Общими методологическими ориентирами развития и реализации ДПП с использованием инновационных технологий являются стратегии:
- гуманитарности - фундаментального качества образовательной деятельности, главной ценностью которого является человек как целостность;
- непрерывности самообразования - обучение с ориентацией на перспективы личностного и профессионального роста;
- персонификации - выявление и развитие индивидуального в личности посредством рефлексии - осмысления собственного опыта.
С точки зрения содержания ДППО отчетливо выделяются три относительно самостоятельных составляющих компонента:
1) плановое повышение квалификации работников образования - обеспечение реализации ДПП, направленных на обновление, совершенствование знаний, умений, навыков и компетенций в связи с повышением требований к профессиональной деятельности или потребностью в устранении выявленных дефицитов (не реже чем один раз каждые три года);
2) обеспечение реализации ДПП, направленных на удовлетворение индивидуальных образовательных запросов на овладение новыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями и осваиваемые по инициативе работника образования;
3) построение индивидуальных образовательных маршрутов как целенаправленно проектируемых программ профессионального развития педагогических работников на основе диагностики дефицитов профессиональной деятельности, изучения индивидуальных запросов и потребностей педагогических работников в профессиональном развитии, обеспечиваемого за счет совокупности образовательных событий формального, неформального характера, информального образования.
Инновационные (цифровые) технологии составляют ядро современного этапа технологического развития и сохранят доминирующую роль в обозримой перспективе.
Процесс цифровизации образовательной среды ДППО сегодня направлен на обеспечение качественно новых возможностей для "упаковки" учебного материала и образовательной деятельности, а также формирует принципиально новые образовательные запросы. В этих условиях дидактическое значение различных технологий и методов обучения дифференцируется. Роль продолжительных, однородных по структуре деятельности, "пассивных" форм обучения по ДПП, таких как лекция, заметно снижается. Напротив, возрастает роль технологий, основанных на активности обучающихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии, обладающих сложной структурой и определенным внутренним сценарием, таких как проектная деятельность, во всех ее вариантах, игровые технологии обучения, решение кейсов, групповые дискуссии и обсуждения и т.д.
Включение инновационных технологий, в том числе цифровых технологий в ДПП позволят ускорить, сделать более технологичным и педагогически эффективным образовательную деятельность в ДППО, повысить мотивацию обучающихся к их освоению за счет мгновенной диагностической обратной связи, персональных рекомендаций и других средств.
Глобальные процессы цифровизации приводят к доминированию наглядно-образного типа мышления, новых способов "упаковки" образовательно значимой информации, более компактных и удобных для быстрого восприятия и использования. Стиль мышления, обучающегося становится инфографическим, наглядно-образным, основанным на совместной работе обоих полушарий головного мозга.
Инфографика позволит использовать более сложную логику (нелинейную, многомерную, сетевую), а компактность и относительная автономность инфографических форм подачи материала более соответствуют модульному формату профессиональных компетенций. Использование преимущественно инфографического типа мышления позволит обеспечить быстрое решение комплексных, мультисистемных задач в условиях неполноты информации, что окажется востребованным для обучающихся.
В качестве рамочных закономерностей, определяющих особенности использования инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, рассматривается ряд более широких тенденций в реализации ДПП:
- распространение и развитие различных корпоративных форм повышения квалификации, включая обучение на рабочем месте, e-learning, we-learning: развитие интегрированных сетевых ДПП, позволяющих делать "сборку" индивидуальных образовательных маршрутов из модулей ДПП или коротких ДПП;
- формирование новых требований к содержанию образования, снижение роли академического ("знаниевого") компонента в условиях доступности образовательной и образовательно значимой информации и повышение роли деятельностного содержания ДПП;
- горизонтальная и вертикальная конвергенция ДПП. Значение будет иметь не только удостоверение о курсах повышения квалификации, но и персональное цифровое профессионально-образовательное портфолио, фиксирующее персональный набор обучающимся освоенных ДПП и профессиональных компетенций.
Инновационные, в том числе цифровые технологии, используемые в ДПП обладают дидактическими (образовательно значимыми) свойствами, среди которых:
- свобода поиска информации в глобальной информационной сети;
- персональность - наличие неограниченных возможностей для персональной настройки на потребности и особенности каждого обучающегося, включая выбор способа подачи материала, уровня сложности, темпа работы, количества закрепляющих повторений, характера учебной помощи, партнеров, игрового антуража и т.д.;
- интерактивность - способность обеспечивать многосубъектность в процессе образовательной коммуникации и образовательного взаимодействия;
- мультимедийность (полимодальность) - способность комплексно задействовать различные каналы восприятия (слуховой, зрительный, двигательный) в образовательной деятельности по реализации ДПП;
- гипертекстовость - свобода перемещения по тексту, сжатое изложения информации (в том числе в форме инфографики), модульность текста и необязательность его сплошного чтения, справочный характер информации, свертывание-развертывание информации, использование перекрестных ссылок и т.д.
К числу образовательно значимых инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, могут быть отнесены: телекоммуникационные технологии, в том числе обеспечивающие конвергенцию сетей связи и создание сетей нового поколения; технологии обработки больших объемов данных (Big Data); искусственный интеллект; технологии распределенного реестра (блокчейн); технологии электронной идентификации и аутентификации; интернет вещей; виртуальная и дополненная реальность и другие.
Инновационные технологии, в том числе цифровые технологии, создают новые возможности для построения образовательной деятельности по реализации ДПП и решения широкого комплекса образовательных задач - как "вечных", не разрешимых средствами традиционного образования, так и принципиально новых.