Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 1992 года N 542


О мерах по упорядочению работы предприятий сферы
потребительского рынка (торговля, общественное
питание, бытовое обслуживание) г.Москвы

(с изменениями на 26 сентября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании  
постановления Правительства Москвы
от 22 октября 2002 года N 872-ПП

____________________________________________________________________  

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением мэра Москвы от 19 февраля 1993 года N 97-РМ;

постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 1995 года N 805.     

____________________________________________________________________

В целях стабилизации и упорядочения работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания впредь, до утверждения Правительством Российской Федерации правил и положений, предусмотренных Законом "О защите прав потребителей", правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие:

Временные правила работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность на территории г.Москвы (приложение N 1);

Временные правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (приложение N 2);

Временные правила бытового обслуживания населения г.Москвы (приложение N 3).

2. Пункт утратил силу на основании распоряжения мэра Москвы N 97-РМ от 19.02.93 - см. предыдущую редакцию.

3. Признать необходимым ввести дополнительно в особые условия договора купли - продажи государственного (муниципального) имущества "Соблюдение покупателем Временных правил работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность и бытовое обслуживание населения".

4. Органам Управления административных и муниципальных округов, Департаменту промышленности и потребительского рынка (т. Пантелеев Е.А.), Департаменту Москомимущества (т. Андреев Ю.Э.):

- довести настоящие Временные правила и нормы до предприятий торговли и бытового обслуживания, независимо от их организационно правовых форм собственности;

- усилить контроль за выполнением договоров купли - продажи приватизируемых государственных и муниципальных предприятий.

В случае нарушения правил работы предприятий торговли и бытового обслуживания населения возбуждать в суде иски о расторжении договора и привлечении к ответственности виновных лиц.

5. Комплексу экономических реформ (т. Буравлев К.Э.), Департаменту промышленности и потребительского рынка (т. Пантелеев Е.А.), префектурам административных округов в месячный срок провести организационную работу по созданию единой общегородской системы лицензирования.

6. Департаменту печати и информации (т. Гусев П.Н.) рассмотреть вопрос об организации в местной городской печати специальной рубрики о нарушителях прав потребителей и применяемых к ним санкциях.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства т. Никольского Б.В. и министра правительства, руководителя Департамента промышленности и потребительского рынка т. Пантелеев Е.А.

Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства Москвы
от 28 июля 1992 года N 542

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА*)
работы предприятий, осуществляющих
торговую деятельность на территории г.Москвы

     

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила определяют в соответствии с действующим законодательством порядок розничной и мелкооптовой торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на территории Москвы, независимо от их организационно - правовых форм, форм собственности, форм торговли, а также объемов данной деятельности в иной уставной деятельности предприятий.

Собственники предприятий могут устанавливать дополнительные Правила, если они не противоречат настоящим Правилам и действующему законодательству.

1.2. Товарный профиль и специализация предприятия определяются лицензией (патентом), выдаваемой префектурой по согласованию с Центром госсанэпиднадзора соответствующего административного округа.

Этот же порядок устанавливается для получения разрешения на продажу товаров через мелкорозничную сеть (киоски, палатки, лотки и др.).

По согласованию с органом управления муниципального округа руководство предприятия утверждает ассортиментный перечень товаров.

1.3. Торговое предприятие обязано иметь вывеску с указанием профиля и его организационно - правовой формы, фирменного наименования, если оно имеется, и информации о режиме работы, включая санитарные дни. Предприятие обязано указать на вывеске свой юридический адрес (местонахождение его собственника).

1.4. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 м), витрины, оборудование и инвентарь, а также работа этого предприятия должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа.

Руководители торговых предприятий несут ответственность за своевременное выполнение работ по очистке и уборке территорий, прилегающих к находящимся в их ведении палаткам, киоскам, лоткам и другой мелкорозничной сети, а также за их содержание в соответствии с установленными требованиями.    

1.5. Запрещается мелкорозничная торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.

1.6. Предприятие оснащается необходимыми для его деятельности оборудованием и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического оснащения.

Используемые на предприятии весы, гири и другие измерительные приборы должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и предоставляться на проверку в установленные сроки согласно действующему порядку.

1.7. В случае закрытия торгового предприятия (для проведения санитарных мероприятий, на ремонт, в связи с ликвидацией и др.) руководитель предприятия обязан заблаговременно уведомить администрацию муниципального округа о дате и сроках закрытия предприятия и обеспечить наличие информации для покупателей об этом.

1.8. Предприятия питания при организации производства продукции руководствуются Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий в части расхода сырья, отходов и потерь при холодной и тепловой обработке, взаимозаменяемости сырья, а также стандартами, техническими условиями, технологическими инструкциями.

Самостоятельно разработанные предприятиями рецептуры блюд и кулинарных изделий должны быть согласованы с органами санэпиднадзора.

1.9. Предприятиями - изготовителями на каждую партию продукции выдаются документы, удостоверяющие их качество (удостоверение, сертификат), накладная, заборный лист с указанием даты и часа выработки продукции на предприятии и конечного срока ее хранения (дата, час).

2. Продажа товаров

2.1. Продажа товаров в торговом предприятии производится всем гражданам на общих основаниях.

Льготы в торговом обслуживании могут быть предоставлены отдельным категориям населения в соответствии с действующим порядком.

Запрещается продажа несовершеннолетним детям винно - водочных изделий, пива, табачных изделий, товаров, имеющих и требующих предостережения при их использовании и хранении (токсичные, взрывоопасные и другие).

2.2. Образцы товаров, блюд, имеющихся в торговом предприятии, выкладывают (выставляют) с учетом соблюдения санитарных правил, условий товарного соседства, эстетических требований.

2.3. Товары, на которые установлены нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.

Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением иных.

2.4. Продажа товаров, для которых установлены особые правила торговли (оружие, боеприпасы, комиссионные товары, игрушки, предметы детского обихода и др.), осуществляется с соблюдением также и этих правил.

Продажа товаров в отделах заказов лицам, имеющим льготы в торговом обслуживании, регулируется решениями правительства Москвы.

2.5. Администрация предприятия обязана обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары и по требованию покупателя дать полную информацию об изготовителях товаров и ценах, обеспечить надлежащий уровень обслуживания покупателей, отпуск товаров полной мерой и весом.

2.6. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата (удостоверения) о качестве на данный товар.

Администрация предприятия должна создать для этого необходимые условия.

В торговых залах продовольственных и кулинарных магазинов устанавливаются на доступном для покупателя месте контрольные весы и другие измерительные приборы.

2.7. В течение установленного времени работы руководство предприятия обязано обеспечить непрерывный процесс обслуживания покупателей.

Не разрешается прекращать доступ покупателей в торговое предприятие до начала обеденного перерыва или до окончания времени его работы. Касса прекращает работать в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.

В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.

За 5 - 10 минут до прекращения обслуживания работники торгового предприятия предупреждают об этом покупателей.

Вход посетителей в предприятия питания прекращается за 15 минут до закрытия предприятий, работающих по методу самообслуживания, и за 30 минут до закрытия предприятий, работающих с официантами.

2.8. Товар в зале самообслуживания отбирается покупателем в инвентарную корзину. При выходе покупателей из зала самообслуживания работникам магазина запрещается проверять их личные сумки, портфели и др.

2.9. На приобретаемые покупателем непродовольственные товары торговым предприятием выдается товарный или кассовый чек.

При продаже товара, имеющего технический паспорт или иной заменяющий его документ, подтверждением приобретения товара в данном торговом предприятии служит только технический паспорт или заменяющий его документ со штампом магазина и отметкой о дате продажи товара.

При продаже непродовольственных и продовольственных товаров методом самообслуживания покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек. В продовольственных магазинах, обслуживающих покупателей через прилавок, по требованию покупателя ему также должен выдаваться кассовый чек.

2.10. Предприятие обязано продать товар, соответствующий по качеству требованиям стандарта. Руководитель торгового предприятия несет ответственность за качество реализуемых товаров и вырабатываемой предприятием продукции.

Категорически запрещается продажа продовольственных товаров при отсутствии сертификата, удостоверяющего их качество, а также с истекшими сроками их реализации.

Администрация предприятия вправе снижать розничные цены на скоропортящиеся продукты питания накануне истечения установленных сроков их реализации.

2.11. Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обратно от покупателя не принимаются и не обмениваются, за исключением случаев приобретения товаров недоброкачественных.

Принятые обратно от покупателя продовольственные товары к повторной продаже не допускаются, а также не допускаются для переработки на другие пищевые продукты. В этом случае продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества либо вернуть покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.

Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров или возврат уплаченных за них денег производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

2.12. При возврате недоброкачественного товара, купленного в кредит, по требованию покупателя ему возвращается денежная сумма в размере погашенного кредита к моменту возврата изделия и вся сумма, внесенная за предоставление кредита; в этом случае обязательство покупателя аннулируется.

2.13. Расчеты с покупателями за товары, приобретенные в магазине, предприятии питания, осуществляются через контрольно кассовые машины; в ресторанах, кафе, работающих с официантами, покупателю предъявляется счет.

Одновременный прием денег от покупателей и отпуск неупакованных продуктов (хлебобулочные изделия, гастрономические товары и др.) одним продавцом разрешается только при использовании им соответствующего инвентаря (щипцы, вилки и т.п.) и упаковочного материала.

2.14. В предприятиях, осуществляющих обслуживание банкетов и торжеств, заказчик имеет право отказаться от всего заказа не позднее чем за сутки до момента обслуживания.

В случае отказа от обслуживания торжества в день его проведения заказчик обязан возместить предприятию питания стоимость продукции, которая не может быть реализована. В случае, если предприятие приняло предварительный заказ, но по не зависящим от него причинам не может организовать обслуживание в обусловленное время, администрация обязана изыскать возможность проведения торжества в другом предприятии и сообщить об этом заказчику не позднее чем за 7 дней до назначенной даты.

2.15. Покупатель обязан возместить торговому предприятию стоимость товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине.

3. Контроль за работой торгового предприятия

3.1. Проверку соблюдения правил и норм, регламентирующих деятельность торговых предприятий, проводят уполномоченные на то органы (учреждения) в пределах своей компетенции.

Контроль за деятельностью торгового предприятия осуществляется специалистами контролирующих органов (учреждений) при предъявлении документов.

Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения правил торговли специалистов, представителей общественных организаций потребителей.

3.2. В торговом предприятии ведется контрольный журнал установленной формы, в который проверяющими вносятся записи о результатах проверки. Администрация торгового предприятия оказывает содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимает меры к устранению недостатков и нарушений.

3.3. В торговом предприятии должна быть на доступном месте Книга заявлений и предложений покупателей, в предприятиях питания, кроме того, меню и прейскурант.

3.4. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работниками торгового предприятия контролирующие органы (учреждения) вправе поставить перед соответствующими органами вопрос об ответственности предприятия, вплоть до его ликвидации.

3.5. Настоящие Правила и извлечения из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также номер телефона отдела торговли муниципального округа должны быть вывешены на видном месте в торговом зале предприятия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»