Данная инновационная технология реализуется
- за счет использования цифровых технологий;
- коммуникация трансформируется с точки зрения таких характеристик как: пространственно-временные, внутренние структурные, характеристики организации знаков/символов и опосредствования передачи значений и смыслов.
Технологические решения обеспечения и/или создания цифровой коммуникации, которая позволяет обеспечивать собственно образовательную деятельность по ДПП.
На данный момент существуют следующие кейсы использования технологии цифровых коммуникаций в ДППО:
- мессенджеры как цифровые инструменты коммуникации; они замещают передачу сообщений любой сложности, с любыми медиа (текст, видео, картинки, компиляции и т.п.) и не предполагают замещения собой ДПП;
- MOOC (MassiveOpenOnlineCourse) как целостное замещающее решение, использование MOOC при реализации ДПП (в ряде организаций, реализующих ДПП, реализованы процедуры, позволяющие засчитывать результаты освоения MOOC по определенным дисциплинам ДПП);
- платформы для реализации ДПП как инструмент организации обучения, не замещающий полностью этот процесс, но обеспечивающий его совершенно новые свойства: хранение образов заданий, возможность мгновенной обратной связи о продвижении в обучении, цифровое "документирование" накопления больших данных, планирование образовательных результатов и "документированное" сравнение замыслов и реализации образовательных целей и др., в результате создаются возможности персонализированного образования;
- технология вебинара предоставляет возможность односторонней трансляции видеопотока от одного или нескольких преподавателей в рамках реализации ДПП, при этом обучающиеся (количество которых может быть очень большим) имеют ограниченный набор инструментов обратной связи (групповой чат, контрольные тестовые вопросы и др.);
- синхронные форматы онлайн-образования, такие как онлайн-лекции и видеоконференции могут быть использованы для реализации, в том числе, сетевых ДПП, проведения занятий для географически удаленных обучающихся.
Технологические решения цифровых коммуникаций (в сочетании с другими технологическими решениями) могут быть сфокусированы вокруг следующих прикладных задач в ДППО:
- внедрение "горизонтального обучения" педагогических работников и управленческих кадров, в том числе на основе обмена опытом, обучения на основе формирования и участия в профессиональных ассоциациях, внедрение различных форматов электронного образования, а также обновленное самообразование;
- развитие практики повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров в рамках деятельности профессиональных сообществ, в том числе сетевых;
- создание "сетевых школ" (например, учителей математики, заместителей директоров общеобразовательных организаций, методистов и др.), где цифровая коммуникация обеспечивает виртуальную учебу и строится с учетом ограничений инструментов коммуникации, встроенных в сетевую школу.
Таким образом, технология цифровой коммуникации может быть использована для проведения онлайн-занятий в рамках реализации ДПП, а также для решения разных по содержанию задач по виртуальному обучению педагогических работников и управленческих кадров.