МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 1997 года N 35

Об отчете о деятельности Контрольно-
счетной палаты Москвы за 1996 год
(с изменениями на 29 октября 1997 года)

Информация об изменяющих документах

_______________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Московской городской Думы от 29 октября 1997 года N 76.
_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
Снято с контроля, как выполненное, на основании
постановления Московской городской Думы от 13 мая 1998 года N 41.
_______________________________________________________________________________

Заслушав и обсудив, в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы", отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 1996 год,

Московская городская Дума постановляет:

1. Принять отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 1996 год, утвержденный решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Москвы (прилагается).

2. Предложить Контрольно-счетной палате Москвы до 1 июля 1997 года подготовить и представить в бюджетно-финансовую комиссию Московской городской Думы проект формы отчета Контрольно-счетной палаты Москвы о проверке поквартального исполнения бюджета города Москвы.

3. Председателю бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы не позднее 15 сентября 1997 года внести на рассмотрение Московской городской Думы проект формы отчета Контрольно-счетной палаты Москвы о проверке поквартального исполнения бюджета города Москвы.

4. Отметить низкую результативность работы Московской городской Думы по результатам контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой Москвы.

5. Предложить Правительству Москвы до 1 июля 1997 года представить в Московскую городскую Думу план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных Контрольно-счетной палатой Москвы в 1996 году.

6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

Заместитель Председателя
Московской городской Думы
 А.Н.Крутов




УТВЕРЖДЕН
решением  Коллегии
Контрольно-счетной
палаты Москвы

     

Отчет
о деятельности Контрольно-счетной
палаты Москвы за 1996 год

В 1996 году деятельность Контрольно-счетной палаты была нацелена на выполнение плана контрольных мероприятий, который включал объекты проверок, предложенных Московской городской Думой, Мэром Москвы, а также вопросы, инициированные КСП Москвы. Кроме того, по отдельным запросам Московской городской Думы и Мэра Москвы был осуществлен ряд проверок вне утвержденного плана.

За 1996 год проведено 23 проверки, в том числе 5 повторных, 3 обследования организаций и предприятий. Подготовлены экспертные заключения по исполнению бюджета Москвы за 1995 год, проектам бюджетов на 1996 год и 1997 годы, проанализирован отчет о формировании и расходовании валютного фонда Москвы за 1995 год.

Материалы по результатам проведенных мероприятий, предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности проверяемых организаций направлялись Московской городской Думе, Мэру Москвы, Правительству Москвы.

Основными целями контрольных мероприятий являлись проверки:

- правильности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование различных направлений городского хозяйства;

- полноты и своевременности поступлений в бюджет города доходов от предоставления в аренду нежилых помещений и приватизации имущества;

- ведения финансово-хозяйственной деятельности, состояния бухгалтерского учета;

- эффективности управления долями города на предприятиях, имеющих городскую собственность в уставном капитале, и получения дивидендов;

- соблюдения условий договоров купли-продажи и распределения финансовых средств, поступивших от приватизации;

- эффективности и правильности использования внебюджетных ресурсов города.

В 1996 году одной из основных задач в области экспертно-аналитической работы, стоявших перед КСП Москвы, было усиление работы по экспертной оценке экономических последствий для бюджета города, представляемых на рассмотрение Московской городской Думе законодательных актов.

План контрольных мероприятий КСП Москвы на 1996 год выполнен полностью.

В I квартале 1996 года была проведена повторная проверка Комитета по управлению имуществом Москвы по устранению недостатков и нарушений в вопросах управления городской собственностью и в финансово-хозяйственной деятельности.

В результате повторной проверки было выявлено, что значительная часть недостатков и нарушений в работе Комитета не устранена:

- не погашена задолженность бюджету Москвы по договорам расчетно-кассового обслуживания, заключенным Москомимуществом с нарушениями нормативных актов;

- не осуществляется контроль за начислением пени за просрочку платежей по договорам аренды в валюте;

- средства, подлежащие зачислению на специальный счет аккумуляции денежных средств от аренды, длительное время используются в обороте на расчетном счете Москомимущества;

- не осуществляется контроль за взаимодействием управлений, связанных с заключением договоров аренды, учетом арендной платы и рассмотрением дел в Арбитражном суде.

Выявлены факты недопоступлений арендной платы из-за непроведенного перерасчета заключенных договоров по новым базовым ставкам.

Рекомендации Контрольно-счетной палаты по перерегистрации и переоформлению договоров аренды и по скорейшему завершению инвентаризации недвижимого имущества Москвы включены в Программу Правительства Москвы на 1997 год (в комплексе по экономической политике и имущественно-земельным отношениям).

Рекомендации Контрольно-счетной палаты по устранению недостатков в вопросах арендных отношений были учтены Москомимуществом при разработке постановления Правительства Москвы от 13 августа 1996 года N 689 "О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования".

В представлении Контрольно-счетной палаты Москомимуществу предлагалось разработать механизм, позволяющий Москомимуществу воздействовать на ускорение сроков производства приватизационных дел. В целом Комитетом предприняты организационные и методические меры по предупреждению необоснованных случаев превышения сроков рассмотрения дел по приватизации и исключению упущенной выгоды для бюджета Москвы. В ноябре 1996 года состоялась коллегия Москомимущества, на которой были утверждены Положения "О порядке прохождения дел по приватизации в Москомимуществе и его территориальных агентствах", "О порядке принятия решения по приватизации предприятий в г.Москве", "О порядке подачи и оформления документов на приватизацию объектов нежилого фонда г.Москвы, арендуемых приватизированными предприятиями".

Контрольно-счетной палатой Москвы по результатам проведенных проверок было предложено разработать Концепцию управления городской собственностью с четким разграничением функций структурных подразделений Комитета по управлению имуществом Москвы и выделением центра, координирующего и контролирующего работу этих подразделений, а также проводящего финансово-экономический анализ деятельности акционерных обществ и госпредприятий и оценку эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйствующих субъектах с целью их максимально эффективного использования.

В сентябре 1996 года состоялась коллегия Москомимущества, на которой было решено ускорить разработку Концепции управления государственным имуществом. До принятия Концепции решением коллегии определены основные направления работы:

- реорганизация, реструктуризация и санация предприятий;

- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- постприватизационная поддержка при соблюдении интересов города, изменение технологии и процедуры приватизации.

В ноябре 1996 года состоялось заседание коллегии Москомимущества, на котором было принято решение просить руководителей Комитета по делам о несостоятельности (банкротстве), Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям, Департамента науки и промышленной политики, Департамента экономической политики и развития Москвы, бюджетно-финансовую комиссию Московской городской Думы, комиссию Московской городской Думы по вопросам экономической реформы и собственности обратиться к Мэру Москвы по вопросам:

1. Создания структуры (органа) Правительства Москвы, в задачи которого вошли бы:

- разработка Концепции развития городского хозяйства Москвы на ближайшие 15-20 лет;

- вопросы управления городской собственностью в рамках данной Концепции.

2. Роли исполнительной и представительной власти города в регулировании экономических отношений негосударственного сектора экономики.

3. Перераспределения функций управления в существующей структуре исполнительной власти.

В ходе повторной проверки Москомимущества было выявлено, что бюджетом города недополучено 1213,8 млн.руб. в виде арендной платы из-за отсутствия перерасчета арендных платежей по новым ставкам, пени по договорам аренды и пр.

По состоянию на 01.01.1997 г. Комитет по управлению имуществом Москвы возместил в бюджет города по акту повторной проверки КСП Москвы 555,1 млн.руб.

В ходе проведения проверки были предприняты меры по перечислению Москомимуществом в бюджет города 31 млн.руб., рекомендованных к возмещению проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой Московской городской Думы в 1995 году.

В целом, по результатам проверок Контрольно-счетной палаты, Москомимуществом в 1996 году возвращено в бюджет 586,1 млн.руб. Кроме того, распоряжением Мэра от 4 сентября 1996 года N 261/1-РМ "О закрытии спецсчета Москомимущества" было предписано: "... учитывая представление Контрольно-счетной палаты, закрыть специальный банковский счет аккумуляции средств от приватизации предприятий г.Москвы в АБ "Инкомбанк".

По результатам повторной проверки 5 апреля 1996 года состоялось заседание коллегии Комитета по управлению имуществом Москвы, на котором было принято решение продолжить работу по реализации плана мероприятий по устранению недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой, и в сентябре 1996 года заслушать на коллегии Комитета ход выполнения решений.

Проверка Восточного территориального агентства Москомимущества за период его деятельности в 1995 году и I квартале 1996 года была проведена с целью выявления полноты и своевременности поступления в бюджет города доходов от предоставления в аренду нежилых помещений и приватизации имущества в Восточном административном округе (ВАО) г.Москвы. Проверка терагентства как структурного подразделения Москомимущества показала, что возложенные на него функции в основном выполняются. За проверяемый период произошло увеличение общего количества заключенных договоров аренды нежилых помещений и количества сдаваемых в аренду площадей.

Проверкой установлено, что в работе терагентства недостаточно эффективно применяются меры, предусмотренные законодательством, по снижению задолженности по арендной плате за использование нежилых помещений и взиманию пени за просрочку платежа, нередко отсутствует контроль за погашением задолженности по арендной плате и начисленным пени (уровень задолженности по арендной плате практически составлял 25-27 процентов от общей суммы арендной платы по заключенным договорам). Кроме этого, практически отсутствует четкий контроль за соблюдением условий передачи объектов в аренду по конкурсу и включением конкретных условий конкурса в договоры аренды.

Сказываются на объемах и своевременности поступлений в бюджет города денежных средств такие недостатки в работе терагентства, как затягивание сроков оформления договоров аренды нежилых помещений, право на аренду которых приобретено по конкурсу (до полутора лет вместо 30 дней, определенных в заявке), а также отсутствие использования в работе по проведению конкурсов механизма по признанию недействительности сделок по передаче в аренду нежилых помещений на условиях конкурса.

Контрольно-счетной палатой Москвы были отмечены и недостаточность контроля при рассмотрении заявок на выкуп нежилых помещений за наличием договоров аренды (что предписано нормативными актами города) и отсутствием задолженности по арендной плате у покупателя, а зачастую и отсутствие контроля за погашением задолженности по арендной плате при первичной регистрации бывших арендаторов в Реестре собственности и доведением сведений при ее наличии до соответствующих служб Восточного терагентства и Москомимущества.

Существующая практика "беспроцентного кредитования" путем предоставления рассрочек арендаторам при выкупе нежилых помещений, закрепленных решениями Окружной комиссии по продаже в собственность арендованных помещений, или победителям конкурсов при продаже прав аренды также приводит, по мнению Контрольно-счетной палаты Москвы, к несвоевременным поступлениям платежей в бюджет города (на срок до одного года).

Договоры расчетно-кассового обслуживания счетов терагентства с банками были заключены с нарушениями требований нормативных актов, что приводит к потерям городского бюджета. Такого рода недостатки были отмечены при проверке Москомимущества еще в 1995 году. По вопросам выполнения "Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве", утвержденной постановлением Московской городской Думы от 20 сентября 1995 года N 61, в работе Восточного терагентства отмечен формальный подход.

При проверке структурного подразделения Москомимущества - Восточного терагентства - было также установлено, что на полноту и своевременность поступлений денежных средств в бюджет города влияют недостатки в работе Москомимущества в целом как единого органа городской администрации, занимающегося вопросами управления и распоряжения городской собственностью. Наиболее существенные из них обозначены в представлении Контрольно-счетной палаты Москвы, направленном в адрес Москомимущества (помимо представления в адрес Восточного терагентства Москомимущества). Это отсутствие единой экономически обоснованной системы предоставления льгот по арендной плате за пользование нежилыми помещениями, в то время как существующая практика достаточно весомо влияет на снижение поступлений от аренды (удельный вес сдаваемых в аренду площадей по льготной ставке от общего размера всех арендуемых помещений, например по Восточному терагентству, составляет около 40 процентов). Это и существенные недоработки программного обеспечения по базе "Недвижимость", затрудняющие получение, обработку и анализ информации и не позволяющие производить пересчет ставки арендной платы в автоматическом режиме.

Не решен вопрос Москомимуществом по юридическому статусу и уставным документам терагентств как структурных подразделений Москомимущества.

На основе предложений по устранению выявленных при проверке недостатков и изложенных в представлении Контрольно-счетной палаты Восточным терагентством Москомимущества был разработан план мероприятий от 2 октября 1996 года.

Комитетом по управлению имуществом Москвы были рассмотрены материалы проверки, результаты проработки материалов обсуждались руководством. План мероприятий на основе рекомендаций Контрольно-счетной палаты Москвы, изложенных в представлении в адрес Москомимущества, не разрабатывался, о необходимости его разработки направлен повторный запрос в адрес Москомимущества.

Проверка подразделений префектуры ВАО г.Москвы по вопросам, связанным с выявлением полноты поступления в бюджет города доходов от предоставления в аренду нежилых помещений и приватизации имущества, показала, что проводимая префектурой работа (участие в разработке предложений по выполнению Программы приватизации и в работе по разграничению государственной собственности, инвентаризации и оценке муниципального имущества, организации контроля за использованием по назначению нежилых помещений и др.) способствует увеличению поступлений денежных средств в бюджет города.

Однако при проверке установлено, что отчасти работа подразделений префектуры, финансового управления и фонда финансовых ресурсов Восточного административного округа проводится с нарушением положений нормативных актов, и имеются недостатки, на устранение которых следует обратить внимание. В частности, допускаются случаи нецелевого расходования денежных средств фонда финансовых ресурсов, недостаточно контролируется работа Восточного терагентства Москомимущества в вопросах соблюдения установленных сроков оформления договоров аренды нежилых помещений и оплаты прав аренды, приобретенных по конкурсу, погашения задолженности по арендной плате, частично присутствует формальный подход к контролю за выполнением Программы приватизации государственной и муниципальной собственности г.Москвы. Окружной комиссией по продаже в собственность арендованных помещений, занимаемых банками, инвестиционными компаниями и коммерческими структурами, принимаются решения о предоставлении рассрочки по оплате выкупаемого помещения без анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий или организаций, при наличии задолженности по арендной плате и отсутствии гарантии платежеспособности арендатора, что фактически приводит к "беспроцентному кредитованию" арендатора, выкупающего городскую недвижимость. Кроме этого, не были откорректированы "Положение об управлении экономики префектуры" и "Положение о фонде финансовых ресурсов префектуры" в соответствии с изменениями нормативной базы.

По результатам проверки с учетом представления КСП Москвы префектурой ВАО г.Москвы был разработан и утвержден 29 августа 1996 года "План мероприятий по устранению замечаний, выявленных КСП Москвы ...", и направлен в адрес палаты.

Также была проведена проверка Юго-Западного территориального агентства Москомимущества с аналогичной постановкой цели за период с 1995 года по I полугодие 1996 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»