимать участие в осуществлении территориального общественного самоуправления в городе Москве.

Житель любой территории города Москвы имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории, принимать участие в собраниях (сходах), конференциях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избранным в ее органы.

2. Органы местного самоуправления и государственной власти города Москвы не могут препятствовать осуществлению населением территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства и настоящего Закона.

3. Защита прав и интересов жителей в осуществлении ими территориального общественного самоуправления обеспечивается законодательством Российской Федерации и города Москвы.     

Статья 3. Законодательная основа территориального общественного
самоуправления

Законодательную основу территориального общественного самоуправления в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав города Москвы, настоящий Закон и другие законодательные акты Российской Федерации и города Москвы.

     

Статья 4. Территориальная община и ее органы

1. Территориальная община - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан - жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территории, на которой образована территориальная община (далее - территория общины), устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально - экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.

2. Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция.

3. Для организации и непосредственного осуществления функций, принятых на себя территориальной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подотчетные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общины) - комитет (совет) общественного самоуправления (далее - комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию.

При небольшом числе жителей могут быть избраны староста и контролер (контролеры).

4. Территориальная община и ее органы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации и города Москвы, касающееся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом территориальной общины.

Статья 5. Полномочия территориальной общины

1. К полномочиям территориальной общины относятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории. В их числе могут быть:

1) защита прав и законных интересов жителей в органах власти города и района;

2) организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органами власти, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;

3) общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории общины;

4) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

5) общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с районной Управой;

6) работа с детьми и подростками, содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно - оздоровительных и других мероприятий;

7) защита интересов жителей как потребителей коммунально бытовых услуг в соответствующих службах района, административного округа и города;

8) содействие жителям в решении жилищной проблемы, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;

9) внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:

- использования земельных участков на территории общины под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей;

- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения на территории общины;

10) содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности;

11) общественный контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций;

12) содействие жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда, участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;

13) информирование населения о решениях органов власти, принятых по предложению или при участии территориальных общин;

14) оказание помощи районной Управе в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений и связанного с этим отселения жителей, участие в разработке договоров на проведение указанных работ.

2. Наряду с перечисленными к полномочиями территориальной общины могут быть отнесены и другие вопросы, в том числе переданные ей органами власти района или города и добровольно взятые на себя территориальной общиной.

Перечень основных вопросов, входящих в полномочия данной общины, должен быть изложен в ее уставе.

Статья 6. Учреждение территориальной общины

1. Учреждение территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории.

2. Организацию учредительного собрания (схода) или конференции осуществляет инициативная группа жителей соответствующей территории в количестве не менее десяти человек. Она принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной территории, размеров территории, местных условий и других обстоятельств.

Инициативная группа информирует районную Управу о своем создании и дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее границ. Глава районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с предлагаемыми границами, либо предлагает мотивированное изменение границ территории общины.

3. Норма представительства делегатов конференции устанавливается инициативной группой при обязательном представительстве жителей каждого дома территории. Выборы делегатов конференции проводятся в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.

4. Районная Управа может направить для участия в учредительном собрании (сходе), конференции своего представителя.

5. Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы - комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию.

Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.

6. Границы территории общины, утвержденные жителями на собрании (сходе), конференции, если они не совпадают с границами, предложенными главой районной Управы, подлежат рассмотрению и утверждению на очередном заседании районного Собрания по представлению комитета (совета) данной общины с участием его представителей.

В границах данной территории общины не может быть учреждено более одной территориальной общины. Учреждение новой территориальной общины на территории или ее части, относящейся к уже зарегистрированной общине, может быть проведено по истечении срока полномочий комитета (совета) действующей территориальной общины в установленном настоящим Законом порядке.

7. Избранный комитет (совет) решает с районной Управой вопросы его размещения и юридического адреса общины.

Статья 7. Устав территориальной общины

Территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, учреждающих территориальную общину.

В уставе указываются:

- наименование территориальной общины и ее юридический адрес;

- цели общины;

- границы территории общины;

- полномочия территориальной общины;

- формы и порядок участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;

- наименования, структуры, полномочия, порядок формирования и сроки полномочий выборных органов территориальной общины;

- отчетность и периодичность отчетности органов территориальной общины, порядок контроля за их деятельностью;

- основания и виды ответственности органов территориальной общины и их членов перед жителями;

- порядок внесения изменений и дополнений в устав;

- источники образования денежных средств и иного имущества общины, права общины и комитета (совета) по распоряжению денежными средствами и управлению принадлежащим ей имуществом;

- порядок реорганизации (ликвидации) общины.

Исходя из конкретных местных условий в устав могут быть включены и другие нормы и положения, регламентирующие деятельность территориальной общины и ее органов.

Статья 8. Регистрация территориальной общины

1. Территориальная община подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.

2. На регистрацию представляются документы согласно перечню, установленному федеральным законодательством, и кроме того:

- карта (схема) с описанием границ территории общины;

- документ о согласии главы районной Управы с границами территории общины или документ об утверждении границ районным Собранием;

- список участников собрания (схода), делегатов конференции с указанием нормы представительства;

- протокол собрания (схода) жителей домов по выдвижению делегатов конференции или петиционные листы.

3. Территориальная община с момента государственной регистрации приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности как юридическое лицо через свой комитет (совет).

Статья 9. Взаимоотношения органов власти с
 территориальной общиной

1. Органы власти районов и города содействуют созданию и деятельности территориальных общин и их органов в соответствии с законодательными актами города.

2. Органы территориальной общины осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами власти района и города.

Взаимодействие может осуществляться на основе заключаемых договоров и соглашений.

Договор заключается на выполнение переданных комитету (совету) полномочий, на выполнение обусловленных работ и предоставление услуг. В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.

Соглашение может быть заключено между районной Управой и комитетом (советом) по всему комплексу их взаимоотношений.

3. Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий.

4. Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные для реализации в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собранием.

Статья 10. Осуществление территориального
 общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями, составляющими территориальную общину, непосредственно на собраниях (сходах), конференциях путем опроса, а также через комитет (совет).

2. Никто не вправе действовать от имени территориальной общины или ее органов, не имея на это соответствующих полномочий, закрепленных уставом общины или подтвержденных от ее имени письменной доверенностью.

3. Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в пределах действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»