Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           

ПОСТАНОВЛЕНИЕ           


от 19 июля 1994 года N 611


Об утверждении Правил работы предприятий, осуществляющих
розничную торговую деятельность на территории г.Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании  
постановления Правительства Москвы
от 22 октября 2002 года N 872-ПП

____________________________________________________________________

В целях усиления защиты интересов покупателей и улучшения организации работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории Москвы, правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г.Москвы (приложение) и ввести их в действие со дня подписания постановления.

2. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектурам административных округов:

- довести утвержденные Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории Москвы, до предприятий розничной торговли;

- совместно с Мосгосторгинспекцией, Московским городским центром Госсанэпиднадзора, Главным управлением внутренних дел г.Москвы осуществлять контроль за соблюдением Правил работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность на территории г.Москвы.

3. Временные правила работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность на территории г.Москвы, утвержденные постановлением правительства Москвы от 28.07.92 N 542, считать утратившими силу.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы Малышкова В.И.

     

Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков


Приложение
к постановлению правительства
Москвы от 19.07.94 N 611

ПРАВИЛА
работы предприятий, осуществляющих розничную
торговую деятельность на территории г.Москвы

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила определяют, в соответствии с действующим законодательством, распоряжениями мэра, постановлениями правительства Москвы, порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на территории г.Москвы, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, форм торговли, а также объемов данной деятельности в иной уставной деятельности предприятий.

1.2. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, при наличии условий для их реализации; обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей, в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

1.3. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров, выдаваемую в установленном порядке лицензионными службами (Московской лицензионной палатой или ее филиалами в административных округах).

1.4. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования на русском языке.

На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) ее собственника. В течение всего рабочего времени все двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал.

1.5. Товарный профиль (тип) и специализация предприятия торговли определяются его уставом. Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с органами местной администрации.

1.6. Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы и требования к рекламно-художественному оформлению, освещению витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового предприятия.

1.7. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 м), находящиеся в его ведении палатки, киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и торговый инвентарь, а также работа предприятия должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель торгового предприятия несет ответственность.

1.8. Режим работы предприятия торговли устанавливается по согласованию с органами местной администрации. Любые изменения режима работы предприятия должны согласовываться с органами местной администрации.

1.9. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или торговые чеки, должны быть обслужены.

1.10. В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.

1.11. Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т.п. согласовывается с органами местной администрации, о чем покупатели извещаются не позднее чем за 5 дней до его закрытия специальным объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.

1.12. Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы не реже 1 раза в год. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Документы находятся у администрации магазина и предъявляются по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.

1.13. На предприятиях должна быть представлена следующая информация для покупателей:

указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;

фамилия и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках;

перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;

текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;

о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

адреса и телефоны Мосгосторгинспекции и местных органов администрации.

1.14. На предприятиях на доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью руководителя муниципального округа, на чьей территории данное предприятие находится, которая ежегодно проходит перерегистрацию.

Работники магазина не должны чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего им создаются необходимые условия.

2. Приемка, хранение и подготовка товаров
к продаже

2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.

2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества) в текстовой части товарного отчета по итогам прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.

2.3. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах мелкорозничной сети работники предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащимся в нормативно-технических документах и не допускать снижения качества товаров.

2.4. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки, продовольственные товары зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д., бутылки и консервные банки протерты).

3. Продажа товаров

3.1. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, согласованный с органом местной администрации и центром Госсанэпиднадзора административного округа, на территории которого оно расположено, действующие правила работы предприятия, санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.

3.2. Продажа товаров в торговом предприятии должна производиться всем гражданам на общих основаниях. Предприятие должно обеспечивать льготами, предоставленными законодательством и правительством Москвы, отдельные категории населения, а также организацию специальных видов торгового обслуживания по решению органов управления административных округов.

3.3. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.

3.4. К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы; контрольно-кассовые машины; товары снабжены правильно оформленными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально-ответственного лица, дата оформления ценника).

3.5. Гастрономические товары, яйцо, мясо, птица, рыба, сельди, сыпучие метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки, обязательно должны отпускаться покупателю в упакованном виде (бумаге, бумажных пакетах, пергаменте), стоимость за которые с покупателя не взимается. По желанию покупателя товар сможет быть отпущен в целлофановой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им дополнительно.

Продавцы обязаны бесплатно нарезать отпускаемые гастрономические товары по просьбе покупателя.

3.6. Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оснащены аквариумом. Срок реализации живой рыбы установлен 2-е суток. Без воды живая рыба должна находиться не более 10-15 минут. Снулая рыба реализуется по ценам, сформированным как на прочую продукцию.

3.7. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чистую тару покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости. При взвешивании не допускается отлив жидких продуктов из тары покупателя в тару магазина.

3.8. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом свойств товаров и спроса покупателей в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товаров упаковываются в полиэтиленовую и целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т.д.

На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указывается наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.

Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы и другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются. При этом их стоимость указывается на самом товаре или на прикрепленном к нему ярлыке цен (ценнике).

3.9. В торговом зале магазина (отдела) самообслуживания товары должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и таре-оборудовании.

Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.

3.10. При продаже товаров по методу самообслуживания в магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания.

3.11. Работникам магазина (отдела) самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других магазинах товаров, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя оставить при входе рюкзак, портфель, чемодан и т.п. магазин обязан обеспечить их сохранность.

3.12. Продажа товаров (оружие, боеприпасы, комиссионные товары и др.) должна осуществляться в соответствии с утвержденными особыми правилами, а также требованиями настоящих Правил.

3.13. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.

3.14. Категорически запрещается продажа товаров с истекшими сроками реализации. Руководитель предприятия несет ответственность за качество реализуемых товаров, в т.ч. за своевременное продление сроков реализации в органах саннадзора.

3.15. Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.

3.16. При комплектовании подарочных наборов квалифицированными специалистами торгового предприятия учитываются эстетические требования, характер и назначение основного подарка и соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная книжка и т.д.).

При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже товаров, входящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны быть раскомплектованы (кроме наборов фабричного изготовления).

Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.

3.17. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина.

3.18. Продажа товаров работникам данного магазина в каждом случае допускается только с разрешения и под контролем его администрации.

3.19. В торговом зале продовольственных магазинов на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп; на предприятиях, торгующих тканями - контрольные метры.

Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация предприятия обязана создавать для этого необходимые условия.

3.20. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более 1 часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией до 2-х часов.

3.21. Покупателю должна быть предоставлена возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3 суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.

3.22. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.

Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.

3.23. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»